Смекни!
smekni.com

Феномен контраста и его применение в обучении школьников изобразительному искусству (стр. 1 из 2)

Феномен контраста и его применение в обучении школьников изобразительному искусству

Т. В. Нестерова

Контраст как явление реального мира носит субъективный характер, обусловленный особенностями личности, в том числе и ребенка. Автор использует контраст формы, цвета, величины, светлоты изображаемых предметов для организации развивающего обучения на уроках рисования с натуры, декоративного и тематического рисования.

Ключевые слова: контраст, психический образ контраста, графический образ рисунков учащихся, контраст как средство развивающего обучения.

Изобразительная деятельность универсальна. Обладая психолого-педагогическим потенциалом развития восприятия, представлений, мышления, совершенствуя эмоционально-волевую и речевую сферы, она оказывает большое влияние на формирование личности ребенка в любом возрасте. Художественное образование детей представляется нам как процесс активно функционирующих психических звеньев в структуре их развивающейся личности, осуществление которого определяется использованием эффективной педагогической методики. Компетентно, содержательно и технологически проведенные уроки обладают большим развивающим эффектом. Однако в теории и практике современного образования не реализуются многие средства изобразительного искусства, в том числе контраст. Между тем контраст, как показывает наш опыт, можно успешно использовать в качестве дидактического средства [2].

Контраст широко применяют профессиональные мастера в скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладных изделиях, добиваясь максимального звучания художественного образа. К нему обращаются при изображении отдельных фигур, передаче частей предметов, создании многофигурных композиций. Контрасты величины, светлоты, цвета, формы, линий, фактуры материалов, психологических характеристик героев или персонажей присутствуют во всех видах и жанрах изобразительного искусства.

Рассматривая контраст в качестве развивающего средства при обучении школьников, мы исходили из его современного понимания как явления реального мира, отражаемого сознанием в виде образа, субъективный характер которого обусловлен особенностями личности учащегося. Мы считаем, что современный преподаватель должен хорошо освоить теорию контраста, чтобы быть компетентным в работе с детьми, поэтому подробнее остановимся на вопросах, связанных с развитием личности ребенка в обучении. В онтогенезе у ребенка складывается индивидуальная сенсорно-перцептивная организация, объединяющая органы чувств в целостную систему связей. Ведущей среди них является система, основанная на зрительном и тактильно-кинестетическом восприятии, именно она создает у человека интегральный образ действительности. Велика ее роль и в изобразительном искусстве, поскольку в освоении мира художественно-образным путем участвуют те же психические функции, что и в познании реальности.

Формирование образов изображаемых объектов с контрастными признаками начинается с ощущений и восприятия при воздействии противоречивых свойств объектов на органы чувств. Познание происходит при сопоставлении различий в ощущениях, возникающих в результате деятельности анализаторов, так называемых «нервных приборов», которые осуществляют анализ раздражений. Анализатор состоит из трех частей: рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре больших полушарий головного мозга. Главная функция рецептора заключается в превращении энергии действующих раздражителей в нервный процесс. Каждый рецептор приспособлен к приему сигнала конкретной модальности — кинестетического, тактильного, зрительного и пр. Проводящие нервные пути осуществляют передачу нервных импульсов в кору головного мозга, где они преобразуются, оставляя информационный след, и снова возвращаются к рецепторам. Так, зрительные ощущения и восприятие выявляют контраст в форме предметов (круглый — угловатый), в цвете (красный — зеленый), в величине (большой — маленький); кинестетические — в движениях (плавные — резкие), уточняют их в величине (насколько один объект больше другого); тактильная перцепция выделяет различия в фактуре поверхности (глянцевая — шероховатая) и т. д.

Контраст обусловлен деятельностью как периферических, так и центральных отделов нервной системы, что подтверждает открытый И. П. Павловым закон взаимной индукции нервных процессов. В любом участке коры головного мозга возбуждение сопровождается торможением в соседних с этим участком областях, а торможение вызывает в них усиленное возбуждение. «Взаимная индукция обнаруживается как в окружности пункта раздражения или торможения одновременно с их действием, так и на самом пункте по прекращении процессов», — отмечал И. П. Павлов [7, 332 ]. Исследования в области физиологии и психологии органов чувств середины XX в. доказали, что на уровне рефлексов и на более высоких структурных уровнях происходит взаимодействие нервных раздражителей (С. В. Кравков, Н. Д. Нюберг, И. П. Павлов, D. B. Judd, E. H. Land). При этом нервная связь на конкретный раздражитель возникает быстрее и является более прочной, когда повторение чередуется, противопоставляется раздражителю другой интенсивности. Результативна определенная комбинация раздражителей по силе воздействия: очень сильный раздражитель не дает позитивного результата, если он действует одновременно с раздражителем такой же силы, но замечается слабый, когда полностью исключаются другие, т. е. имеет значение степень различия между раздражителями.

Учитывая вышесказанное, сформулируем целевую направленность разработанной нами методики — формирование графического образа рисунков учащихся [5] в процессе применения контраста как средства обучения.

Предлагая контраст, который могут понять и усвоить школьники, мы выбрали различия в форме, цвете, светлоте и величине. Во-первых, эти признаки имеют большое значение при опознании объектов в процессе восприятия. Во-вторых, рисуя, дети часто к ним обращаются интуитивно, не зная, что их можно употреблять в роли выразительного средства. В-третьих, дифференциация учащимися объектов по форме, цвету и величине с последующим их изображением повышает развивающую направленность образовательного процесса.

Организация названных различий в объектах создает к ним эмоционально-эстетический интерес детей при обследовании, способствуя тем самым выделению характерных признаков. Контрастные движения в исполнительских действиях развивают мелкую ручную моторику, а осуществление визуального контроля за графическими операциями укрепляет зрительно-двигательное взаимодействие. В целом овладение контрастом как художественно-выразительным приемом открывает для школьников возможность развития их творческого потенциала в процессе занятий изобразительным искусством.

Изобразительная деятельность как форма целенаправленной практической деятельности регулируется психическим образом, а все этапы создания рисунка сопровождаются мыслительными операциями — анализом, синтезом, сравнением, планированием, абстрагированием и пр. Разрабатывая содержание уроков, мы исходили из того, что свойства и отношения изображаемых предметов познаются учащимися в соответствии с конкретными учебными задачами. Если после обследования предметов школьники практически и вербально выделяют их форму, величину, цвет, конструктивные особенности, то такие представления пригодны для воспроизведения в рисунке. От занятия к занятию дети узнают новые свойства и уточняют известные: чувственное восприятие предметных признаков обогащается характерными деталями и закрепляется в графических действиях, в сопровождающих их речевых высказываниях — так представления совершенствуются, развиваются речь и мышление.

Осуществление познавательной функции графического образа находит продолжение в технике исполнения. Активизировав тактильно-кинестетические и зрительные анализаторы при наблюдении объектов, получив вербальную информацию, учащиеся закладывают комплекс исполнительских действий. Руки и глаза производят одни и те же движения по контурам предметов, по точкам перехода одной формы в другую, действуют как сложная динамичная система (А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов, И. М. Сеченов). Причем когнитивный компонент движения включает только те формообразующие движения, которые понадобятся для отображения различий в данных предметах. Так выстраивается рабочая программа, состоящая из целенаправленных движений рук, контролируемых прослеживающими движениями глаз, которая опирается на ранее приобретенные графические умения.

Организуя контраст в каком-либо из признаков натурной композиции, мы определяем характер всей системы художественных операций. Связанные с поиском, они всякий раз ориентированы на определенные свойства, что является для учащихся трудной задачей, поскольку их тело «вынуждено… постичь сложнейшую физику конкретной предметной ситуации и согласовать ее с телесной биомеханикой» [1, 147 ], но решаемой. Пробующими движениями во всех направлениях они осваивают пространство листа в соответствии с задачей отображения различий. Опираясь даже на ограниченный зрительно-двигательный опыт, школьники постоянно меняют положение кистей и пальцев рук, совершенствуют зрительный контроль осуществляемых движений. Движения карандаша (кисти) по контуру предмета и внутри его силуэта могут быть непрерывные, с интервалом, прямолинейные, дугообразные, крупные, мелкие, часто или редко повторяющиеся. Так, варьируются графические действия, дифференцируются инструментальные операции, приобретаются новые умения, автоматизируются ранее усвоенные.

Художественное содержание детских рисунков отображено в эмоционально-выразительном компоненте графического образа. Рисунок — это язык, который посредством сложной системы линий и цветовых пятен (знаков), во-первых, передает реальную действительность, во-вторых, выражает субъективную позицию исполнителя, соотносящего выбор изобразительных действий и средств со своим эмоционально-эстетическим переживанием. Способность к эмоционально-эстетическому переживанию обусловлена уровнем развития познавательной сферы ребенка, опытом его эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и художественных произведений, а также участием в художественно-творческой деятельности. Поскольку эмоционально-чувственная сфера школьников находится еще в стадии развития, то выразительный язык их рисунков нередко ограничен, в графических формах часто встречаются штампы (Е. И. Игнатьев, Г. В. Лабунская, С. Д. Левин, А. А. Мелик-Пашаев). Но применение контраста в качестве художественно-выразительного приема качественно меняет и данный компонент графического образа.