Смекни!
smekni.com

Перфекционизм в структуре личности (стр. 1 из 2)

Ю.А. Краснова, А.Г. Адушинова

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Проблема перфекционизма стала изучаться в Европе и Америке, начиная с 1980-х годов. Фактически перфекционизм как явление психической направленности был отмечен гораздо раньше: у Адлера [1] как компенсаторное стремление к превосходству и совершенству, у К. Хорни как нарциссическая патология. А. Пахт писал, что перфекционизм – широко распространенная и чрезвычайно тяжелая проблема, связанная с множеством психологических и физических расстройств (алкоголизм, психосоматические заболевания, личностные расстройства, неврозы, депрессии и др.). Она имеет не только клинико-психологическое значение, но и социально-психологическое, социологическое, культурное значение [4].

На сегодняшний день перфекционизм не достаточно обширно изучен, хотя в настоящее время приобретает все больший интерес для ученых. В практике современной психологии перфекционизм используется для обозначения различных понятий и имеет множество значений. В настоящий момент ни одно из определений не является общепринятым. В широком значении перфекционизм – это стремление к безупречности, к совершенству, а перфекционист – это человек, который стремится быть лучшим во всем (во всех аспектах своей жизни). В узком смысле – рассматривается как обостренное стремление к совершенству, которое может относиться как к собственной личности, так и к результатам любой деятельности.

Канадские ученые П. Хьюитт и Г. Флетт описали три составляющих перфекционизма: перфекционизм, ориентированный на себя; перфекционизм, ориентированный на других; социально предписанный перфекционизм [4]. Высокий уровень перфекционизма, ориентированного на себя, предполагает наличие тенденции ставить перед собой «отдаленные», труднодостижимые цели и сосредотачиваться на них. Высокий уровень перфекционизма, ориентированного на других, сопровож- дается требовательностью по отношению к окружающим, нетерпимостью и нежеланием прощать ошибки и несовершенства. Высокий уровень социально предписанного перфекционизма предполагает убежденность человека в том, что другие люди имеют относительно него чрезвычайно высокие ожидания, соответствовать которым необходимо, чтобы заслужить одобрение и приятие, избежать негативной оценки.

Д. Хамачек на основе клинического опыта описал различия между невротическим (дезадаптивным) и нормальным (адаптивным) перфекционизмом. Нормальный перфекционист – это тот, кто устанавливает для себя высокие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможности допускать ошибки.

Нормальный перфекционист стремиться к разумным и реалистичным стандартам, что ведет к чувству самоудовлетворения и повышению самооценки.

Невротические перфекционисты так сильно обеспокоены недостатками своей деятельности, что даже самые несущественные из них с большой вероятностью могут привести к ощущению несоответствия своим требованиям. Дж. Рид относит перфекционизм к характеристикам обсессивно-компульсивных индивидов, которые отражают «сопротивление завершению дела». Главная черта, по Дж. Риду, – это неуверенность в завершенном деле. Характерной чертой перфекционистов является придание слишком большого значения пунктуальности, порядку и организованности. М. Холлендер описывает это как культ аккуратности: «всему свое место» [4].

Л. Тери-Шорт и другие авторы описывали позитивный и негативный перфекционизм. Первый характеризуется как поведение, являющееся функцией положительного подкрепления; оно включает готовность взаимодействовать со стимулами. Негативный же перфекционизм – это функция отрицательного подкрепления, включающая желание избежать неприятных исходов [4].

Психологи с опорой на многочисленные примеры отмечают, что перфекционистская ориентация начинает формироваться очень рано – как правило, еще в младшем школьном возрасте, а порой и того раньше. Решающими в ее возникновении выступают факторы семейного воспитания. Чаще перфекционистами становятся единственные дети, а когда детей в семье несколько, то тут наиболее уязвимыми оказываются первенцы. Главным провоцирующим фактором становится авторитарный стиль воспитания, сочетающий в себе высокие требования, жесткий дисциплинарный режим и недостаточную эмоциональную поддержку и участие. В таких условиях на ребенка возлагаются большие надежды – ему надлежит оправдать родительские надежды, приумножить родительские достижения и избежать их промахов. Ребенок очень рано начинает понимать: любовь родителей ему необходимо заслужить своим безупречным поведением, безукоризненным выполнением их требований и высокими успехами в любой одобряемой ими деятельности. То есть доброе отношение родителей обусловлено успехами ребенка. С поступлением в школу эти успехи четко формализуются в виде отметок. И только статус круглого отличника, первого ученика в классе, победителя всевозможных конкурсов и олимпиад, а впоследствии и золотого медалиста позволяет ребенку ощутить свою значимость, почувствовать столь необходимое ему одобрение и участие со стороны близких. Естественные затруднения в достижении этого статуса фрустрируют ребенка, порождают постоянный стресс. Неудачи переживаются крайне болезненно, вплоть до суицидальных попыток. Подростковые психиатры отмечают: такие попытки на удивление нередки среди «благополучных» мальчиков и девочек, для которых смысл их жизни воплощен в пятерке, а тройка соответственно лишает жизнь всякого смысла. В студенческом возрасте это также проявляется в виде отметок, достижений в спорте, олимпиадах, конкурсах и т.д.

При перфекционизме у человека есть представление о том, каким он должен быть в идеале, и при этом он знает, что несовершенен. Люди всегда гордятся не тем, кем они являются, а тем, что они из себя представляют. Человек не может жить таким, какой он есть, у него отвращение к себе, он себя не принимает. И тогда он искусственно создает другую личность и проявляет ее в мире. Ему не интересно все, что просто, потому что его «Я» формируется на усилии. А потом человек страдает и попадает в замкнутый круг: потребовав от себя, он будет требовать от окружающих, не будет любить их, будет ими пренебрегать.

Исследователи выделяют несколько сфер, на которые оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности, межличностные контакты [2]. Последствия для эмоционального состояния – недовольство собой, переживание тоски, тревоги, стыда, вины. Последствия для продуктивности деятельности могут проявляться в виде: поведения избегания; состояния паралича, невозможности начать действовать, так как любой результат, отличный от превосходного, неприемлем; снижения продуктивности и хронического переутомления в силу генерализации высоких стандартов на все виды деятельности. В межличностных контактах возможны конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий в адрес окружающих; конкурентные отношения с людьми из-за сравнения себя с ними, зависти, ревности; недостаток близких и доверительных отношений. Трудности в отношениях были включены в качестве составляющей в конструкт перфекционизма, предложенный Р. Слэйни. Многие современные авторы, например, Р. Фрост, Р. Слэйни, Й. Штебер отмечают неспособность принимать решения и закончить дело в качестве одной из ключевых особенностей перфекционистов.

Исследователи перфекционизма выделяли характерные для перфекциониста черты, сходные с чертами нарциссической личности, которые описывает Е.Т. Соколова [3]. В частности, нарушена мотивационная сфера. Такая личность способна достичь успеха в профессиональной деятельности, но «мотивация профессиональной активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху, удовлетворению честолюбивых амбиций, всеобщему восхищению. Деловая мотивация быстро истощается» [3]. То же самое с некоторыми поправками можно сказать и о перфекционистах. В сфере общения нарциссические личности склонны к чрезмерной идеализации и последующему обесцениванию отношений. Эта черта также присуща перфекционистам, на что указывали различные авторы [2]. Еще одна черта нарциссической личности – непереносимость критики, которая угрожает идеальному Я и фрустрирует реальное Я [3]. Перфекционисты также отрицательно реагируют на критику, так как воспринимают ее в качестве свидетельства своего несовершенства или несостоятельности.

Перфекционизм имеет сходство не только с нарциссической патологией, но и с неврозами. Перфекционистам присущи невротические способы реализации потребности в любви и одобрении (без различия партнера), поддержке (потребности избавиться от одиночества и страха и для этого заслужить любовь другого человека через попытки стать совершенным), в доминировании (стремление к всё большему совершенству сочетается с неуверенностью в себе; эта потребность может стоять за объектно-ориентированным перфекционизмом), в публичном восхищении, признании (от которых зависит самоценность). Е.Т. Соколова отмечает, что невротику присуща внутренняя противоречивость стремлений (желание доминировать и необходимость отказаться от этого для получения принятия), из-за которой вытекает ощущение невозможности самостоятельного изменения своей жизни [3]. Описанные черты свойственны дезадаптивным перфекционистам.

Поскольку перфекционисты считают, что небольшие ошибки составляют неуспех, и их самооценка основана на том, насколько хорошо они выполняют деятельность, Д. Бернс выдвинул гипотезу о том, что перфекционисты особенно подвержены депрессии. В 1980-е годы С. Блатт, интересовавшийся проблемой перфекционизма и его связью с депрессией и суицидальностью, описал «интроективную депрессию», для которой характерна постоянная критика в свой адрес, сосредоточенность на проблемах достижения и постоянное чувство вины. Р. Фрост позднее исследовал связь перфекционизма с депрессией и получил подтверждение того, что перфекционизм более тесно связан с депрессией самокритики, чем с депрессией зависимости. А. Бек в практике когнитивной психотерапии также получил подтверждение связи перфекционизма с депрессией. Он описал два типа личностной конфигурации, предраспологающей к депрессии: социотропный тип, сосредоточенный на проблемах привязанности, зависимости и близости, и автономный тип, сосредоточенный на проблемах независимого функционирования, достижений, удач и неудач. Для этого последнего типа характерен перфекционизм в сфере достижений [2].