Смекни!
smekni.com

Работа с лицами, "обнаружившими" свою гомосексуальность (стр. 3 из 6)

Нарушение идентичности

На этой стадии клиенты начинают догадываться о том, что являются геями или лесбиянками, однако осознание этого для них, как правило, неприятно. Обращаясь к психотерапевту, они надеются, что тот поможет им лучше понять свою сексуальную ориентацию и преодолеть связанные с ней противоречивые чувства.

Клинический пример 4

Дон, работавшая банковским клерком, в определенный момент поняла, что испытывает сексуальный интерес к женщинам. По рекомендации психотерапевта она набралась смелости и позвонила в телефонную службу знакомств для лесбиянок. Затем она встретилась с одной из женщин-волонтеров и отправилась в бар для лесбиянок. Там её представили нескольким женщинам, которые пришли к политическому осмыслению своей гомосексуальной идентичности благодаря феминизму. На следующей сессии Дон выглядела еще более подавленной и одинокой, чем прежде. "Те женщины походили на мужчин, - сказала она. - Они все были такие агрессивные! Если быть лесбиянкой означает быть такой, как они, я, скорее всего, не лесбиянка". Дон переживала чувства смущения и отчуждения от других женщин, осознавших факт своего угнетения мужчинами и силу своей женской идентичности благодаря отказу следовать ожиданиям мужчин-гетеросексуалов (желающих, чтобы они были женственными, мягкими и уступчивыми). На этой стадии Дон нуждалась в том, чтобы установить контакт с женщинами, похожими на нее и разделяющими ее взгляды. Она рассердилась на психотерапевта за то, что тот не смог помочь ей познакомиться с лесбиянками, похожими на нее.

Таким образом, очень важно, чтобы психотерапевт имел представление о том, как построена работа местных агентств, представляющих сообщества лесбиянок и геев, и каковы особенности их социальной жизни. Это позволит специалисту подготовить клиента к встрече с представителями этих сообществ и, возможно, предвидеть ситуации, аналогичные той, что описана выше.

Кроме того, весьма часто проекция чувств злости и гнева, связанных с лесбиянками и геями, осуществляется на активистов их сообществ, которые "кичатся" своей гомосексуальностью, в частности на "женоподобных" геев, "представляющих других геев в плохом свете".

Клинический пример 5

Гнев может проецироваться клиентом и на психотерапевта. Если клиент негативно воспринимает некоторые проявления гомосексуальности, а психотерапевт "открыт" для проекций, он может вызвать у клиента отрицательные переживания.

Илейн воспитывалась в очень религиозной семье. Она усвоила представление о том, что гомосексуальность - это смертный грех. В процессе общения с психотерапевтом, когда тот проявлял терпимость к ее гомосексуальным чувствам и мыслям и даже предложил девушке познакомиться с молодыми лесбиянками, она разозлилась на психотерапевта. Ее расстроило и разозлило то, что психотерапевт повел себя совсем не так, как повели бы себя в этой ситуации ее родители.

Кроме того, некоторые клиенты понимают, какой вред причинили своим пациентам (а возможно и себе) те психотерапевты, которые пытались "лечить" лесбиянок и геев. Такие клиенты иногда прибегают к услугам психотерапевта как к последнему средству. Они могут проявлять к нему враждебность, и психотерапевт должен помочь им выразить чувство гнева, не стараясь при этом от него защититься.

Клиенты также могут чувствовать: для того чтобы быть лесбиянками и геями, они должны отвечать гетеросексуальным стереотипам, сложившимся в отношении представителей сексуальных меньшинств. Так, например, женщинам может казаться, что они должны соответствовать образу "плохих девчонок" - носить короткую стрижку и пить пиво, а мужчинам может представляться, что им следует быть женоподобными. Отчасти из-за того, что общество имеет недостаточное представление о многообразии форм поведения лесбиянок и геев, многим людям, особенно молодежи, кажется, что они должны соответствовать неким стереотипным образам гомосексуалов.

Торг

На этой стадии клиенты, осознавая последствия собственной идентификации в качестве лесбиянок или геев, стремятся быть гетеросексуальными или вернуться к своему прежнему образу жизни и прежней сексуальной идентичности. Клиенты могут воспринимать психотерапевта в качестве внешнего сверх-Я и ожидать от него определенной помощи в этом. Вполне возможно, что обращение человека к психотерапевту связано с тем, что его семья или супруга (супруг) предлагают ему пройти психотерапию и стать более "гетеросексуальным".

Психотерапевт должен понимать, что попытки "лечить" гомосексуальность будут необоснованными (Tripp, 1975) и неэтичными (см. вторую главу). Однако специалист должен сознавать и то, что, объясняя это клиенту, он может спровоцировать раздражение и гнев. Целесообразно убедить клиента в том, что он способен сам контролировать свое поведение, и дать ему понять, какого рода помощь может быть предоставлена психотерапевтом. Важно, чтобы клиент не чувствовал вины в том случае, если он попытается воспользоваться услугами других специалистов или временно прекратит посещать психотерапевта. Недефензивная профессиональная линия поведения психотерапевта и его способность к эмпатии способны помочь клиенту справиться с чувствами раздражения и гнева и понять их действительные причины, которые рождены попытками определенных лиц или социальных институтов контролировать его поведение.

На данном этапе определенную значимость для клиентов приобретают религиозные вопросы. Даже если представители церкви относятся враждебно к его сексуальной ориентации, клиент, например, может задавать себе вопрос, насколько его гомосексуальность согласуется с волей Бога. В настоящее время некоторые церкви более терпимо относятся к лесбиянкам и геям, а потому психотерапевт может порекомендовать клиенту получить от них помощь (для получения дополнительной информации см. тринадцатую главу и "Приложение 2").

Депрессия

В тех случаях, когда копинговые механизмы клиента оказываются недостаточными, у него может развиться депрессия. На этой стадии клиенты хорошо осознают свою гомосексуальную ориентацию, но вместо того чтобы проецировать свой гнев на других, они направляют переживаемые ими чувства злости и вины на самих себя.

Одним из серьезных препятствий на пути принятия клиентом своей гомосексуальной ориентации может быть реальная или предполагаемая утрата поддержки со стороны его семьи и друзей. Важным фактором положительной самооценки человека является его общение со значимыми для него людьми. Утрата любви и поддержки тогда, когда отсутствует возможность их получения со стороны других людей, связана с большим риском для душевного равновесия. При этом у клиента может возникнуть негативное восприятие лесбиянок и геев, и они перестают быть для него положительными образцами для подражания.

Переживаемая на этой стадии депрессия бывает довольно глубокой. Нередко возникает суицидная настроенность, зачастую имеют место попытки суицида или членовредительства. В ходе исследования, проведенного лондонской "Группой лесбиянок и геев-подростков", 20% всех респондентов младше 21 года сообщили о совершенных ими суицидных попытках, связанных с гомосексуальностью (Trenchard and Warren, 1984). Аналогичные данные были получены другими авторами (Hetrick and Martin, 1987). Психотерапевт должен об этом помнить и не стесняться спрашивать клиента о наличии у него суицидных мыслей и переживаний. Очень важно, чтобы психотерапевт проявил при этом высокую степень эмпатии, а также способность к принятию негативных чувств клиента и в то же время смог вселить в него чувство надежды. Кроме того, следует помнить о том, что переживаемые клиентом чувства раздражения и гнева могут быть направлены против самого себя и приводить к попыткам самоубийства, с тем чтобы обвинить в своей гомосексуальности окружающих или избавиться от боли и страдания, связанных с "существованием" в качестве лесбиянки или гея.

Клиент должен иметь возможность выразить свои чувства вины и гнева, приводящие к развитию депрессии. Возможно, это будет трудно сделать в тех случаях, когда психотерапевт, общаясь с клиентом, открыто признает свою собственную гомосексуальность, поскольку этому помешают реакции контрпереноса и основанные на реальности страхи клиента. Побуждая его к выражению негативных переживаний, психотерапевт должен помогать ему увидеть то хорошее, что связано с его гомосексуальностью. Следует подчеркивать, что успешное преодоление клиентом депрессивной стадии сыграет решающую роль при интеграции им собственной гомосексуальной идентичности в структуру личности.

Вудман и Ленна не говорят о том, что представляет собой принятие человеком своей гомосексуальности. Очевидно, что принятие своей гомосексуальности связано не просто с отсутствием депрессии, а с иными, очень важными изменениями в мироощущении человека. Модель Вудмана и Ленны предполагает, что, интегрировав свою гомосексуальную идентичность в структуру личности, человек после успешного прохождения им всех четырех стадий больше не пытается от нее защититься. Представленная ниже модель "обнаружения" отражает более широкий спектр как внутри-, так и межличностных процессов, протекающих параллельно с принятием индивидом своей сексуальной ориентации, отличной от ожиданий культурного большинства.