Смекни!
smekni.com

Институт Религии (стр. 6 из 7)

Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики. Однако и условиях современного индустриального общества, когда влияние религии на общественную жизнь значительно ослабло, отмеченные функции религия все же продолжают действовать, но менее эффективно, чем в предшествующие исторические эпохи. Утрата религией своего центрального места в культуре, воспитании, образовании и других сферах приводит к тому, что на одно из первых мест выдвигается ее реакреационная функция. Это означает, что религия все в большей мере начинает функционировать как социаль­ный институт, имеющий своей задачей устройство отдыха и развлече­ния для людей. От обычных досуговых учреждений религия отличается тем, что эта ее функция является подчиненной, вспомогательной по отношению к четырем основным.

Стремясь модернизировать религию, священнослужители превра­щают храмовые постройки в модернистские архитектурные сооруже­ния, проводят богослужение в форме живого общения с верующими, привлекая иногда для этой цели популярные молодежные рок группы. Современная церковь наряду с другими культурными учреждениями активно участвует в духовной жизни общества, поощряет развитие отдельных видов искусства, музыки, литературы, спорта. Досуговая деятельность церкви приобретает особую ценность для пожилых людей, страдающих от недостатка внимания со стороны общества.

Забота и внимание церкви к этой категории населения (в вашей стране эта деятельность церковных организаций так же получает распростра­нение) безусловно, способствует сохранению ее авторитета и мораль­ного влияния в современном индустриальном обществе.

Существенной особенностью современного этапа развития религия, по крайней мере, в странах Запада является секуляризация, под кото­рой принято понимать процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связан­ное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты ¾ образование, экономику, политику и др. Признаками секуляризации могут так же служить ослабление роли религиозных санкции в качестве средства социального контроля, отделение церкви от госу­дарства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело каждого гражданина...

Интересные рассуждения и факты относительно процесса секуляри­зации излагаются в книге известного английского социолога Б. Уилсона. Симптомы упадка религии в современном мире он видит в ослаблении влияния религиозной морали на поведение людей, которые сейчас ориентированы в значительной мере на новые "материальные ценности". Современный мир, по его мнению, все более превращается в рационально конструируемую среду, в которой мало места остается для действия божественных сил. Главное препятствие сохранению власти религии в современном обществе он усматривает в несовместимости религиозной веры с рациональными и утилитаристскими установками, управляющими поведением людей. Б. Уилсон приводит статистические данные, свидетельствующие о падении роли религии в западном обще­стве, о расширении процесса секуляризации. Так, если в 1970 г., согласно опросам общественного мнения, 88% респондентов заявляли о своей вере в бога, а 45% думали о боге, как реальной личности, то в конце 70-х годов эти цифры уменьшились соответственно до 64% и 35%. В конце 60-х годов церковь в Англии в будни посещало только 3,5% населения, а в воскресные дни от 10 до 12%. Падение уровня посещае­мости церковных служб зафиксировано и в США, хотя численность верующих там выше. В 50-е годы на воскресных службах в США присутствовало 50% населения, а в начале 70-х - только 40%.

Важным показателем уровня религиозности служит количество браков, освящаемых церковью. Этот показатель также имеет тенден­цию к понижению. В Англии за период с 1859 г. по 1973 г. он умень­шился с 81,2 до 36,5% тогда как число гражданских браков возросло за тот же период с 6,5 до 46,6%. Уменьшается число желающих посту­пать в католические учебные заведения. В ФРГ эта цифра упала с 544 в 1967 г. до 314 в 1972 г. Признаком освобождения общества от влияния религии служит также тот факт, что церковь перестала быть Центром жизни локальной общины, ее политический авторитет ослаб, большинство государственных и политических решений принимаются помимо церкви. Религия, по мнению английского социолога, становятся одним из видов досуговой деятельности, но здесь ей "трудно конкурировать с индустрией развлечений".

Необходимо отметить, что в современной западной социологии суще­ствует альтернативная точка зрения на процесс секуляризации, кото­рую отстаивают сторонники культурологического и феноменологиче­ского подходов ¾ Т. Парсонс, П. Бергер, Т. Лукман и др. Они счита­ют, что ослабление роли церкви в современном мире не свидетель­ствует об устранении религии из жизни людей. Так, видный немецкий социолог Т. Лукман полагает, что в современном обществе имеет место не секуляризация, а "религиозная трансформация". Церковные религии, по его мнению, теперь распространены главным образом среди пери­ферийных элементов общества. Но религия, утверждает Т. Лукман, не исчезает, она трансформируется в новую социальную форму, сущест­венной чертой которой является индивидуальный выбор человеком системы религиозных значений. Сходную позицию в оценке процесса секуляризации занимает Т. Пирсоне, утверждающий, что "секулярный" порядок может изменяться в направлении приближения к моделям, существующим в религии".

Истолкование секуляризации как процесса трансформации религии имеет ряд причин. Во-первых, это получившие широкое распростране­ние в кругах западной молодежи в 70-80-е годы новые религиозные культы, большая часть из которых представляет собой пеструю смесь восточных верований с элементами христианства и других вероучений. Во-вторых, среди социологов США в тот же период получает распро­странение концепция "гражданской религии" (автором ее явился Р. Белла), под которой понимался своеобразный синтез официальной идеологии и морали с ценностями христианской религии.

Однако подобная оценка процесса секуляризации не может не вызвать возражений. Обратим внимание на то, что концепция религиоз­ной трансформации распространяется в тот период, когда в политике я общественной жизни стран Запада нарастают неоконсервативные тен­денции, сторонники которых настаивают на возрождении в обществе традиционных ценностей, в том числе и авторитета религии. Кроме того, почти все сторонники указанной концепции являются или верую­щими людьми или. по меньшей мере, симпатизируют религии. Поэтому концепция религиозной трансформации несет на себе печать субъектив­ности я пристрастности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что секуля­ризация, ослабление роли традиционной религии в жизни общества отнюдь не ведут к автоматическому исчезновению религиозных чувств у людей, которые могут реализоваться в самых различных формах.

В заключении раздела несколько слов о судьбе религии в нашей стране и актуальных проблемах эмпирических исследований в отече­ственной социологии религии. На протяжении многих десятилетий после победы Октябрьской революции партия большевиков проводила поли­тику массовой атеизации населения под лозунгом "религия ¾ опиум для народа". Многие церкви были либо закрыты, либо разрушены, либо превращены в складские помещения. В период культа Сталина многие священнослужители были репрессированы, деятельность официально разрешенных церковных приходов находилась под неусыпным взором партийных властей и КГБ. В глазах общественного мнения верующий человек представлялся неполноценной личностью. Разрушение религии не могло не привести к громадным потерям в области культуры и нрав­ственности. Особенно сильно пострадала нравственность народа: рост преступности, бытовое пьянство, повсеместная грубость и хамство -эти и многие Другие негативные черты, присущие моральной атмо­сфере нашего общества, в значительной мере возникли в условиях религиозного вакуума, отсутствия у большей часта населения рели­гиозной веры и религиозных традиций, посредством которых поддер­живалось моральное здоровье нации.

Несмотря на все гонения и преследования доля верующих в СССР в середине 80-х годов составляла примерно около одной трети населения. Понятие верующего используется здесь в самом широком смысле слова: к ним относятся люди, проявляющие в той или иной форме интерес к религиозным идеям и ценностям. Если применить более стро­гие критерии оценки, такие, как, например, регулярное посещение церкви, то доля верующих значительно сократится ¾ до 10-15% населе­ния. СССР являлся не только многонациональным государством, но и поликонфессиональным образованием.

Новые перспективы возрождения религии в нашей стране открылись в эпоху перестройки. В соответствии с принятым 1 октября 1990 г. Верховным советом законом "О свободе совести и религиозных орга­низациях" церковь получила права самоуправления, возможность созда­вать производственные предприятия, приобретать собственность, осуществлять благотворительную деятельность, иметь собственные печатные издания и др. Церкви были возвращены тысячи храмов и монастырей, широкому читателю стали доступны религиозные книги, возродились традиционные церковные праздники. Так, Рождество Христово было объявлено общенациональным праздником, стало вы­ходным днем. Повсеместно растет интерес к религии в религиозное самосознание становится составной частью духовного возрождения России. Вместе с тем, религия пока не в состоянии своими силами преодолеть моральный и культурный кризис общества, так как прак­тически невозможно воссоздать за несколько лет религиозную тради­цию в огромной стране, тем более что религиозное образование и просвещение делает только первые шаги.