Смекни!
smekni.com

Сатанизм как социальное явление (стр. 1 из 7)

КГТУ им. Туполева

САТАНИЗМ

как социальное явление

Реферат по социологии

Выполни студент группы ---------------------

Казань 2000

Они покланяются силам тьмы. Они жестоки и уверенны в себе,

в своём предназначении. «Мир будет принадлежать Сатане

– заявляют они – и мы с ним связанны навеки».

Кто они? Фанатики, злодеи или потерявшие во тьме свой путь?

Ю.А. Сандулов

«Сегодня — пишет американский социолог и журналист В. Петерсон, — наблюдается, особенно на западном побережье Америки, возрождение Кроулианства. Его писания вновь пользуются популярностью. Его любовь к эпатированию общества, устойчивая ненависть к респектабельному обществу разделяется современной молодежью».[1]

Сатанистское движение в Америке становится одной из характерных черт американской жизни в больших и малых городах. Многие специалисты — антропологи, культурологи, социологи, философы и историки, удивленные этим феноменом, посвящают специальные исследования этой проблеме. Специальную работу под названием «К вопросу о социологии оккультного: заметки о современном колдовстве» опубликовал известный американский социолог М.Труззи.. В этой работе он предлагает следующую типологизацию сатанинского движения. Сатанисты организованные в группы:

1. «Чистые», стереотипные сатанисты:

а) традиционные сатанисты;

б) эклектические сатанисты, пользующиеся наркотиками;

в) сексуальные сатанисты — сатанисты-псевдомазохисты — сатанисты сторонники сексуальных оргий;

г) сатанисты — еретики, антикатолики.

2. Сатанисты не стереотипного толка (палладисты и люциферане):

а) бафометисты;

б) сатанисты идеосинкретического, харизматического толка;

в) члены «Церкви Сатаны». [2]

Как отмечает Труззи, в настоящее время в Америке среди оккультных явлений наибольшим влиянием после астрологии пользуются колдовство и сатанизм. Хотя обычно они отождествляются, различие между ними существует. По Труззи, сатанизм есть результат обожествления дьявола, образ которого создан иудаизмом и христианством, и последователи сатаны считают, что состоят с ним в союзе. Те же, кто занимается колдовством, обычно отвергают «христианскую ересь», противопоставляя ей традиционные народные поверья, связывая магию с пантеистическими идеями обожествления природы, которая сама порождает мир искоренявшийся христианством (посредством либо инквизиции, либо протестантских судов над ведьмами). В определенной степени именно в результате действий фантастических представлений о народной магии, которые распространялись христианской церковью в форме осуждения, появились последователи Сатаны. По-видимому, инквизиторы, как считает М.Труззи, производили на некоторых людей столь сильное впечатление фантастическими картинами богохульного служения дьяволу, что те решили, что, «пожалуй, лучше быть господином в аду, чем рабом в раю». С социологической точки зрения, отмечает М. Труззи, те, кто занимается колдовством (ведьмы), действуют чаще всего в одиночку. Однако, строго говоря, это «ненастоящие ведьмы». Как показывают исследования, серьезные занятия колдовством предполагают допуск в соответствующую общину (участие в шабаше ведьм) с последующим изучением ее секретов, отсутствующих в имеющихся печатных трудах по оккультизму. Хотя, по некоторым данным, в США ведьмы объединены в несколько тысяч сообществ, каждое из которых включает не больше 13 человек, связи между ними по большей части отсутствуют.

Последователи Сатаны также действуют либо в одиночку, либо группами. О первых почти ничего не известно, особенно если еще при этом они сознательно творят зло. Среди последователей Сатаны можно выделить четыре основных типа организаций. Представители первого типа (они встре­чаются реже всего) не считают, что еретически трактуют христианство, и видят в сатане ангела, которому не запрещено поклоняться (очевидно, они представляют собой гностические тенденции внутри христианства). Второй тип, о котором свидетельствует порнографическая литература, — это клубы секса (обычно садистско-мазохистского толка), где сатанизм имеет только ритуальное, т.е. внешнее значение (например, в качестве средства привлечения или украшения используется «черная месса»). Третий тип характеризуется употреблением наркотиков. Большинство групп этого типа не связывает себя ни с какой исторической традицией, и в отличие от групп предыдущего типа, оккультизм для них не главное. (Многие из приверженцев древнего традиционного культа Сатаны жалуются, что их путают с этими поклонниками секса и наркотиков).

Доминирующий сегодня тип организаций современных дьяволопоклонников представлен «Церковью Сатаны» в американском городе Сан-Франциско, основанной в 1966 году Энтони Лавеем. Церковь эта бюрократически оформлена, имеет свою иерархию; чтобы стать ее членом необходимо пройти сложные обряды испытания и посвящения. Всего там насчитывается пять ступеней: внизу — ученики, затем — рядовые волшебники (ведьмы), далее — колдун (колдунья), наверху — маг. Пост верховного мага занимает основатель культа Энтони Шандор Лавей. Помогает ему в руководстве церковью «Совет девяти», где Лавей старший. Участвует в работе «Совета» и дочь верховного жреца — одна из высших жриц церкви Карла Лавей, по образованию юрист-криминалист. «Совет девяти» принимает решения о приеме в церковь новичков, назначает руководителей местных отделений, так называемых гротто (от англ.слова — пещера). В Америке в эти гротто сегодня входит несколько тысяч сатанистов. Эти отделения на сегодняшний день открыты во многих западных странах, где объединено более 25 тысяч дьяволопоклонников конца двадцатого века.

Штаб-квартира церкви находится в Сан-Франциско, откуда Лавей и осуществляет руководство своей «черной» паствой. Отсюда он ежемесячно отправляет послания членам своей церкви, отвечает через газету на вопросы, присланные по почте, выступает по радио и телевидению.

Священной книгой прихожан «Церкви Саганы» является «Сатанинская Библия», написанная самим Лавеем. На первой странице посвящения стоит много имен. Одними из первых названы Георгий Ефимович Распутин, Александр Калиостро, Карл Хаусхафер.

Французский журналист Морис Мошино посетил Церковь Сатаны в Сан-Франциско, где встретился с её верховным жрецом Энтони Лавеем. Вот что он рассказал об этом человеке:

«— В чем смысл вашей философии? — спросил М.Мошино у Лавея.

— У меня нет философии. У меня есть вероучение, — отвечал Лавей. — Сатана — это проявление темных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит Сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало, заключенное в человеке, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний.

— А что подразумевает ваше вероучение под «темными» сторонами человеческой натуры?

— Жажду земных наслаждений, — недолго думая отвечает черный папа. Видимо, долгие годы скитаний по притонам Сан-Франциско оставили глубокий след в его душе. — Загробной жизни не существует, по крайней мере, райской. Потому надо спешить наслаждаться земными радостями.

— На чем основывается ваш оптимизм?

— На знании человеческой натуры. Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давным-давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами. Мы, сатанисты, отвергаем слабых. Сейчас в Соединенных Штатах назревает хаос. Но рано или поздно из него родится новый порядок, наш порядок, общественный порядок сатанизма. В нем не будет места для либералов и прочих уродов. Их мы будем ссылать на необитаемые острова, чтобы они не заражали остальное человечество. Мы уже сейчас консерваторы и поэтому находимся на стороне законности и порядка!

— Но как же тогда быть с жаждой земных наслаждений?

— Каждому свое, — отвечает верховный жрец библейским изречением, которое украшало гитлеровские концлагеря и душегубки...»

Первый тираж «Сатанинской Библии» в 125 тысяч экземпляров разошелся в считанные дни, сейчас вышло четвертое издание, которое так же не залежалось на прилавках книжных магазинов. Кроме «Сатанинской Библии» Лавей так же издал несколько пособий для начинающих сатанистов, изучающих практику дьяволопоклонничества самостоятельно. Экраны США обошли два художественных фильма, в центре которых деятельность «Церкви Сатаны».

Члены «Церкви Сатаны» убеждены в необходимости магии и понимают ее как «достижение изменений в согласии со своей волей». Они решилтельно отвергают спиритизм и мистицизм любого вида. По их понятиям, человек постигает Сатану в процессе обожания своего «Я», без чего, как они полагают, невозможно достичь полной эмоциональной жизни. В целом, для сторонников этой церкви общим является крайний «маккиавелизм», «цинично-реалистический» взгляд на природу человека. Миф и магия для них необходимы, так как позволяют манипулировать людьми. Их сатанизм — это крайний прагматизм, чему свидетельством является сама «Сатанинская Библия». Изложенное в ней вероучение церкви представляет собой не что иное, как перевернутое христианство. «Да будут благословенны сильные, ибо им принадлежит мир», «Если тебя ударят по щеке, ударь в то же место врагу еще сильнее» — две из девяти сатанинских заповедей.

Еще несколько статей «Сатанинской Библии»:

— Сатана проповедует пресыщение в противоположность воздержанию.

— Сатана проповедует здоровую жизненную силу, а не духовные иллюзии.

— Сатана проповедует мстительность.

— Сатана считает человека зверем, порою лучше, порою хуже, чем другие четвероногие.

— Сатана одобряет грехи, если только они доставляют физическое, умственное или эмоциональные наслаждения.