Смекни!
smekni.com

Социальное партнерство (стр. 1 из 3)

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Факультет социологии

Отделение экономики и социологии труда

Реферат

Социальное партнерство в России на современном этапе

Санкт-Петербург, 2002г.

Содержание

Введение

1. Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства, работодателей и профсоюзов

2. Особенности развития социального партнерства в России

3. Зарубежный опыт в сфере социального партнерства

Заключение

Список литературы

Введение

Радикальные преобразования российского общества сопровождаются сложными процессами конструирования демократического политико-правового механизма управления социальными явлениями. В государственной жизни со значительным противоборством утверждается разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидаризма, договорного регулирования становятся актуальными в практической политике России.

Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в стра­не состоит в их переходном характере: не сложились до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства.

Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития системы социального партнерства в нашей стране на современном этапе. Для этого предствляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, особенности его развития, а также перспективы на основе опыта некоторых зарубежных стран.

1. Социальное партнерство как взаимодействие интересов государства, работодателей и профсоюзов.

Социальное партнерство можно определить как систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпо­ративных, так и общесоциальных целей[1]. Социальное партнерство выступает как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой и характеризующийся следующими чертами:

1. Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.

2. Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойное образование.

3. Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.

Переходный характер российской экономики во многом определяет содержание и формы социально-трудовых отношений на уровне предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.

Предприятие, будучи основным субъектом экономики, является одновременно и первичным уровнем, на котором должны реализовываться отношения социального партнерства между работодателем и работниками в лице представляющего их интересы профсоюза. Традиционно эти отношения закреплялись коллективными договорами, однако в повседневной жизни многое решалось в ходе неофициальных контактов между директором и председателем профкома.

В последние годы советского периода уровень проработки колдоговоров существенно возрос: с их по­мощью регулировались многие социальные вопросы, а также вопросы охраны труда (обеспечение спецодеждой, продуктами, выводящими токсины из организма работника) и др.

Профсоюзы выполняли роль социального подразделения администрации предприятия, но при этом их не подпускали к обсуждению вопросов оплаты труда; она в то время жестко регулировалась Министерством труда СССР. Профсоюзы воспринимались как «приводной ремень партии» и на уровне предприятия входили в традиционный «треугольник» (директор-партком- профком).

С началом реформ взаимоотношения государства, работодателей и профсоюзов стали строиться на принципе социального партнерства, появились соответствующие институты (Российская трехсторон­няя комиссия, Генеральное согла­шение) На региональном уровне развитие партнерских отношений несколько отставало от федерального, и до 1995 г. в большинств регионов они носили двухсторонний характер (профсоюзы - государство). Первое региональное соглашение было заключено в 1991 г.

Приватизационная кампания, инициированная правительством, привела к тому, что у директорского корпуса появились интересы, отличные от интересов возглавляемых ими трудовых коллективов. Принятие федеральных законодательных актов, регулирующих взаимоотношения трех сторон, подталкивало работодателей к созданию объединений.

Профсоюзы выдвигали требования о создании объединений работо­дателей как на региональном,так и на федеральном уровнях. Их аргу­менты сводились в основном к то­му, что с ликвидацией отраслевых министерств им стало не с кем под­писывать отраслевые тарифные со­глашения. Государство в лице ми­нистерств перестало быть такой стороной, передав управление предприятиями новым собственни­кам. Зачастую ими оказывались ди­ректора, многие из которых до са­мого последнего времени откре­щивались от термина «работода­тель», не желая (а порой и будучи не в состоянии) выполнять соответ­ствующие обязательства.

Формирование объединений работодателей не стоит расцени­вать как волеизъявление самих представителей директорского корпуса; во многом оно явилось вынужденной уступкой давлению как со стороны государства, кото­рому надо было на кого-то перело­жить долю ответственности за уп­равление производством, так и со стороны профсоюзов, желающих видеть реального партнера, с кото­рым можно подписывать договор.

Таким образом, институты трипартизма в регионах в основном сложились. Однако интересы участвующих в них работодателей далеко не все­гда отвечают целям социального партнерства. На заседаниях регио­нальных трехсторонних комиссий присутствуют не только избранные представители от сторон, но и от-ветственные работники подразде­лений администрации области, председатели отраслевых профкомов, руководители предприятий. Складывается впечатление, что ра­ботодатели рассматривают эти заседания как аналог прежнему партактиву, где в роли партийного Руководителя выступает возглавляющий комиссию представитель об­ластной администрации. От его «веса»зависит авторитет комиссии, а также ее возможности влиять на принятие управленческих решений, касающихся положения дел на предприятиях (так, в Новгородской области были приняты решения, обязывающие руководство пред­приятий выплачивать заработную плату до распределения диви­дендов держателям акций). В Са­марской области, где комиссию возглавляет губернатор, она имеет право, например, объявлять о бан­кротстве предприятий. Экономиче­ские интересы заставляют работо­дателей принимать участие в рабо­те трехсторонних комиссий и стре­миться приобрести в этой структуре определенный статус. Другими словами, директора входят во все­возможные союзы и асссоциации работодателей для лоббирования интересов своих предприятий как производственники и товаропро­изводители, но не как участники социального диалога.

Это дает осно­вание сделать вывод, что социаль­ное партнерство (с точки зрения решения именно социальных во­просов) выступает как некая вирту­альная реальность. Действующие же механизмы, которые хоть и на­званы комиссиями социального партнерства, на деле имеют иные цели и выполняют иные функции.

«Мы объединяемся не для за­щиты от профсоюзов», - типичная позиция представителей директор­ского корпуса. Используя, правда не очень активно, структуры соци­ального партнерства, они стремят­ся к взаимодействию предприятий прежде всего в интересах восста­новления управляемости отрасля­ми и преодоления экономических трудностей.

Тем не менее, несмотря на сложности и недоработки, у трех сторон социального диалога сло­жилось понимание необходимости принятия общих для всех правил игры, повышения ответственности за их выполнение. Например, в соглаше­нии Новгородской области на 1998-2000гг. впервые появилась глава, предусматривающая ответ­ственность сторон за уклонение от участия в переговорах, невыполне­ние или ненадлежащее выполне­ние обязательств, непредоставле­ние информации, необходимой для коллективных переговоров.

2. Особенности развития социального партнерства в России

Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом других законодательных актов. В соответствии с ними действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-тру­довых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. На протяжении ряда лет подписываются Генеральное соглашение[2], отраслевые, межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли). Так, в 1995 г. были заключены или продолжали действовать 55 отраслевых, 77 региональных и 1044 территориальных соглашений, 119 тыс. коллективных договоров на предприятиях и в учреждениях[3]. Постепенно складывается система цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.