Смекни!
smekni.com

Фрактальные свойства социальных процессов (стр. 1 из 8)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Фрактальные свойства социальных процессов.

Студента вечерного отделения

социологического факультета

Герасимова Игоря Борисовича

Научный руководитель:

Лаврикова Алла Ивановна

МОСКВА 1997г.

Содержание

1.Методологическая часть........................4

2.Схема логических шагов в работе...............7

3.Введение.

Необходимость теории самоорганизации.........8

4.Религия и культура как регуляторы социальной

активности...................................14

5.Управление и теория самоорганизации..........19

6.Единство культурных феноменов , смысл её

инвариантов..................................23

7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30

8.Целостность мира, фракталы...................36

9.Заключение, применение выводов...............46

10.Библиография.................................49

Методологическая часть.

Проблема.

Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова-

ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.

Объект исследования.

Культурные феномены, их инварианты.

Предмет исследования.

Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения,

их место в ней и их влияние на общество.

Цель.

Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами

и социальным гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка-

кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))

Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан-

ное , гармоничное поведение людей .

Задачи.

1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.

2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение

людей .

3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)

4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.

5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе

без вмешательства извне за счет ее составляющих.

Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су-

ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти-

ческими системах.

Основными свойствами фракталов являются :

- чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;

- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .

Инвариант - неизменный элемент системы .

Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и

т.п. ,детерминирующая поведение людей .

Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей

на избранные "священные" объекты .

Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме-

нений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между

собой .

Гипотезы.

1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;

2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва-

рианта существования сложных систем , закономерности протекания соци-

альных процессов ;

3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на

основе золотого сечения , последствия этого ;

4.Исследование возможности практического использования знания о

свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само-

организации в обществе и управления им .

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани-

зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .

От того , какая информация будет наполнять это пространство будет

зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк-

рытий науки для формирования все более совершенного общества позволит

это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс-

пективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию .

С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре-

бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре-

менного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада

обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .

Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения

человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне

прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с

окружающим миром , с природой .

Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20

века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че-

ловеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности

по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и

сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила ма-

териальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника ,

промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про-

тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма-

шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по-

литическую организацию к моменту начала научно- технической революции

(1) .

Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять

мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста-

становясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы

при котором разумная деятельность человека становится решающим факто-

ром ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов

природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).

Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с

биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов

за счет относительной самоизоляции от биосферы .

Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе-

го мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста-

новятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных

форм деятельности (4) .

Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение

окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие

перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Нас-

--------

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" , "Мысль",1990г. стр.139

2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.383-384

3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,"Ноосфера"

4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.370

колько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег-

ко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз-

рушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо-

койной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь

быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая па-

мять - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции преж-

них " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5) .

Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело-

век способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, созда-

вать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз-

можности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно уве-

личились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности

проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу-

дет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или ме-

нее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) .

Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только

реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии ,

счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ-

ления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы .

В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю-

дей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо-

мерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де-

пардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью .

Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть

удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) .

--------

5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119

6)там же, стр.373

Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело-

века следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны ,

а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах

мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для

того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об-

щества будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более

глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и

уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами ,

вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес-

ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро-

ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека

". (7)

Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих

перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего

человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить

особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо-

лучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР

совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание .