Смекни!
smekni.com

Франклин Гиддингс Основания социологии (стр. 1 из 2)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

кафедра социологии

Франклин Гиддингс «Основания социологии»

Реферат

Студента 2 курса отделения социологии Шукаева Алексея

Минск

2000 г.


ПЛАН РАБОТЫ:

1. Вступление

2. Книга первая. Элементы социальной теории

3. Книга вторая. Элементы и структура общества

4. Книга третья. Историческая эволюция общества

5. Книга четвёртая. Социальный процесс, законы и причины

6. Заключение


Вступление

Франклин Гиддингс (1841 – 1913 г.г.) – известный американский социолог, представитель парадигмы психологического эволюционизма; автор таких работ, как «Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898), «Индуктивная социология» (1901), «Дескриптивная и историческая социология» (1904). Ввёл в науку понятие сознания рода (the consciousness of a kind).

В данном реферате рассматривается одна из первых работ Гиддингса – «Основания социологии», изданная на русском языке в 1898 году. Это фундаментальный труд, состоящий из четырёх основных книг: «Элементы социальной теории», «Элементы и структура общества», «Историческая эволюция общества», «Социальный процесс, законы и причины». Таким образом, книга посвящена структуре и истории развития социума и социальных отношений.

Книга первая. Элементы социальной теории.

Глава первая данной книги посвящена, собственно, понятию общества, трактуемому автором как «собрание живущих в общении и сотрудничестве индивидов, соединившихся или организовавшихся для какой-либо общей цели»; также :«союз, организация, сумма внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов»[1]. Общества подразделяются на следующие виды: временные и постоянные (по продолжительности существования), добровольные и принудительные (по способу поддержания целостности), естественные и политические (по способу возникновения; здесь автор следует Бентаму, отвергая теорию общественного договора, но признавая возможность возникновения общества естественным путём в виде развившейся группы «сознательных существ, в которой простой агрегат переходит в определённые отношения, преобразующиеся с течением времени в сложную и прочную организацию»[2]).

Значительная часть главы посвящена истории социологии. Так, Гиддингс выступает с критикой экономических теорий возникновения общества ввиду того, что, на его взгляд, разделение труда не может служить основой для возникновения общества.

В этой же главе впервые упоминается сознание рода (the consciousness of a kind), детерминируемое автором как «состояние сознания, в котором всякое существо … признаёт другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою»[3], что является следствием явлений впечатления и подражания. Это понятие является для Гиддингса центральным в его работе; именно на основе него разумное существо выделяет живое и неживое, разумное и неразумное, виды и расы. Сознание рода в сумме с агрегацией (совокупностью людей, объединённых исключительно общим временем и местом пребывания) даёт ассоциацию.

Также в этой главе автор представляет своё виденье внутрисоциальной деятельности: физический процесс, опосредуемый волевым выбором, порождает следующий физический процесс.

Глава заканчивается выделением основных задач социологии. К ним Гиддингс относит открытие: условий возникновения ассоциаций; закона, управляющего социальным выбором; закона, определяющего «переживание» выбора (фактически – естественный отбор).

Глава вторая посвящена определению места социологии среди наук. Так, по степени общности Гиддингс ставит её после биологии и психологии, но ниже того, что сейчас получило наименование специальных социологических теорий. Здесь же даётся и собственно определение социологии – «наука психических явлений в их более высокой сложности и противодействии; она есть наука творческой эволюции социальной среды, благодаря которой приспособления жизни и окружающие условия становятся взаимными»[4]. Также автор называет её наукой «о взаимном приспособлении жизни и её среды», которая есть суть наука «конкретная, описательная, историческая и объяснительная».

Третья глава посвящается методам социологических исследований (фактически, это общенаучные методы, и социология, будучи конкретной наукой, должна использовать их все). К ним Гиддингс относит: наблюдение, ретроспекцию, классификацию, обобщение, индукцию, дедукцию. Как мы видим, в его понимании социология являлась чисто теоретической наукой, разительно отличающейся от её нынешнего понимания.

Основным методом получения научного знания автор называет наблюдение, результаты которого подвергаются дедуктивной проверке. Также подчёркивается важность верной классификации на основе дифференциации как единственно возможного критерия. В противоположность дифференциации ставится обобщение, сравнительное (одновременные события) и историческое (события происходили в разное время).

Наконец, четвёртая глава первой книги посвящена проблемам социологии. Гиддингс предложил структурировать их следующим образом: существуют вторичные и первичные социологические проблемы; последние включают в себя описательные и исторические подвиды.

К описательным проблемам относятся проблемы агрегаций, ассоциаций, социального характера населения и классов.

Исторические проблемы есть суть проблемы эволюции общества от животной стадии через антропо- и этногеническую стадию к стадии демогенической, когда на основе племён зарождаются государства.

Книга вторая. Элементы и структура общества.

Первая глава этого раздела повествует о структуре населения. Так, в ней рассматриваются понятия агрегации и конгрегации (общность людей, связанных или не связанных между собой, возникшая в результате миграции; бывает первичная и вторичная, временная и постоянная), более полно раскрывается понятие «ассоциация» («физический процесс, начинающийся в простых видах чувства и развивающийся, путём многих отношений, в деятельность»[5]), постулируется автогенетивность социальных групп.

Значительная часть главы посвящена также социальным конфликтам. Как писал сам Гиддингс, «групповые отношения суть вид конфликта. Всякая деятельность есть столкновение… мыслей»[6]. Через конфликты реализуются два основных двигателя прогресса: разрушение (conquest) и взаимоизменение (contention); из первого проистекает второе (характерный пример – завоевание варварами Рима). В качестве факторов конфликта автор выделяет понятия удара/нападения и ответного удара/нападения.

Затем следует возврат к понятию ассоциации. Утверждается, что она возникает, когда индивиды убеждены в том, что «они слишком подобны между собою, чтобы пытаться покорить друг друга». Принцип подражания императивно вызывает ассимиляцию, при этом более сильные примеры подавляют менее сильные. Однако, с другой стороны, навязывание примера ведёт к антагонизму, будит в людях инстинкт войны, а как следствие, внутри общества зарождаются союзы в целях восстановления равновесия, что создаёт новые ассоциации. В ходе данного процесса изменяется индивидуальная природа, что со временем приводит к возникновению социальной природы, основной характеристикой которой является толерантность.

Далее Гиддингс переходит к проблеме сущности классов. По его мнению, они возникают на основе неравенства физических, умственных и нравственных сил. Классы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся жизненные («возникают из комбинации различных элементов в наследственности и положении каждого индивида»[7]; существуют классы высокой, средней и низкой жизненности, что определяется соотношением уровня рождаемости и смертности), личностные (гении и таланты, норма, уроды), социальные (определяются различиями социальной природы; по данному критерию можно выделить четыре вида классов: социальные, отличающиеся высокоразвитым сознанием рода и полезностью обществу; не-социальные, характеризующиеся стремлением к индивидуализму; псевдо-социальные, в которые входят бедняки с выродившимся сознанием рода, подражающие социальному классу; антисоциальные, т.е. преступники).

Глава заканчивается определением выделением девиации как одной из основных проблем практической социологии.

Вторая глава посвящена эволюции понятия социального разума. Автор выделяет две основных составляющих данного явления: социальное сознание, существующее во всех индивидах социума, и социальное самосознание, возникающее на основе социального сознания путём рационального рассуждения и проявляющееся в обмене мнениями через свободное обсуждение мнений индивидов; на последние активно влияют общественные собрания и пресса, церковь.

Основной категорией социального разума является социальная память как «та сумма переданного знания и верования, которая известна как традиция»[8]. Её можно подразделить на первичную (сюда входит память экономическая, юридическая и политическая), вторичную (характерна только для сложившегося общества; охватывает личную, эстетическую и религиозную память) и третичную (характерна только для цивилизации; включает память теологическую, метафизическую и научную). Юридическая память фиксируется в кодексах (законах), политическая – в политике, научная – в идеалах, эстетическая – во вкусах, религиозная – в вере.

Ещё одной важной категорией являются ценности, возникающие как соотношение желаний, материального объекта и общественного мнения. Социальные ценности «определяют социальную волю, поскольку её действие разумно»[9], т.е. детерминируют социальный выбор.

Третья глава полностью посвящена эволюции социального состава общества. Здесь выделяются следующие стадии: семья (полиандрия, затем полигамия и моногамия), орда (несколько семей, отсутствие власти), племя (выделение вождя) и народ, на основе которого возникает государство с внутренней территориальной структурой.