Смекни!
smekni.com

Социология семьи (стр. 1 из 2)

Социология семьи


1 Социальная сущность и функции семьи.

2. Классификация семейно-брачных отношении.

3. Кризис семьи и ее будущее.


• Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны бра­ком, родительством и родством, общностью быта, общим ^бюджетом и взаимной моральной ответственностью. ' Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

— Почему люди живут семьями?

— Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

— Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

— Всегда ли существовала семья?

— Сохранится ли семья в будущем?

— Выдержит ли семья суровые испытания, которые пе­реживает наше общество сегодня?

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разво­дов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

<1. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Методологической основой понимания причин, побужда­ющих людей об^диняться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.^


Структура потребностей человека, согласно модели аме-

') риканского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологи­ческие и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) соци­альные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации'.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое вос­производство населения, и индивидуальную — удовлетворе­ние потребности в детях. В ее основе — удовлетворение

/ физиологических и сексуальных потребностей, побуждаю­щих людей противоположных полов объединяться в семей­ный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюр-кгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравствен­ной близости в семье. По мощности воздействия на стабиль­ность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. «Мужчина и женщина страс­тно ищут друг друга именно потому, что они различаются»'. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций раз­деления труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие

&bsol; другие.

Функции женщины и функции мужчины настолько специ­ализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные раз­личия постепенно видоизменили и физиологические призна­ки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются* Изолированные друг от .друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соеди­няясь, восстанавливают.

Одним словом, разделение полового труда — вот источ­ник супружеской солидарности3, утверждает Э. Дюркгейм.

^1 ни ^ «щи, г&bsol;11:&bsol; ^и&bsol; > ., '., • ^' -' . I

писался и укреплялся бра'" ' 1^. .,^()ми^' .1 ,,.,.;

супружеской верности.

/ Итак, физиологические и сексуальные потребности муж ^ины и женщины побуждают их объединяться для совмес­тного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условии сущес­твования — жилища, одежды, питания; удовлетворения пот­ребности в детях, биологической зависимости детей от ро­дителей, потребности в сексе.

Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Например, Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что добранные пол­овые связи (за исключением кровосмесительных)дозволены • 65 обществах, допустимы в определенных условиях в 43, осуждаются в 6, запрещены в 44, в 92 нет точные данных'.

Однако, общество в целом, а значит и люди, «СО состав­ляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живу­чести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для че­ловека. 1 , 1

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстин­ктивного) приспособления к" жизненным условиям, результа­том естественного отбора, физиологической и психологи­ческой деятельности особей.

Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Че­ловеческое общество санкционирует, делает выбор, отдает предпрчтение тому или иному устройству семьи, том, или иной форме семьи, определяет состав, внутреннюю органи­зацию семейных групп. Происходит сознательный отбор и приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г. Гид-дингс)2.

/ 'Семья возникает из стремления удовлетворить, сугубо 'личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой


11" ' ".Г1.'1(.1С 1ЮТр1 ,и.11| ЧИ.У;];.],. 1.Ч<;^.1. ^'1- ; 1 1/^ )'1.1]1,1

, ю1с>1, организуются и.» основе принтых в общесше соци альных ценностей, норм •и образцов поведения и •в '.конце концов приобретают характер социальных функций! В этом. прежде всего, состоит принципиальное отличие человечес­кой семьи от семьи животных.'В итоге естественно-биологи­ческие потребности человека в удовлетворении сексуально­го влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости

&bsol; ребенка от матери — все это трансформируется в социаль-

&bsol;но-биологическую функцию семьи.

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизвод­ства, разрастаясь «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутренне­го механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обес­печивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. / / Семья включает в себя всю систему общественных отно-"" шений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и эти» ческих, психологических и эмоциональных. Благодари этому семья как социальная общность является первичным^ элемен­том, опосредующим связь личности с обществом: она фор­мирует у ребенка представление о социальных связях и 'включает в них его с рождения.'

Отсюда^следующая важнейшая функция семьи — социа­лизация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-био-уюгическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации лич­ности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У^йИх «торможена способ-Йюь любить ближнего, способность к сочувствию и сопе* (РфианАЬ. Первые пять лег в жизни ребенка особенно —Ийы, ПК'как именног на эти годы приходятся «сеиситив'

нБю лики» развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, поз­навательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индиви­дуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребе­нок усваивает запреты и нормы поведения, которые закла­дываются в его «Сверх-Я».

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недале­ко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ре­бенка.

Эффективность родительства как института социализа­ции личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.

^ Следующая важнейшая функция семьи — экзистенци­альная, функция социальной и эмоциональной защиты сво­их членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семь­ями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопо­жертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что. человек нужен и дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный .дух и уверенность.