Смекни!
smekni.com

Гомосексуализм (стр. 6 из 6)

В результате профессиональное сообщество ученых, а затем и общественное мнение стали склоняться в сторону стратегии нормализации, то есть принятия как взрослой, так и подростковой сексуальности в качестве нормальных, закономерных явлений, которые не подлежат запрету, а нуждаются только в профессиональной помощи для избежания нежелательных и опасных последствий. Главным фактором социальной политики стало сексуальное просвещение.

Эта новая, пермиссивная стратегия оказалась эффективной. Систематическое сравнение статистических показателей динамики подростковых беременностей, абортов, ЗППП и изнасилований показывает, что в терпимых, пермиссивных странах (Скандинавские страны, Нидерланды), дело обстоит гораздо лучше, чем в тех, где больше уповают на запреты и ограничения, как, например, в США.

Хотя раскованная юношеская сексуальность часто является рискованной, за последние десятилетия значительно повысилась контрацептивная культура. По сравнению с 1970 годами в Европе уменьшилась доли молодых людей, не пользующихся контрацепцией при первом сношении. Резко улучшились показатели по ЗППП и заражению ВИЧ-инфекцией.

Ослабление сексистских стереотипов массового сознания и традиционных идеалов "крутой" маскулинности способствует переориентации подростковой сексуальности с модели "завоевания" женщины мужчиной на модель коммуникации, переговоров и взаимного согласия (Rademakers,1997). Это уменьшает распространенность сексуального насилия. Тем не менее, оно существует. 15.4 % французских девушек и 2.3 % юношей от 15 до 18 лет сказали, что испытали какое-то сексуальное принуждение, а у 4.7 % девочек и 0.3 % мальчиков вынужденным был первый половой акт (Lagrange et Lhomond). Близкие цифры дает и американское национальное исследование

( Laumannetal., 1994). Зато в Норвегии, где женское равноправие имеет более глубокие корни, среди опрошенных 16 – 20-летних пережили свой сексуальный дебют "под нажимом" только 2.7 % девушек и ни один юноша (Traeen and Kvalem, 1996).

Источники и характер сексуальной информации

Противники школьного сексуального просвещения считают, что это – дело родительской семьи. На самом деле, этого никогда и нигде не было. "В первобытных обществах, где функции четко распределены, подготовкой подростков к половой жизни также занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, специально облеченный этими обязанностями. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, но и подростки предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует" (Кон, 1979, с. 137).

В современном обществе семейный разговор на "сексуальные" темы стал культурно и психологически более приемлемым, чем раньше. Однако сравнительные исследования показывают, что независимо от степени терпимости и просвещенности родителей, современные подростки больше ориентируются на нормы собственного поколения.

На конференции в Амстердаме "Sexuality beyond boundaries" (1997) американская исследовательница Ami Shalet рассказывала, что она опросила небольшую группу американских и голландских родителей, имеющих детей-тинейджеров, об их отношении к сексуальности. Небо и земля! Для американских родителей подростковый секс – следствие "бушующих гормонов", приносящих всевозможные ужасы, от которых детей надо всячески оберегать. Голландские родители относятся ко всему спокойно и готовы согласиться даже с тем, чтобы шестнадцатилетние мальчик и девочка спали в одной комнате в родительском доме, единственное требование - чтобы секс был безопасным. Счастливые юные голландцы, свободные от родительской опеки? Не совсем так.

Yanita Ravenslut, опросившая большую группу голландских родителей и их детей, нашла, что хотя голландские родители думают, что они достаточно терпимы и часто говорят с детьми на интимные темы, их дети этого мнения не разделяют. Больше того - они и не нуждаются в родительской опеке. Необходимые сведения о сексуальности голландские подростки получают в школе и из специальной литературы, а свои интимные проблемы предпочитают обсуждать с друзьями и решать самостоятельно: "Спасибо, мама (папы в эти дела обычно не встревают), но в этом я разберусь сам (сама)". Конфликтов с родителями тут действительно меньше, но не за счет лучшего понимания, а за счет большей автономии. Так же относятся к этой проблеме и 15-18 летние французы.

Короче говоря, хотя уровень родительского авторитета и контроля за сексуальным поведением подростков в разных странах неодинаков, родительская семья нигде не является ключевым каналом сексуального просвещения, и это не рассматривается как катастрофа. Родительская семья – важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но собственно сексуального просвещения, как и всякого иного образования, она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты – общество сверстников, средства массовой информации, но прежде всего – школа.

Сексуальное просвещение, как и вообще образование, создает определенные нормативные ограничения и самоограничения. Существующие в большинстве западноевропейских стран школьные курсы по этому предмету не ослабляют подростковую сексуальность, но несколько отсрочивают сексуальный дебют и, самое главное, делают его более безопасным. В частности, они значительно повышают вероятность использования контрацепции уже при "первом разе". Сравнение опыта Великобритании и Нидерландов (Ingham and van Zessen, 1998) показывает, что одним из главных факторов социального благополучия в этой сфере жизни является школьное сексуальное просвещение, которое должно начинаться задолго до того, как подростки вступают в сексуальные отношения. С этим согласны практически все специалисты. "Сексуальное образование должно начинаться рано, до того, как ученики начнут свои сексуальные карьеры, чтобы дать им шанс подготовиться к этому ключевому жизненному переходу. Поэтому необходимо нацелить его на младшие возрастные группы, 12 или 13-летних, а не на 15-ти или 16-летних" (Bozon and Kontula, 1998, р..63)

Вопрос о том, как конкретно влияют разные стратегии сексуального просвещения (а они весьма многообразны) на сексуальное поведение и ценности молодежи, представляет большой научно-практический интерес. Однако изучение его требует, помимо многого другого, нескольких заграничных командировок и неограниченного доступа к Интернету. При существующей системе финансирования науки, когда львиная доля выделяемых РГНФ ничтожных средств тут же возвращается государству в виде налогов, говорить об этом бессмысленно.

Заключение

Сравнительно-исторический анализ подростковой и юношеской сексуальности второй половины ХХ века показывает, что никакой глобальной социальной катастрофы сексуальная революция 1950-70-х годов не принесла.

Современные европейцы получают от своей сексуальной жизни больше удовольствия, чем прошлые поколения, а связанные с либерализацией сексуальной морали проблемы и трудности успешно преодолеваются на основе достижений науки и просвещения.

Редукция эмоционально-любовных отношений к мочеполовым, как и все прошлые попытки такого рода, не выдержала испытания временем. Сочетание любовно-романтических и гедонистических ценностей и стилей жизни остается таким же сложным и противоречивым, как в прошлые эпохи.

Переориентация сексуального поведения с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль, уменьшение гендерных различий и признание множественности сексуальных идентичностей и стилей жизни – всего лишь один из аспектов нормальной жизни постиндустриального общества.

Общность некоторых главных тенденций развития не устраняет национальных различий и существования, как минимум, трех разных типов сексуальных культур, особенности которых коренятся в свойствах традиционного образа жизни и ментальности соответствующих народов.

Современное состояние и перспективы развития российской сексуальной культуры могут быть поняты только в контексте ее собственной истории, но с учетом описанных выше мировых тенденций. Механически копировать чужой опыт или во что бы то ни стало поступать "наоборот", как это любят делать в России, одинаково непродуктивно и вредно.

Литература

1. Л.С.Кдейн «Другая любовь»

2. Л.С.Клейн «Другая сторона светила»

3. И.С.Кон «Подростковая и юнешеская сексуальность»

4. Ф.М.Мондимор «Гомосексуальность»

5. Энциклопедия «Кругосвет»