Смекни!
smekni.com

Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы (стр. 2 из 8)

В связи с этим может быть значительно расширен ко­личественный и качественный состав групп социально неадаптированной молодежи, в их числе: молодые люди из различных культурно-этнических сред (мигранты, эт­нические группы, цыгане) и социально благополучных/ неблагополучных семей (инвалиды, оставшиеся без роди­тельской поддержки и места жительства, группы риска, одаренные).

Многочисленны группы детей, подростков, юношей из благополучных и неблагополучных семей с выраженны­ми симптомами социальной дезаптации, среди них: так называемые группы риска (молодежь девиантного пове­дения); сироты, оставшиеся без родительской поддерж­ки, опеки; брошенные дети при живых родителях; бомжи без определенного места жительства. Особого внима­ния заслуживают вынужденные переселенцы из Чечни, дети иммигрантов из стран ближнего Зарубежья.

Следует также обратить внимание на одарённых детей изобщего числа с нарушениями социальной адаптации и инвалидов. Предрасположенные к спонтанности и твор­честву, молодежные группы могут социализироваться как с позитивными, так и отрицательными установками. Сре­ди обычных детей предстоит произвести отбор детей с задатками-склонностями к техническому творчеству, к трудовой деятельности, нацеленных на приобретение ра­бочих специальностей. Многочисленна группа ребят, име­ющих коммуникативные навыки и педагогические спо­собности.

В группе социально неадаптированной молодежи ос­новной акцент смещается на подростков и юношей. Они объединены в маргинальную группу, члены которой ис­пытывают повышенную потребность в соответствии (иден­тичности) и активном влиянии на социальную ситуацию. Повышенная потребность в соответствии является объек­тивной характеристикой общества, обусловленная ранним и быстрым взрослением этой группы молодежи. Однако потребности в достаточной степени не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то зачастую наблюдаются «отрицательные идентичности»[2].

Для подтверждения выдвинутой гипотезы были выде­лены социальные уровни: семьи, сверстников, школы, предприятий, общественных организаций; описаны их психологические представления подростков, а также ус­тановлено отношение молодежи к группам сверстников. В каждой из перечисленных социальных групп преобла­дают негативные установки на восприятие подростково-юношеского возраста. Родители рассматривают своих повзрослевших дочерей и сыновей детьми, которые нуж­даются во взрослой опеке. Сверстники сформировали стан­дартный образец удачливого, сильного, богатого и умного подростка. Каждый, кто не подходит под образец, из­гоняется из сообщества или становится объектом насме­шек и издевательств. Средняя и высшая школа не может преодолеть установку на отличника, усидчивого и прилежного в добывании книжных знаний. Предприятия рас­сматривают молодых людей в качестве бесплатной рабо­чей силы, будущего трудового резерва страны. Государ­ственные и общественные организации, а также СМИ и рекламные компании предпочитают экспериментировать с данной категорией лиц. Молодежь может служить «пу­шечным мясом» в военных событиях или может быть вовлечена в разного рода политические, религиозные и другие игры взрослых. Вместе с тем подростки и юноши обладают наличны­ми потребностями в соответствии с перечисленными со­циальными группами. По отношению к родителям они испытывают потребность в эмоционально-оценочных чув­ствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со свои­ми сверстниками. У подростков и юношей выражены по­требности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. Наконец, у них обострено чувство включенности в социальные отношения и акту­альна потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему.

К сожалению, у подростков и юношей формируются отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родите­лям они не хотят следовать их советам. Нереализован­ные надежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность на быстром и скором удов­летворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития собственных способностей, у подростков отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности.

Усугубляются отношения со сверстниками. Страх в получении отрицательных эмоциональных неудач сильнее, чем отрицательный опыт. Жизненная философия молодежи проста и ужасна: нельзя быть изгоем. Так, при­обретенные в сегодняшнее время болезни анорея (недоедание ради похудения) и булимия (переедание) являются для подростков способом самоутверждения в компани­ях сверстников.

Молодежь предъявляет претензии средней и высшей школе за то, что в них отсутствует единство теоретичес­кой базы и практических источников реализации накоп­ленного багажа знаний. Потому, как правило, у большинства подростков преобладают негативные установки на образование. Некоторые группы рассматривают образование как промежуточный этап на жизненном пути. Усу­губляются ощущения своей ненужности в подростковых группах при удовлетворении потребности в экономичес­кой деятельности. С одной стороны, школа не обеспечивает достаточных условий для дополнительного заработка. С другой, как считает многочисленная группа исследователей, предприятия безжалостно эксплуатируют труд повзрослевших детей. Известные требования руководителей, нанимающих молодых людей на работу: обязательное высшее образование, знание компьютера, иностранного языка и непременно стаж работы не менее 5 лет — усиливают негативные установки молодежи на бесперспективность своей трудовой и профессиональной деятельности. Правда, некоторые социологи и психологи полагают, что молодежи следует подчиниться правилам и регламентациям в обществе, с тем, чтобы в будущем занять вою социальную нишу.

И, наконец, развиваясь в информационном обществе, молодежь оказывается безоружной под мощным воздействием СМИ и рекламы, анонсирующими жестокость и насилие. Как уточняют исследователи, молодежь с высокими когнитивными показателями выступает в роли пассивных потребителей средств массовой информации. Не исключено, что они принимают безоговорочно правила игры, моделируют своё поведение, ориентируясь на банальные или странные события, которые изображаются на экране.

Таким образом, неблагоприятные условия в семье и школе, проблемы на пути к знаниям и связанные с этим не­удачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окру­жающими и возникающие на этой основе конфликтные си­туации, различные психофизические отклонения в состоя­нии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков.

§ 2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Наркомания и токсикомания. Наркомания — это забо­левание, которое выражается в физической или психоло­гической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эй­фории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир восприни­мается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков—опиума, гашиша, кокаина — сопровождается тахикардией, сухостью во рту, другими, еще более серьезными расстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т. е. Наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей.

Наркомания имеет социальные причины и послед­ствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состо­янии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится причиной соверше­ния преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от нар­котиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Путь молодых людей к наркомании начинается с без­надзорности со стороны семьи и общества, когда подро­сток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «трав­ку» следует, как правило, после психологической обра­ботки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физичес­кая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «лом­ка», т. е. организм уже требует новой порции отравы. Че­ловек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.

Токсикомания — заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов (боль­ные называют их «колесами»), кофеина, полученного из крепкого чая — «чифиря», вдыханием ароматических ве­ществ бытовой химии. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями суще­ствуют различия. Алкоголизм характеризуется патологичес­ким влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это не­умеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.