Смекни!
smekni.com

Проблемы формирования идеологии в России (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Реферат по дисциплине «Социология»

на тему: «Проблемы формирования идеологии в России»

студенткикурса ФЗСЭО,

специальность «Менеджмент организации»,

ФИО:

Форма обучения:

Номер студенческого билета:

Проверил:

Дата сдачи:

Мурманск 2007

Содержание

Введение

1. Идеология в России: проблемы и перспективы

2. Идеология как общественное явление

3. Создание идеологии народа России – неформальные требования времени

4. Идеология Российской Империи и СССР

5. Крах идеологий. Безыдейность современной России

6. Нужна ли России идеология?

7. Предпосылки идеологии

7.1 Биосоциальные основы

7.2 Национальное поведение

7.3 Этика поведения россиян

8. Идеология новой России. Синтез

Заключение

Список литературы

Введение

Что такое идеология? Сейчас можно выделить множество определений, понятий, но, как правило, они носят лишь теоретический характер, не относящийся к практической разработки и применению, с поправкой: речь идет о нашей стране. В данный момент времени можно наблюдать за усилиями наших политиков, которые пытаются разработать концепции идеологии современного российского общества. Повлекут ли эти исследования положительный, приемлемый результат, справившись с весьма туманными представлениями о национальных ценностях – большой вопрос.

Не секрет, что сейчас у большинства россиян существует весьма смутное представление о национальных ценностях и идеях. Чем обусловлена идеологическая брешь, нарушающая функционирования менталитета, и позволяющая принимать чужие духовные ценности?

Целью моей работы является изучения причин, способствующих углублению в всеобщую растерянность, вызванной появлением идеологической бреши, которая образовалась в мировоззрении большинства россиян. Также необходимо исследовать идеологию как элемент общественного явления. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: определить в каком состоянии сейчас находится национальная идея России и что нужно и возможно в ней изменить.

России нужна идеология. Мы - «идеялюбивая» нация. Наш менталитет без взлетных целей, благородных по смыслу и призывающих к единению народа, лишается своей национальной характерности.

Трудно сказать, чем является Россия без общепризнанной идеологии. Но последствия, за неимением таковой, обозначить несложно. В бытовом плане – мировоззренческий разброс и шатание. Пожилые люди находятся в состоянии глубокой аномии, а молодежь – без нравственных идеалов и впечатляющих авторитетов.

Вот почему создание новой идеологии - это острая актуальная проблема, без преодоления которой не добиться национальной консолидации нашего общества. Без чего оно лишается огромных людских ресурсов. Более обзорно актуальность темы можно обозначить следующим:

- вопросы идеологии сейчас, в начале XXI века, обретают особую значимость.

- идеология есть неотъемлемая составляющая общественного сознания,

- особенно важна она в современной России, в условиях так называемого «идеологического вакуума».

- предшествующая коммунистическая идеология утратила не только официальный статус, но и подавляющее большинство своих сторонников, а новая идеология, способная сплотить нацию в кризисной ситуации, до сих пор не разработана.

- сегодня назревает насущная потребность в адекватном освоении отечественной традиции, в таком идеологическом проекте организации российского общества, который в полной мере отвечал бы задачам национально-государственного возрождения.

Создание идеологии неоднократно ставилась политическим руководством страны на самом высоком уровне. Попытки сформулировать хотя бы основные принципы современной российской идеологии предпринимались неоднократно, к сожалению, все они оказались безуспешными. Основная причина неудач в этом плане связана с методологической неадекватностью подхода к решению проблемы идеологии.

Философское познание столкнулось с необходимостью различения основных типов общества - коллективистского и индивидуалистического, изучения специфики их становления и развития. Рядом исследователей была выявлена необходимость соответствия идеологии типу общества, - с учетом сложившихся в стране теоретических традиций. В этом контексте актуализируется проблема «истинности» идеологии. В ситуации, когда становится очевидным, что «деидеологизировать» общественное сознание не удастся, на смену тотальному «отрицанию идеологии» приходит интерес к идеологической проблематике, часто именуемый «реидеологизацией». Начинается активный поиск новых, наиболее адекватных сегодняшней социальной действительности идеологических ориентиров.

Государственная идеология, обеспечивая стабильность, формирует у граждан чувство удовлетворенности, убеждение в преимуществах существующей формы правления и организации общества. Идеология воспитывает патриотизм, готовность, если потребуется, к личным жертвам ради Родины. Жизнеспособная идеология должна соответствовать генетически закрепленным стереотипам поведения, особенностям национальной психологии и векторам исторического развития. Далеко не каждая идеология способна стать государственной в данной стране и в данное историческое время.

Наше общество в целом не имеет сегодня идеала, цели своего существования. А раз нет идеала, то отсутствие производной от него идеологии подразумевается как бы само собой.

В научных кругах уже более десяти лет обсуждаются вопросы формирования новой российской идеологии. Главный вопрос полемики и споров – является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства. Между тем, научная разработка данного вопроса затруднена ввиду отсутствия общепринятого категориального аппарата, четкого определения понятий, многозначности самого термина “идеология”.

Идеология признается одним из наименее определенных понятий современной политологии. В общем, под идеологией понимается система ценностей того или иного сообщества. [1]

1. Идеология в России: проблемы и перспективы

В настоящее время в отечественном обществоведении ведутся горячие споры: нужна или нет сегодняшней России общенациональная идея, если нужна, то какой она должна быть? Обращаясь к этому спору, следует иметь в виду, что, пожалуй, нет другого продукта человеческого сознания, который бы пережил в нашей стране столько, сколько пережила идеология. Если до Октября общенациональная идеология у нас, как и повсюду, многими понималась не иначе как “извращенное сознание” (К. Маркс),то пришедшая ей на смену в Октябре 1917 г. пролетарская идеология была, согласно В. Ленину, единственно верной “научной идеологией”, призванной найти и осветить для России ее путь к социализму.

Но вскоре (при И. Сталине) созданный им “марксизмленинизм”, объявленный наукой, становясь и оформляясь, быстро стал не чем иным, как новым “извращенным сознанием”, обслуживающим номенклатуру, безжалостно подмявшим под себя всякое свободомыслие и задушившим любое инакомыслие, что для прогресса было смерти подобно. При “хрущевской оттепели” и особенно во времена “горбачевской перестройки” началось робкое освобождение от этого “идеологического дурмана”, набравшее позже силу и ставшее не только “всеобщей деидеологизацией”, но и едва не превратившееся в “охоту на ведьм” — на коммунистов и их идеологию. Не дойдя до этой крайней черты, круговерть идеологических метаморфоз, казалось, остановилась на принципе идейного плюрализма и закрепилась в ст. 13 Конституции: “В Российской Федерации признается идеологическое разнообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...” Однако приключения идеологии на том не закончились. [2]

Что же скрывается за приключениями идеологии? Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себе природу идеологии.


2. Идеология как общественное явление

Можно не сомневаться в том, что с идеологией ничего подобного не произошло бы, если бы не ее огромная роль в общественной жизни. Современные западные политологи и социологи, опираясь на авторитет М. Хайдеггера, К. Маннгейма, Г. Маркузе, М. Вебера и других известных мыслителей, пришли к выводу, что общество не может длительное время успешно существовать без идеологии, без нее оно теряет способность организованно, динамично развиваться и давать адекватные ответы на вызов истории,

Идеология - это совокупность идей, выражающих определенную общественную цель, которая, овладев массами и организуя их, превращается в мощную материальную силу, способную не только разрушить прогнившие общественные порядки, но также создать и защитить новые. Если эту общественно значимую роль идеологии увязать с интересами личности, индивида, то придется напомнить, что сама природа политической жизни как таковой вырастает из того обстоятельства, что человек — существо общественное, что он ведет человеческий, а не животный образ жизни, важнейшая черта которого состоит в том, что каждый индивид при любом уровне интеллектуального развития целеустремлен, ибо каждый ищет и имеет определенный смысл жизни. Еще Ф. М. Достоевский писал: “Тайна бытия, человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, ради чего жить. Без твердого представления, ради чего жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все хлебы были”. В данном случае речь идет не о том смысле жизни, который связывают с борьбой за социальные идеалы, с идеологией вообще, а о смысле жизни в более узком, индивидуально-личностном плане. Но нельзя отрицать и того, что на протяжении всей истории цивилизации политики и политические партии широко использовали эту специфическую черту человеческого бытия, выдвигая свои лозунги, политические призывы, формулируя идеалы, старясь таким путем наполнить “своим содержанием” смысл жизни каждого, чтобы сделать его приверженцем данной партии, ее идеологии. Пожалуй, удачнее, чем у других идеологов, это получилось у марксистов. [2]