Смекни!
smekni.com

Регионализация и глобализация как тенденции мирового развития (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

Регионализация как тенденция мирового развития

Создание глобального информационного общества и международные отношения

Непризнанные государства: проблемы и перспективы

Военные методы глобализации на примере США

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшей особенностью развития мирового сообщества во второй половине XX в. является глобализация многих процессов и явлений в области международных отношений, усиление взаимосвязей и взаимозависимости современных государств. Глобализация проявляется не только в мировом масштабе, но и на региональном уровне. Важной составляющей международных отношений в XXI в. является региональное сотрудничество и развитие. В данной связи существенно возрастает значение регионального фактора в современных международных отношениях.

Большинство перемен, наблюдаемых в современном мире, так или иначе, связано с развитием информационной сферы. Произошедшие и прогнозируемые трансформации дают основание говорить о начале вхождения человечества в глобальное информационное общество. Исследователи отмечают пять определений информационного общества, связанных с параметрами идентификации новизны мирового развития которые носят технологический, экономический, касающийся сферы занятости, пространственный или культурный характер (Уэбстер, 2004).

Однако актуально оценить значение информационного общества с точки зрения его влияния на складывающуюся систему международных отношений. В 2000 г. на саммите Группы 8 на Окинаве была принята Хартия глобального информационного общества, отразившая информационные перемены в мире, а также отметившая необходимость развития международного сотрудничества в данной области. Этим же вопросам много внимания уделялось на Саммите тысячелетия.

Регионализация как тенденция мирового развития

К числу движущих сил регионализации причисляют не только государства, но и неправительственные структуры (экономические "группы интересов", общественные организации, политические партии и т.д.). Мировой регионализм является одним из проявлений глобализации и, одновременно, ее противоположной тенденцией. Глобализация сопровождается регионализацией международных отношений, передачей части государственных функций на международный или субнациональный уровень. Регионы способствуют защите общественных отношений от негативных вызовов глобализации и выступают в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Многие развивающиеся страны видят в регионализации попытку противостоять глобальной конкуренции. При этом в условиях глобализации особую актуальность приобретает селективный протекционизм - поэтапная мирохозяйственная интеграция, сочетающая открытость к внешнему миру с защитой национальных интересов.

Универсальных теорий регионалистики не существует, а выбор теорий зависит от постановки проблемы, вида, целей и задач исследования. Следующие теоретические концепции, на наш взгляд, отражают процессы регионализма, являющиеся следствием глобализации: теория многополярного мирового порядка, теория больших пространств, теория конвергенции, общая региональная доктрина.

Регионализм, развиваясь параллельно с процессами глобализации, а также как противостояние ей, часто проявляется в экономической интеграции государств. Предпосылками для создания экономических интеграционных блоков может служить следующее: сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран; территориальная близость государств; общность экономических, территориальных и других проблем; демонстрационный эффект; эффект домино (страны, которые оказываются за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок); противостояние государству - гегемону.

В рамках исследования регионализма нами был проведен анализ регионализации, формирующейся в ответ на вызовы глобализации, регионализации, как институционального типа интеграции государств - процесса взаимопроникновения, сращивания национальных производственных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические институциональные структуры государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и первых лиц. Формы и виды интеграции могут быть разными. Они характеризуются степенью свободы перемещения внутри группировки факторов производства. В настоящее время существуют следующие формы региональной экономической интеграции: зона свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз (ТС); единый или общий рынок (ОР); экономический союз (ЭС); экономический и валютный союз (ЭВС) и другие.

Создание глобального информационного общества и международные отношения

Усиление влияния информационных преобразований на развитие международных отношений обусловлено рядом особенностей самой информации. Первая особенность - информация не только не уменьшается или не исчезает при своем масштабном использовании, но и является исходной базой для формирования ее новых видов и, соответственно, нового качества. Вторая особенность - информация представляет собой первооснову для выработки и принятия решений на всех уровнях управления, в том числе уровне глобального управления. Третья - особенность информация обладает "эффектом Эдипа", т.е. способностью воздействовать на умы и поведение отдельных людей и общества в целом.

Формирование глобального информационного общества происходит, прежде всего, под воздействием прогресса новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сочетании с глобализацией рынков, как внутри отдельно взятой страны, так и на международной арене. Отсюда следует, что для гармоничного вхождения в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие усилия со стороны государства как органа, способного наиболее полноценно выражать интересы всего общества (Чернов, 2002).

Создание глобального информационного общества требует преодоления информационных диспропорций, существующих в современном мире между отдельными странами и регионами, а также информационных диспропорций, имеющихся внутри самих государств, например, между различными социальными группами. Из-за таких диспропорций, задачи построения информационного общества приобретают различную степень актуальности для разных стран. В связи с активизацией информационного взаимодействия, его переплетением с экономическим взаимодействием имеющиеся информационные диспропорции оказывают возрастающее влияние на политику, экономику и культуру.

Особый интерес с точки зрения измерения таких диспропорций представляет публикуемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), начиная с 2001 г., ежегодный доклад по глобальным информационным технологиям, обобщающий данные более чем о 100 странах. Эксперты ВЭФ при ранжировании их информационного развития опираются исключительно на данные национальной статистики, которые позволяют представить возможности вхождения той или иной страны в глобальное информационное общество.

Группу стран-лидеров в данной сфере возглавляют США, которые приступили к разработке концепции информационного общества в начале 90-х гг. В 1993 г. вице-президент США А. Гор использовал понятие "информационная супермагистраль". За США в области информационного развития следуют Сингапур, Финляндия, Швеция, Дания, Канада, Швейцария, Норвегия, Австралия и Исландия. Россия в рейтингах информационных технологий находится в шестом десятке. Ниже - Марокко, Египет, Шри-Ланка, Болгария, Вьетнам, Филиппины, Перу, Танзания. В последние годы в России намечается осознание того, что по мере вхождения в информационное общество перед страной могут открываться новые внешнеполитические возможности. В 1996 г. был принят федеральный Закон "Об участии в международном культурном обмене".

Чтобы оставаться в числе стран, влияющих на мировую политику и в значительной степени определяющих ее, России необходимо усилить активность в формировании глобального информационного общества. Еще в конце 2001 г. РФ вынесла на рассмотрение Первого комитета Генассамблеи ООН резолюцию "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Однако, по данным Института развития информационного общества, 64% населения РФ не испытывают желания или необходимости пользоваться Интернетом.

Эта цифра получилась в результате сложения методологии Центра международного развития Гарвардского университета "Готовность к сетевому миру" (Readiness for the Networked World) и актуальными для российских реалий областями оценки: человеческий капитал, бизнес-климат, использование ИКТ в культуре. Здесь проявляется "эффект сырьевой экономики". Ярче всего он виден при сравнении двух глобальных рынков: мировой рынок нефти оценивается приблизительно в 650 млрд долл., доля России в нем - 16%; мировой рынок ИКТ - около 1 трлн долл. Доля России в нем представляет сотые доли процента (Ваганов, 2004).

Воздействие формируемого глобального информационного общества на международные отношения имеет не только позитивные, но и негативные последствия. Так, важность международного взаимодействия часто оказывается менее значимой для индустрии масс-медиа, которая учитывает запросы аудитории. Повсеместно мы наблюдаем сокращение объема новостных международных программ, весьма затратных и не имеющих постоянной аудитории, в пользу сюжетов, связанных с потреблением и криминальной хроникой (Атлас Monde diplomatique, 2007). СМИ все более активно вносят свой вклад в формирование мирового общественного мнения, закладывают паттерны для оценки как достижений глобализации, так и рисков и вызовов глобализации.

Например, рост публикаций СМИ о террористических угрозах значительно опережал террористическую активность в мире (Черникова, 2002). Вместе с тем пока нет достаточной информации по таким глобальным проблемам, как водный кризис или торговля людьми. Все это указывает на насущность превращения информационной политики не только в инструмент формирования глобального информационного общества, но общества гражданского, поскольку только при его наличии можно говорить об эффективности мировой политики и о продвижении к многополярному миру.