Смекни!
smekni.com

Семейный кризис - кризис демографический (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

Разводы как социальный фактор демографического кризиса

Насилие в семье над женщиной

Изображение семьи и родительства в телерекламе

Заключение

Список литературы

Введение

Демографическая ситуация и ее влияние на экономико-политическое положение внутри каждого государства регулируется по-разному. Одни государства заинтересованы в увеличении численности населения, другие борются с естественным приростом. Государства, страдающие от естественной убыли населения и сталкивающиеся с демографическим кризисом, прибегают к различным методам их решения. Государство, как орган, занимающий господствующее положение в регулировании этого вопроса, должно находить первопричины и способствовать их решению. Целью данного является не раскрытие отдельной ситуации влияющей на демографическое положение, а выявление влияния развода в частности на демографический кризис, и также обнаружение основных причин разводов.

Разводы как социальный фактор демографического кризиса

В чем же заключается причина разводов? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно разобрать роль института семьи и его влияние на разводы. Если раньше сдерживающие факторы имели особую силу, то к настоящему моменту наблюдается их ослабевание. Что способствует росту числа разводов? К основным причинам разводов нужно отнести безработицу, жилищные проблемы, а также алкоголизм. К таким выводам автор пришел, проведя небольшое исследование3 с участием членов студенческого совета, в ходе было опрошено 800 человек.51% респондентов полагает, что совместная жизнь с невменяемым человеком невыносима, 41% причиной разводов считают жилищную проблему, остальная же часть не выдерживает супружеской жизни в бедноте. Другая статистика, предоставленная ГосКомСтатом, говорит о росте числа разводов за последние 5 лет. Только лишь за последний год число зарегистрированных в записях актов гражданского состояния увеличилась на 4%.

Происходящие в настоящее время трансформационные социально-политические и социокультурные процессы в России изменяют институциональную матрицу общества, включая изменение фундаментальных основ института семьи.

Институциональный кризис, выраженный в фамилистической парадигме экзистенциальной ценностью семьи для истории общества и проявляющийся в конфликте ценностей и целей, ресурсов и средств жизнедеятельности, рассматривается в двух направлениях. Первое - с позиций функциональной социологии (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и второе - с позиций альтернативной - семьецентристской социологии (Г. Спенсер, Ле Пле (корневая система семьи), К. Циммерман (тройственная типология семьи), А. Карлсон).

Функциональный подход подразумевает неустранимость социокультурных ролей членов семьи для стабильного функционирования общества и ведущую роль семьи в общественном развитии, альтернативный подход предполагает рассмотрение семьи как исходного элемента общества и общественных изменений, причём семейная стабильность закладывает основы общественной устойчивости. Социокультурный подход П. Сорокина отражает взаимосвязь вышеуказанных тенденций, так как социокультурные флуктуации (периодичность чувственной, идеациональной, идеальной и интегральной культуры) рассматриваются в контексте стабильности и нестабильности семьи, отражая кризисные, переходные и устойчивые состояния института семьи.

Институциональный кризис семьи сопровождается кризисом семейных структур и семейно-родственных ролей, конфликтами ролевых интеракций, ростом стрессогенности жизненного цикла семьи, проявляется в конфликтных представлениях о семье и браке мужчин и женщин, что выражается в двух противоположных тенденциях фамилизма и феминизма. Фамилизм как ориентация личности на благополучие семьи и через него на собственное благо даёт ключ к пониманию семей берущих на себя заботу о социальном контроле и социальной организации.

Джеймс Коулман, определивший "социальный капитал" как "набор ресурсов, заложенных в семейные отношения и социальную организацию сообщества, способствующих умственному или социальному развитию ребёнка", отмечает, что сотрудничество объяснятся биологической потребностью делиться ресурсами и генетическими родственниками в связи, с чем увеличиваются шансы на долговременное взаимодействие внутри группы. Склонность членов семьи к кооперации облегчает многие виды социальной активности, например мелкое предпринимательство в США (20%) частного сектора.

Многие культуры (Китай, Южная Европа, Латинская Америка) поощряют семейственность - обычай ставить семейные обязательства перед родственниками выше других видов социальных обязательств. В Китае этому также способствует существующая этическая система - конфуцианство. Роль расширенной семьи в передаче культурного опыта рассматривается в работах С. Ганна, Э. Силвы. Клановые родственные связи способствуют сохранению не только материального, но и культурного капитала. Как важная часть наследства культурный капитал передаётся в виде домов, книг, мебели, в виде накопленных связей, знаний и доступа к образованию. Социальная мобильность тесно связана с динамикой семейной жизни. Такое взаимодействие экономического, социального и культурного капиталов П. Бурдье называл социальной траекторией, которая формирует объективную возможность будущей семьи.

По мнению Т. Парсонса, семья представляет собой подсистему общественной системы, следовательно, анализируя отношения между частями системы, ориентированные на поддержание внутренней структуры, можно утверждать, что семья выполняет интегративную функцию по отношению к другим общественным институтам, а отношения "система-окружение", ориентированные на адаптацию к изменяющимся условиям, усиливают самосохранительное поведение семьи и индивида в частности. Особое значение приобретает религиозная коммуникация.

Феминистическая тенденция XIX-XX вв., проявившаяся наряду с экономической модернизацией общества, предполагала, что вследствие модернизации общества семья будет играть всё более незначительную роль, причём ориентация на семейные связи может тормозить развитие общественной системы, так как экономическая эффективность требует, чтобы партнёры выбирались на основании профессионализма, а не чувствах. Действительно, в модернизирующихся странах роль семьи уменьшилась. Расширенные семьи должны были распадаться на нуклеарные (супружеские), соответствующие индустриальному обществу.

Это, в свою очередь, поставило под угрозу базовую репродуктивную функцию семьи, так как вовлечённость в систему производства мужчин и женщин имела своим последствием малодетность, многоразводность и девиантность подростков. Крах расширенной семьи, майората, имел своим последствием дислокальность и отстранённость молодых семей от родительских, что формулировало новые шаблоны поведения. Конфликт между новыми способами деятельности и ограниченностью семейного потребления выразился в обособлении семейных ролей от производственных. Крах отцовства, супружества и родства проявился в вырождении "естественной, традиционной" семьи в последнюю форму - эгоцентрическую семью.

Согласно теории "общества и общины" Ф. Тённиса общность, примером которой может быть клановая семья, как первый тип социальности отличается от общества, характеристикой которого является "избирательная воля", сущностной волей (естественная воля, самость), обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений.

Различая общество в узком смысле как государственность, исключающая из себя общинность, и широком как включающее общинность, Ф. Тённис отмечал, что победа общественного над общинным означает проникновение рационального расчёта даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во всё более внешние и случайные для их носителей.

Насилие в семье над женщиной

В настоящее время в России, как и во всем мире, одной из наиболее распространенных и социально опасных форм агрессии является насилие в семье, поскольку около 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершаются именно в семье. Чаще всего потерпевшими от семейного насилия оказываются женщины (48,1%).

Проблема актуальна не только для крупных регионов страны, но и для отдельных районов. Это подтверждает анализ, проведенный в Калачинском районе Омской области за три года с 2005-2007 года (Муниципальный район Омской области - Калачинск, численность населения которого составляет 45 тысяч 200 человек). В 2005 году было рассмотрено и возбуждено 26 уголовных дел по семейному насилию над женщиной. Из них телесные повреждения (побои) составляют 78,3%, изнасилования - 8,7% и убийства - 17%. В 2006 году было возбуждено 36 уголовных дел, из них телесные повреждения - 75%, изнасилования - 13,9% и убийства - 11,1%. И в 2007 году было рассмотрено и возбуждено 34 уголовных дел, из них 67,6% - это побои, изнасилования - 17,6% и убийства составили 14,8%.

Таким образом, за последние три года в Калачинском районе было возбуждено 96 уголовных дел в отношении семейного насилия. Из всех насильственных преступлений, совершенных в семье, приоритетными являются телесные повреждения (побои), что составило в среднем 73,6%. Это объясняется тем, что в современном обществе до сих пор существует и доминирует двойной стандарт гендерной морали, а также культурные, социально-экономические и политические отношения, в которых главенствует мужчина, ставят женщину в ситуацию экономической и эмоциональной зависимости, превращая ее в собственность своего покровителя-мужчины. Незначительную долю насильственных преступлений в среднем составляют изнасилования (13,4%) и убийства (13%). Анализ показал, что преступления совершались в семьях, ведущих асоциальный образ жизни. Каждый третий преступник страдал хроническим алкоголизмом (76%), злоупотребляли наркотическими веществами 66%. У большинства насильников (79%) отмечался низкий образовательный и культурный уровень, что приводит к неумению правильно оценить обстановку и возможные последствия поведения. При этом люди с низким уровнем образования и культуры отличаются заметной агрессивностью и чаще совершают преступления насильственного характера. Также большинство преступников (88%) имеют низкий социальный статус в обществе, то есть, нигде не работают.