Смекни!
smekni.com

Символический интеракционизм Ч. Кули. Анализ изменений социальной структуры российского общества (стр. 2 из 5)

Ч.Кули делает вывод, что «каждая общественнаяструктура имеет свой механизм производства самоидентификации, и индивидынаходят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей ихсамоидентификациям».

Кули предложил и метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическим самонаблюдением(sympathetic introspection). Его суть состоит в том, что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях, предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, что тем самым можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.

В обыденной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно.

Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать «чувством моего (my-feeling)» или «чувством присвоения (senseofappropriation)». Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы «я» или «мое». Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.

Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.

Из понятия самости следует концепция «зеркального Я», имеющая очень большое значение в социологии.

Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». «Уже в возрасте шести месяцев, - отмечает Кули - ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

Идеи Кули были развиты Джорджем Гербертом Мидом (1863 – 1931).

Анализ изменений социальной структуры российского общества с 1994 по 2009 года

Социальная структура российского общества за последние 15 лет существенно изменилась, о чем наглядно показывают нам статистические сборники Госкомстата России с 1994 по 2009 год.

Структуры распространяются во времени и в пространстве, поэтому проанализировать их изменении необходимо не только в целом по России, но и на примере региона. По статистическим данным Псковской области можно отобразить их изменчивость с течением времени.

Проблемы социальной структуры постоянно привлекают к себе внимание российских социологов.Большинство исследований объединяется в методологическом плане, проведем собственный анализ на основе данных статистических сборников и журнальных статей.

Прежде всего, необходимо проанализировать численный состав населения России, составляющий наше общество. С 1994 по 2009 года прослеживается снижение численности населения:

1994 2002 2008
численность населения РФ (тыс.чел.) 148366 143954,4 132000

Диаграмма «Численность населения РФ» (см. Приложение №1 рис.1) графически отражает демографическую ситуацию в стране.

В Псковской области прослеживается та же тенденция. Взглянув на диаграмму «Численность населения Псковской области» (см. Приложение №1 рис.2), можно отметить, что снижение численности населения идет не скачкообразно, плавно, но уверенно вниз. Анализируя регион, как одну из составляющих страны, можно судить в целом о государстве.

Российское общество делится на два типа в зависимости от территории, на которой проживает:


В соответствии с показателями статистики, в целом по России и в Псковской области преобладает на протяжении многих лет городское население (см. Приложение №2 рис. 1,2). Доля сельского населения по области приблизительно равна половине жителей городов и поселков городского типа. Причем по стране прослеживается одновременное изменение роста или спада в изменении численности населения, т.е. равномерность. Если численность городского населения снижается, то число сельских жителей тоже снижается приблизительно на равное количество людей.

Распределение по половому признаку российского общества таково (см. Приложение №3 рис.1):

47% - мужчины

53% - женщины

Данные цифры на протяжении последних 15 лет не изменились: на 6% превышает женское начало.

В Псковской области прослеживается следующее изменение:

годы Мужчины(тыс.чел.) Женщины(тыс.чел.)
1994 382,5 449,6
1995 382,6 447,4
1996 380,8 445,5
1997 377,9 442,6
1998 374,4 438,7
1999 370,4 434,2
2000 364,9 428,3
2001 359,3 422,5
2002 352,8 416,8
2003 346,8 411,3
2004 341,2 406,4
2005 335,6 401,1
2006 329,1 395,5
2007 323,5 389,9
2008 319,8 385,5
№/год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Кол-во умершихмладенцы 137 111 126 102 121 101 87 115 102 110 91 83 85 58

Графически разница в численности изображена в Приложении №3 рис.2. Приведенные данные свидетельствуют о том, что численность мужского населения за последние 15 лет сократилась в области на 62,7 тыс.чел., а женского – на 64,1 тыс.чел. Разница между рассматриваемыми группами по последним данным составляет 65,7 тыс.чел., т.е. женское население превышает мужское приблизительно на 9,3%. Наше общество смогло бы быть более многочисленным, но за последние 15 лет каждый год в Псковской области умирало более 80 младенцев – детишек до 1 года:

В общей сумме – 1314 младенцев, что в среднем составляет приблизительно 94 человечка в год.

Необходимо обратить внимание также на возрастно-половой состав населения России (см. Приложение №4). В статистических сборниках отражен возрастно-половой состав общества за 1989 год, а также 2002 год. Диаграммы по данному показателю существенно отличаются. Можно сделать несколько основных выводов: в 1989 году мужское население в возрасте от 60 лет наиболее малочисленно, они не доживают до 90 лет, а женская половина входит в число долгожителей, некоторые доживают до 95 лет. Интересен тот факт, что в возрасте 45 лет части мужского и женского населения приблизительно равны и малочисленны, не более 400 тыс.чел. по всей России. Больших изменений в численном составе между мужчинами и женщинами в 1989 году не наблюдается. В 2002 году перед нами возникает немного иная картина. Во-первых, численность всего населения значительно меньше. Во-вторых, меньше всего на территории России становится мужчин и женщин в возрасте от 55 до 60 лет, а также детей в возрасте от 0 до 10 лет. Женщины по-прежнему лидируют в числе долгожителей, некоторые доживают до 100 лет. Мужчины теряют свою численность в возрасте от 55 до 95 лет. Таким образом, самое многочисленное население в возрасте от 10 до 55 лет.