Смекни!
smekni.com

Современные технократические концепции развития мировой цивилизации (стр. 1 из 3)

Современные технократ. концепции развития мировой цивилизации.


Содержание

Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества

Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З, Бзежинский, П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и заимствования двух индустриальных систем – капитализмом и социализмом- сильных сторон и черт друг друга

Споры о путях модернизации: соотношение вестернизации и самостоятельного социального творчества

Концепции массового общества. Опасности тоталитаризма. Идеи Х.Арендт, Р. Арона, К. Манхейма

Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза и др.

Сравните марксистскую концепцию стадиальности исторического процесса и теорию У.Ростоу

В чем сходство марксистской теории генезиса капитализма и теории глобализации И. Валлерштайна

Можно ли считать, что теория конвергенции себя оправдала в свете распада СССР

Каковы экономические причина становления информационного общества? Каковы его черты

Можно ли согласиться с таким мнением: «В информационном обществе тоталитаризм невозможен, так как на первый план выходит не машина, а человек, человеческий фактор». Обоснуйте или опровергните этот тезис

Литература


Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества

На рубеже 30-40-х годов появились первые сомнения в плодотворности эмпиризма, в его правомерности представлять всю социологию как науку. Дело в том, что акцентирование роли методики исследований сопровождалось теоретической неопределенностью: понятия малой группы, человеческих отношений, общественного мнения, роли и т.д. не образуют взаимосвязанного целого, составляющего «теорию общества». Поэтому накопление огромного эмпирического материала без кодификации «повисает в воздухе» и грозит потерей контроля над ним. Обнаружилась неудовлетворенность исследованиями сугубо прикладного характера. О содержательной бедности эмпирической социологии говорили: собирание фактов, тривиальное их сопоставление, отыскание простейших зависимостей между переменными. Стало очевидным, что возможности ее ограничены, а эмпиризм не является целостным научным познанием.

Узость теоретических возможностей, сосредоточение внимания на сюжетах повседневной жизни, автономном функционировании отдельных социальных явлений (безработица, эмигранты, реклама и т.д.) привело к тому, что представители эмпирической социологии не могли связать отношение части и целого. Так как социальные явления можно адекватно интерпретировать лишь как проявления общественной жизни в целом, возникал вопрос, способна ли социология быть средством для решения важных социальных проблем для совершенствования жизни общества.

Возникла необходимость поиска «научно точной» методологии и методики социологического познания. Нужно было ликвидировать образовавшийся разрыв между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания.

Исходя из признания доминации общества в рамках трихотомии «Общество- малая группа- индивид», новая социология возвратилась к изучению общих социальных проблем. Поскольку закономерности природы человека рассматривались в ней как универсальные (неизменные), то и макросоциальные закономерности представлялись едиными для всех времен и народов. Одновременно указывалось на ограниченность психологических изысканий в малых группах и попыток через групповую психологию выйти на умозаключения в социетальных системах. В результате произошло разграничение социологии и социальной психологии, наметился поворот к возрождению к теоретической (академической) социологии.

Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З, Бзежинский , П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и заимствования двух индустриальных систем – капитализмом и социализмом- сильных сторон и черт друг друга

Единое индустриальное общество выступает в двух вариантах: 1) капитализм и 2) социализм — как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации. Социалистическая система представляет собой индустриальное закрытое (тоталитарное) общество, основанное на общественной ответственности и приоритете коллективного над индивидуальным.

В то же время вторая индустриальная революция стимулировала переход капиталистической системы в развитое (открытое, демократическое) индустриальное общество, в котором революция в собственности и доходах создает новую социально-экономическую систему — «государство всеобщего благоденствия», где социальное партнерство ликвидирует политические формы господства и классовой борьбы.

Основополагающие принципы индустриального общества:

1. Частная собственность как основа экономического роста, личной свободы и защиты социального порядка. При этом связь между результатами работы и работниками осуществляется и через владение акциями (диффузия капитала).

2. Бизнес как двигатель социального прогресса (центральная фигура— предприниматель).

3. Менеджеризм как форма управления (центральная фигура— образованный администратор).

4. Плюралистическая демократия, ведущая к политическому консенсусу (отсутствие в обществе доминирующих социально-политических групп как основы диктатуры).

5. Деидеологизация общественной жизнедеятельности.

6. Корпоративизм как наднациональная форма развития общества.

Ориентиры развитого индустриального общества:

—в сфере человеческой деятельности: рост материального производства

—в сфере организации производства: частное предпринимательство, утрачивающее конституирующий принцип власти (меритократия, техноструктура— реальная власть принадлежит не собственникам средств производства, а социальному слою специалистов, согласно профессиональным заслугам);

—в сфере организации обращения: рыночное хозяйство, не обременяющее себя при решении экономических проблем социальной ответственностью,

—в сфере политических отношений: правовое государство и гражданское общество;

—в сфере демократии: равномерное распределение власти исполнительной, законодательной и судебной как барьер авторитаризму и тоталитаризму;

—в сфере государства: обеспечение государством «правил игры»— закон и порядок — налоги, регистрация, политика инвестиций, социальные программы (без вмешательства в игру);

—трипартизм: обеспечение государством социального партнерства между свободными и равноправными организациями предпринимателей и работников;

—в сфере социальных структур: приоритет технико-экономических структур общества (профессиональных, стратификационных), которые охватывают области организации производства, доходов (демократический консенсус иерархий отношений с учетом ролевых факторов);

—в сфере потребления: потребление как центр жизни (кто зарабатывает больше, тот н преуспевает больше);

—в сфере отношений народов и культур: конвергенция как движение к консенсусу на основе компромиссов (против ревностных защитников статус-кво по любую сторону баррикад).

Конвергенция (схождение в одной точке) — сближение разнотипных обществ с главной тенденцией движения к обществу потребления. В ней оформлялось осознание бесперспективности катастрофического диалога между двумя противоположными социальными системами, Западом и Востоком, Югом и Севером. Конструктивное решение данной проблемы усматривалось на путях взаимопрорастания различных социумов— сосуществования, сотрудничества и компромисса, ведущих к всеобщей планетарной цивилизации. Этому способствует взаимный научно-технический обмен, влияние средств массовой коммуникации на сближение культур, стремление человечества к выживанию под угрозой глобальных экологических проблем, мировой рынок.

В теории конвергенции выделяются две концепции.

В одной (Р. Арон, У. Ростоу и др.) обосновывается прозападная ориентация: конвергенция ведет к насаждению западных идей в странах социализма с помощью процессов «индустриализации, демократизации, вестернизации» и т. п.

В другой теории (3. Бжезинский, П. Сорокин и др.) обосновывается параллельная эволюция, где имеют место заимствование соревнующимися социальными системами друг у друга сильных сторон, сглаживание своих различий и поворот в русле развитого индустриального общества. Последнее, трансформируясь в «общество-гибрид», превосходит по своим качествам обе соревнующиеся системы.

Теория конвергенции была направлена на снятие марксистской «однолинейной схемы развития» с обязательной заменой капитализма социализмом. В ней обусловливалась идея, что индустриальное общество обладает потенциалом безграничного прогрессивного развития без радикальных (революционных) преобразований и создания «мира без границ» — общего дома человечества с приоритетом общечеловеческих ценностей. Лишенная идеологической эйфории, теория конвергенции народов и культур в трактовке действительных процессов всемирной истории имеет под собой объективную основу — развитие таких универсалий, как мировой рынок, промышленные технологии, глобальные проблемы и т. п.

В традиционных (отсталых) обществах идеология играет важную роль: выражая чаяния и устремления социальных сил, она способна мобилизовать, ориентировать и целенаправленно вести их к действиям с социальной эффективностью.

«Однако изменения социальной стратификации в индустриальном обществе сопровождаются исчезновением антагонистических классов, депролетаризацией населения и установлением социального согласия как основы социального порядка. В связи этим снимаются идеологические мерки и нагрузки с социальных отношений, т. е. приходит «конец идеологии». На первый план выходят технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры. Такое освобождение индустриального общества от влияния идеологии получило название «деидеологизации», выражающей принцип: «чем меньше идеологии, тем лучше» (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Эллюль и др.)( Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д, 1996.С 115).