Смекни!
smekni.com

Социология криминальной личности и уголовного наказания (стр. 2 из 4)

Комплекс неполноценности - это особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов: «...комплекс неполноценности - результат преувеличенного чувства неполноценности».

Для личности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что эта личность на начальных этапах своей жизни:

- плохо адаптируется,

- социально неприспособлена,

- неуверена в себе,

- неуверена в своих действиях,

- склонна винить в своих неудачах других.

Адлер утверждает: «преступники, например, всегда винят других и при этом оправдывают себя».

Парадоксальность этого феномена заключается в том, что «комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства».

Такое противоестественное превращение одного комплекса в другой особенно характерно для людей с порочными наклонностями, такими как

- жесткость,

- злоба,

- агрессивность.

Чувство протеста, стремление избавиться от своей неполноценности толкает некоторых индивидов на антисоциальные поступки и преступления.

В ходе этого процесса «установки и цели, бывшие социальными, превращаются в антисоцильные».

Социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением стать сильным, превосходить других, любой ценой самоутвердиться.

Главным источником поведенческой мотивации становится инстинкт превосходства и стремление возвыситься над другими.

Комплекс превосходства – это своеобразная компенсация того чувства неполноценности, которое у индивида было подавляющим в его детские годы.

Чем больше индивид был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.

Если сравнить идеи Фрейда и Адлера, то видно, что они расходились в понимании первопричины поведения.

Фрейд считал, что это - влечение к противоположному полу.

Адлер полагал, что это - жажда власти.

Рассматриваемое направление развивал американский психолог Джон Доллард.

Доллард считал, что агрессия возникает не только на базе природного инстинкта самосохранения.

Чаще всего на основе фрустрации, которая возникает в процессе межличностного общения.

Фрустрация - это то внутреннее психологическое напряжение.

Оно складывается при неудачной попытке реализовать свои желания и стремления.

Фрустрацию - это как невозможность удовлетворить свое желание, барьер, возникающий на пути удовлетворения желания.

Внешние обстоятельства блокируют внутренние устремления человека, мешают ему осуществить свое желание.

Фрустрация - это реакция человека на невозможность реализовать свою цель, свое желание.

Фрустрация - это неудовлетворенность желаний.

Фрустрация - это своеобразное крушение надежд, психологический стресс, психологический срыв.

Результатом фрустрации может быть:

- чувство злобы,

- аккумуляция предельной напряженности,

- аккумуляция предельной агрессивности («паровой котел»).

Это эмоциональное состояние может вылиться в преступные действия.

Разрядка фрустрационной напряженности может быть перенесена на случайных лиц.

Результатом фрустрации может быть не только злость и агрессивность.

Это может быть:

- депрессия,

- ощущение безысходности,

- упадок сил,

- уход в мир грез и фантазий,

- алкоголизм,

- употребление наркотиков,

- самоубийство.

Отметим, что и антропологический, и психологический подходы к анализу криминальной личности имеют свою «ограниченность».

Они слабо соотносят внутренние побудительные мотивы действий криминальной личности с социальными факторами, с самым широким кругом потребностей и ориентацией личности.

3. Социологический и социально-психологический анализ антисоциальной личности

Социологическое направление в анализе преступной личности стало развиваться в конце XIX в.

У его истоков стоял основатель социальной статистики бельгиец Адольф Кетле[1] и французский социолог и криминалист Габриель Тард[2].

Они основную причину преступного поведения видели в социальных, общественных факторах, в условиях жизни людей.

Из современных мыслителей следует в первую очередь назвать Эриха Фромма[3].

Э. Фромм в своей работе «Душа человека. Ее способность к добру и злу» (1964) дает четкую классификацию типов человеческого насилия:

1) реактивное насилие;

2) фрустрация как тип реактивного насилия;

3) зависть и ревность;

4) насилие из мести;

5) компенсаторное насилие;

6) садизм;

7) архаическая жажда крови.

Каждая форма насилия - результат установок, направленности личности, социальной «программы», которая определяет внутренний, духовный мир конкретной личности.

Сама направленность является следствием социализации этой личности и следствием жизненных обстоятельств.

Остановимся на некоторых из указанных типов.

1. Реактивное насилие

Это насилие, которое проявляется при защите:

- жизни,

- свободы,

- достоинства,

- собственного или чужого имущества.

Целью данного типа насилия является сохранение, а не разрушение.

Этот тип насилия проявляется рефлекторно, инстинктивно, из чувства самосохранения.

2. Насилие из мести

Этот тип насилия связан с проблемой кровной мести.

Но это может быть и частный случай преступного поведения.

Потребность мстить обнаруживается у примитивных, ущербных людей.

Для них месть - единственное средство компенсации оскорбленного чувства собственного достоинства или какой-либо потери.

Ситуация усугубляется, если обида или потеря нанесены глубоко ущербной личности.

«Слабак или калека не имеет другой возможности восстановить разрушенное самоуважение, кроме как отомстить». «Зрелый, продуктивный человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести».

3. Компенсаторное насилие

Природа наделила человека базовой потребностью тратиться свои физические и эмоциональные силы.

Но в силу различных причин:

- некоммуникабельности,

- плохой адаптации,

- робости,

- комплекса неполноценности

некоторые индивиды не в состоянии самореализоваться.

У них происходит деформация ценностных ориентацией.

Крайней формой деформации внутреннего мира является формирование установки «мстить жизни за то, что она его обидела».

Озлобленность порой материализуется в делинквентное поведение.

Э. Фромм говорит: «Компенсаторное насилие является результатом непрожитой, искалеченной жизни».

Компенсаторное насилие не является типичным.

Истоки и мотивы делинквентного поведения детерминируются единством социального и личностного, индивидуального.

Преступное поведение порождается

- не самой личностью,

- не самими внешними обстоятельствами,

- а их взаимодействием.

Нельзя ставить вопрос, что здесь главное: личность или обстоятельства?

Социологическое исследование истоков и мотивов преступности характеризуется анализом одновременно двух факторов:

- личностного, т. е. индивидуального,

- и социального, т.е. ситуационного.

Определяющим в индивидуальном факторе являются установки, направленность личности, ее ценностные ориентации.

Эта «направленность» личности зависит от:

1) происхождения личности;

2) воспитания личности;

3) окружающей среды;

4) уровня образования;

5) профессии;

6) возраста, пола, физических свойств;

7) наследственности (дискуссионный моментом после работ Ломброзо).

В социальном факторе важным являются социальные условия конкретной личности.

Способствуют ли они удовлетворению ее базовых потребностей или нет.

Социальные условия, которые не позволяют нормальным, законным путем реализовать свои потребности это:

1) низкое социальное положение;

2) низкий уровень жизни;

3) безработица;

4) плохие жилищные условия;

5) миграция;

6) урбанизация;

7) потребление алкоголя;

8) проституция.

Помимо двух основных факторов, влияющих на преступность, - личностного (индивидуального) и социального, выделяется еще третья группа факторов.

Это так называемые физические факторы:

1) климат, температура;

2) время года.

Классик современной американской социологии Роберт Мертон разработал теорию о типах личности.

Она дает четкое понимание

- процессов адаптации людей в обществе,

- понимание линии поведения индивидов,

- истоков конфликтов личности с обществом,

- истоков преступного поведения.

Мертон рассматривал типы поведенческой реакции.

Эта реакция проявляется когда индивид осваивает социальный опыт, приспосабливается к системе социальных ценностей и норм поведения.

Мертон выделяет пять типов приспособления.

Они зависят от того, что индивид «принимает» и что «отвергает» из социальных координат.

Первый тип.

Конформистская личность (от англ, conform - согласовывать).

Этот тип, приспосабливаясь адаптируясь в обществе, принимает безоговорочно:

- образцы духовных, культурных целей, норм, стандартов,

- средства достижения господствующих целей.

Здесь мы можем говорить о так называемом «адаптированном» человеке.

Второй тип.

Инновационная личность (от лат. innovatio - обновление, нововведение).

Этот тип, адаптируясь в обществе, принимает господствующие цели, но отрицает традиционные пути и средства достижения целей.

Такой индивид готов рисковать, нарушать сложившиеся устои, общественный порядок ради своих целей.

Третий тип.

Ритуалистская личность (от лат. ritualis - обрядовый).

Ритуалисты отвергают господствующие цели.

Однако они стараются соблюдать нормы поведения, установленные обычаи, соблюдают «правила игры».