Смекни!
smekni.com

Сущность понятия "социокультурный эталон здоровья" (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Сущность понятия "социокультурный эталон здоровья"

2. Модели здоровья

3. Характеристики здорового человека и компоненты здоровья

Заключение

Список литературы

Введение

Здоровье - извечная проблема человека и неизбежная тема его мечтаний. В период древнейшей цивилизации отношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений, которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии. Многие исследователи отмечают влияние на здоровье личности доминирующих представлений и ценностей, которые имеют социальную (интерсубъективную) природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы.

Анализ феномена здоровья человека приводит к пониманию того, что основной причиной растущего неблагополучия общества является ухудшение здоровья человека в результате цивилизационного процесса, с одной стороны, значительно расширяющего его возможности, а с другой - подрывающего фундаментальные основы его бытия. Выбор современным человеком непродуктивных антисоциальных форм поведения (наркотизм, преступность, проституция) есть не что иное, как осознанное или неосознанное отклонение от онтогенеза развития жизни, от генетической программы развития человека.

В связи с этим, перед психологами, педагогами, социологами, врачами, философами стоит вопрос - как связать воедино дух, разум и тело, чтобы получить в результате гармоничную личность. Учитывая многообразие человеческой природы, невозможно дать единую, совершенную для всех формулу пути к здоровью.

1. Сущность понятия "социокультурный эталон здоровья"

Современное культурологическое понимание проблемы здоровья отмечает его сложную комплексную природу и настаивает на разработке системного отношения к его изучению. В структурное ядро современных представлений и терминологических определений проблемы здоровья входят следующие субконцептуальные образования: виды здоровья, устойчивые социокультурные эталоны здоровья, адаптивные практики здоровьесбережения.

Виды здоровья (физическое, психическое, духовное, нравственное) выделяются в соответствии с принятым различением видов социокультурной активности человека.

Социокультурными эталонами здоровья называются действующие на уровнях общественного, группового и индивидуального сознания функциональные схемы (матрицы) обобщенных социальных представлений о здоровье и болезни, существующие независимо от национальной специфики восприятия, которые проявляются в виде наиболее распространенных концепций, дискурсивных моделей и объяснительных схем. Наиболее распространенным эталонным единицам здоровья, сформировавшимся в системах философских, медицинских, биологических и психологических знаний от античности до наших дней, признаются: "античный эталон": здоровье как внутренняя согласованность и гармония; "адаптационный эталон": здоровье как приспособленность к окружающей био-социальной среде; "антропоцентрический эталон": здоровье как всесторонняя самореализация или раскрытие духовного и творческого потенциала личности.

Этнические модификации этих эталонов заключены в границах культуры и отражаются в национальных образах, символах, языковых конструктах. О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов предполагают, что, наряду с "универсальными", существуют "локальные" эталоны здоровья, специфика которых определяется культурным своеобразием национальных сообществ. [5]

В качестве одного из активно развивающихся компонентов культуры здоровья современного человека наука выделяет физическую рекреацию. Как и другие социальные институты здоровьесбережения, физическая рекреация функционирует целенаправленно. В комплекс ее задач сегодня включаются: совершенствование природной сущности человека, развитие его физических качеств и двигательных навыков, формирование гармоничного ансамбля духовных качеств.

Свои задачи физическая рекреация решает с помощью средств и методов, которые в совокупности создают множество преимуществ: они доступны людям любого возраста, не имеют жесткой регламентации ни по времени, ни по продолжительности; не требуют специально организованного места занятий. На сегодня, это самый важный вариативный, нерегламентированный вид двигательной деятельности, который, конечно, предполагает необходимость соблюдения гигиены и культуры занятий (самоконтроль, педагогический и медицинский, соответствие нагрузки и отдыха полу, возрасту, степени физического развития и адаптационных возможностей каждого занимающегося).

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Для индивида ценно то, что служит его интересам, что способствует его духовному и физическому развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определенной ситуации некий индивид предпочитает инвалидность здоровью.

Все социальные нормы относительны: они различны в разных обществах и этнических группах, разделенных в пространстве и во времени. Нормы духовного развития - неотъемлемый элемент культуры, представляющий собой систему социально приобретенных и трансформируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, традиций. В разных странах сложилось разное отношение к потреблению алкоголя, проституции, азартным играм и т.д. В то же время существует большой арсенал универсальных норм морали: уважение к старшим, нетерпимость к насилию, неприятие лжи, воровства. В отличие от норм телесного здоровья образцы духовного становления не имеют конкретных числовых выражений. Их ядром выступает идеальный тип - успешной социализации, самодетерминации, социальной активности.

Здоровье на сегодняшний день определяет специфику современного общества в его движении к исторически новому состоянию. Это положение определяется не только влиянием кризисов: экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, но и влиянием технико-технологических достижений, вызывающих психические напряжения и стрессы, в результате которых увеличиваются специфические заболевания.

В современной России за годы экономических и политических реформ значительно выросли показатели самоубийств, алкоголизма, преступность. Эти цифры воистину устрашают и вызывают тревогу. Высокая частота самоубийств сама по себе свидетельствует о недостатке психического здоровья у населения, а значительное совпадение данных о самоубийствах и алкоголизме, показывает, что здесь мы имеем дело с признаками психической неуравновешенности.

В последние годы в нашей стране отмечается выраженный рост числа больных, перенесших алкогольные психозы. Показатель распространенности алкоголизма среди подростков и женщин неуклонно растет.

Бичом российского общества стали психосоматические заболевания, которые являются ярким примером конфликта разума, души и тела. Противоречие двух начал: материального и духовного становится причиной тяжелых болезней. Основатель валеологии И.И. Брэхман писал, что количество людей, находящихся в третьем состоянии, то есть еще не больных, но уже не здоровых, достигающее свыше 50% всего населения, это указывает на рост заболеваемости. Некоторые исследователи с точки зрения теории предболезненных (донозологических) состояний определяют их как начало патологического процесса, а другие - уже как процесс болезни [1, C.158].

В середине XX в. произошло кардинальное изменение структуры заболеваемости населения цивилизованных стран: инфекционная заболеваемость отступила глубоко на второй план, а основное значение по разрушению здоровья людей приобрела, так называемая, хроническая неинфекционная заболеваемость (ХНИЗ), в первую очередь, - сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. К 60-м годам XX в. окончательно оформились хорошо известные научные концепции `факторов риска` хронических неинфекционных заболеваний и концепция `болезней цивилизации`. Обнаружилось, что важнейшими факторами риска являются хронический психо-эмоциональный стресс и нерациональное питание, а также многочисленные другие болезнетворные экологические факторы.

2. Модели здоровья

В разное время в различных культурах существовали отличающиеся друг от друга модели здоровья. О. Васильева, Ф. Филатов выделяют три модели здоровья: античную, адаптационную и антропоцентрическую.

В античной модели здоровье понимается как внутренняя согласованность, гармония, уравновешенность, соответствие всех составных элементов предназначению целого. Здесь идет речь о взаимосвязи духовной и телесной сущности человека. По античному представлению, необходимо заботиться не только о физическом совершенствовании или развитии души, нужно стремиться достичь их оптимального взаимоотношения. Тем самым античная модель здоровья уделяет больше внимания внутреннему устройству человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с другими людьми и окружающим миром.

Адаптационная модель рассматривает здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде. В отличие от античной модели, здоровье здесь понимается как "успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром" [5, с.76] В этой модели рассматриваются два аспекта адаптации - биологический и социальный. Биологический аспект связан с приспособлением человека к окружающей природной среде. Здоровье понимается как успешное противодействие внешним влияниям и сохранение постоянства внутренней среды организма. В социальном аспекте на первый план выступает всесторонняя социализация личности. Особенностью этого процесса является то, что на место гармоничного развития встает соответствие индивидуальных проявлений личности устоявшейся системе социокультурных норм. Общество определяет нормы, в рамках которых допускается проявление индивидуальности человека.