Смекни!
smekni.com

Теоретические подходы к анализу социальной структуры общества (стр. 1 из 7)

Харьковский гуманитарный университет

«Народная Украинская Академия»

Факультет «Заочно-дистанционного обучения

и последипломного образования»

Кафедра Социологии

Курсовая работа

По курсу: Общая социологическая теория

Тема: Теоретические подходы к анализу социальной структуры общества

За 4 семестр

Курсовая работа сдана

в деканат _______________

(дата)

Выполнил:

Студент 2 курса, группы СМ 21

Проверил:

Харьков - 2008


Содержание

Введение

Раздел 1. Подходы к исследованию социальной структуры

§ 1.1 Институциональный

§ 1.2 Субстанциональный

§ 1.3 Концепции социальной стратификации

Раздел 2. Классовая структура украинского общества

§ 2.1 Капиталократия

§ 2.2 От бюрократов до иждивенцев

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность исследования социума на конкретном этапе его существования заключается в проведении системного социологического анализа динамики онтогенеза функционирования и развития социальной структуры общества, выявления последствий трансформации социального пространства в связи с его различными изменениями, в частности, с переходом к рыночным отношениям, особенностями влияния процессов стратификации и мобильности на ход протекания транзитных процессов, что и отображено в данной курсовой работе. Подобные социальные явления мы наблюдаем в современных обществах стран СНГ, России и Украине в частности.

Общество переходного периода выступает одним из значительных феноменов социального переустройства любого социума. В связи с этим важен системный процесс анализа всей системы социальных связей и отношений, которые испытывают ныне свою активную трансформацию, выражаясь в значительных структурных изменениях компоновки ее стержня - социальной структуры общества, комбинаторных блоков, входящих в них социальных групп, классов, слоев, отрядов, страт, других социальных образований. Особенностью изучаемого периода выступают интенсивные тенденции деформации стабильных, устойчивых, даже откровенно стагнационных в недалеком прошлом социальных образований. Некоторые из них, будучи в недалеком прошлом престижными и, казалось бы, незыблемыми по своим социальным статусам и ролям в сфере социальных связей и отношений, в кризисные периоды исчезают, либо занимают малозначительные, аутсайдерские позиции. Активен рост принципиально новых для прежнего общества социальных образований и структур. Спецификой развивающегося общества выступает очевидная и скрытная констелляция различных социально-экономических укладов как прошлого псевдосоциалистического строя, так и новых рыночных реалий. Причем эти взаимоисключающие друг друга системы в транзитный период общества представляют уникальный, противоречивый симбиоз сложных по протеканию, порой непредсказуемых социальных явлений. В такой очень ограниченный по масштабам отрезок социального времени происходит активное реформирование отношения индивидов, целых групп, слоев переходного общества не только к своим прежним и новым социально-профессиональным статусным и ролевым позициям, но и к сферам мотивационно-потребительских, ценностных отношений, престижу, образу жизни, трудовых, политических, духовных, психологических и других стереотипов поведения и мышления. Переходное общество значительно стимулировало стратификационные и мобильностные тенденции в расслоении и перемещениях в социальной структуре общества. Стали менее жесткими ограничения на переходы из одной социальной группы, класса в другую страту, появилась система принудительного, маргинального перехода с вышестоящих на нижестоящие позиции. То есть, социальная структура активно меняется, в связи с чем и требуется серьезный теоретико-социологический анализ всей совокупности социальных связей и отношений, которые являются ее базовой основой.


Раздел 1. Подходы к исследованию социальной структуры

Приходится констатировать, что и здесь нет единства ни в истолковании ключевого понятия, ни в методологических подходах. История социологии свидетельствует о том, что понятие социальной структуры использовалось в двух главных смыслах, условно обозначаемых как “институциональный” и “субстанциональный”, за которыми скрываются различные типы концептуального осмысления и интерпретации структуры общества.

§ 1.1 Институциональный подход

Первая - “институциональная” трактовка социальной структуры ведет свое начало от Э. Дюркгейма, придававшего решающую роль в объяснении социальных явлений, установлению причинных зависимостей между изучаемыми явлениями и социальной средой, образующими ее “социальными фактами”, под которыми он понимал различные элементы коллективного сознания: мораль, обычаи, верования и др. Последние существуют объективно, обладают по отношению к индивиду принудительным воздействием и потому по своему воздействию на поведение человека, сходны с природными факторами и закономерностями. Зримым воплощением социальных фактов являются социальные институты, посредством которых общество регулирует поведение людей в отдельных жизненно важных областях. Для Дюркгейма причинный подход был тождественен структурному анализу. Из общего содержания его социологической концепции можно сделать вывод, о том, что под социальной структурой он понимал различные элементы ценностно нормативные структуры общества, регулирующих и направляющих поведение человека. Характерная черта структуралистической методологии Э. Дюркгейма - антиредукционализм, понимание социального как качественно иного состояния по сравнению с индивидуально психологическим уровнем поведения людей и связанное с этим принципиальное требование объяснить “социальное посредством социального”, то есть без обращения к фактам психологии или биофизиологии.[4]

Другой известный английский социолог и антрополог А.Р. Рэдклифф - Браун почти аналогично Дюркгейму при анализе понятия социальной структуры также апеллирует к методологии естественных наук, полагая, что в социальной науке, как и в любой другой сфере знания, это понятие должно выполнять основополагающую роль, т.к. именно посредством социальной структуры сохраняется устойчивость и преемственность общественной жизни. Он рассматривал общество как систему социальных отношений и взаимосвязей между людьми, сознательно игнорируя ее материально-предметные и природно физиологические аспекты. Подобно Э. Дюркгейму, он занимает антиредукционистскую установку, настаивает на не сводимости социального к индивидуально-психологическим проявлениям. Понятие социальной структуры используется английским ученым в широком и в узком смысле слова. В первом смысле оно отождествляет социальную структуру со складывающейся в обществе совокупностью (“сетью”) социальных связей и отношений. Апеллируя к методологии естественных наук, он считает, что любая наука имеет дело не с отдельными, уникальными явлениями, а с типичными, обобщенными, регулярно повторяющимися событиями. Следовательно, то, что нужно для научных целей, относится к форме структуры, под которой понимается и типичные, устойчивые, регулярно воспроизводимые образцы социальных действий и поведения людей. Последние являются результатом абстракции и обобщения многообразных, индивидуально окрашенных действий конкретных личностей.

По мнению Рэдклифф-Брауна, социальная структура является организацией личностей в определенных отношениях и регулируется институтами, представляющими собой установленные образцы поведения или набор образцов поведения, относящихся к некоторой области социальной жизни. Процесс функционирования структуры как раз и представляет собой социальную активность, совместные действия и взаимодействия субъектов, которые включаются в социальные отношения посредством социальной структуры. Какие, же выводы, как нам думается, можно сделать из концепции социальной структуры Рэдклифф-Брауна? Во-первых, основным элементом социальной структуры выступают не личность и не группа (т.е. не субъекты социального действия), а устойчивые, регулярно воспроизводимые образцы социального поведения - сложные позиции, являющиеся строительными блоками для более усложненных структурных образований, и, в первую очередь, социальных институтов, посредством которых осуществляется нормативная регуляция и координация поведения людей в различных сферах. Во-вторых, природа, сущность структурных элементов как простых, так и сложных, не может не быть выведена только из природы самих социальных отношений, а требует призвания их зависимости и обусловленности господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями. Однако этот британский был противником аналитического разделения общественной жизни на социальную и культурную, отдавая приоритет первой из них.[6]

Толкотт Парсонс считает главным объектом изучения социологии социальные системы и образующие их социальные структуры. Но в отличии от других он больше внимания обращает на динамические аспекты анализа социальных систем, в связи с чем особое значение придает понятию функций и функциональных требований. Понятие роли, а не статуса (социальной позиции) выдвигается Парсонсом в качестве исходного элемента социальной структуры в силу того, что его интересует динамический, функциональный аспект социальной системы, а роль представляет собой динамический аспект статуса. В своей известной работе “Социальная система” американский социолог использует для характеристики элементарного уровня социальной структуры статус-роль, в чем во многом схож с позицией А.Р. Рэдклифф-Брауна.