Смекни!
smekni.com

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России (стр. 1 из 10)

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Технологии социально-культурной деятельности»

Тема: Технологии социально-культурной деятельности

общественных организаций в России

Выполнила: студентка группы ЗМК-31

Докучаева Елена Владимировна

Проверила: преподаватель, кандидат филол. наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ

Куличкина Галина Васильевна

ПЕРМЬ

2009


Содержание

Введение

Глава 1. Социально-культурная деятельность общественных организаций в России: исторические истоки, теория и методология

1.1. Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России

1.2. Теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций

1.3. Технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций

Глава 2. Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Карпинский»)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Актуальность темы обусловлена социально-культурной спецификой деятельности общественных организаций. В ходе социальных, экономических, культурных преобразований в нашем городе накоплен уникальный опыт социально-культурного развития, а моделью эффективного регулирования социально-культурных взаимодействий, реализующейся на практике, стали общественные объединения.

Научная актуальность исследования общественных объединений в ракурсе социально-культурной деятельности определяется необходимостью глубокого осмысления целесообразности существующих форм, способов и средств удовлетворения социально-культурных запросов населения в поликультурном контексте.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Именно поэтому крайне необходим для развития личности, формирования ее субъективной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма и отдыха. Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Социальная значимость поставленной в работе проблемы обусловлена следующими факторами: появлением большого количества общественных объединений, долгим молчанием и нежеланием государства обращать внимание на существующие проблемы в общественно-значимых отношениях, игнорированием часто возникающих противоречий в вопросах социально-культурных связей.

На этом фоне, роль добровольных общественных объединений в жизни страны возрастает заметно, но при этом явно прослеживаются негативные последствия утраты опыта независимой общественной деятельности. Поэтому изучение истории возникновения и деятельности общественных объединений, выступающих в роли агента социализации для различных категорий населения, позволит не только заполнить пробелы в знании истории развития общественных объединений, но и выявить эффективные технологии обеспечения условий для удовлетворения возникающих потребностей в самоидентификации личности в процессе роста гражданского самосознания.

Цель: изучить особенности технологии организации деятельности общественных объединений, функционирующих в социально-культурной сфере.

Задачи:

1. Изучить исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России.

2. Изучить теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций.

3. Исследовать технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций.

4. Обобщить и проанализировать опыт работы общественной организации по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Карпинский»).

Предмет исследования: изучение истории, теоретических основ и современных технологий социально-культурной деятельности общественных организаций.

Объект: общественные объединения по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Карпинский»).

Степень исследованности:

Проблемы изучения технологий социально-культурной деятельности общественных объединений давно привлекают внимание учёных, но здесь существуют свои сложности, связанные с тем, что общественные объединения активизировали свою деятельность в сфере культуры лишь в 20 веке. Тем не менее литературу по изучаемой проблеме можно разделить на следующие группы: историческая литература (первые упоминания об общественных движениях и объединениях); фундаментальные исследования теории и методологии социально-культурной деятельности; периодические издания, в которых непосредственно освещались проблемы социально-культурной деятельности общественных объединений.

Историческая литература: Исаев И. А. История государства и права России, Карамзин Н. М. История Государства Российского, Ключевский В. О. Краткое пособие по Русской истории.

Теория и методология: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность, Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности, Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности, Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы, Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований, Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности, Стрельцов Ю.А. Развитие теоретических основ просветительской деятельности советских клубов, Сорокин П.А. Социально-культурная динамика.

Периодические издания: Общественные науки и современность.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, приложений, списка литературы.


Глава 1. Социально-культурная деятельность общественных организаций в России: исторические истоки, теория и методология

1.1. Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России

В этом параграфе рассматривается динамика появления и основные этапы формирования общественных движений и объединений в России, начиная с XVIII века и до настоящего момента, раскрываются причины возникновения и анализируется процесс становления общественных организаций.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".

Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIIIвеке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.

Русские школы этого периода находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период более закрепляются традиционные досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного» люда, общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.

В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика роль царя в появлении новых объединений: возникновение дворянских клубов, салонов и др.

Клубы. Во второй половине XVIII века культурно-просветительская деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населении и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности. В 1770 году в Петербурге, а затем через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечения для представителей дворянских кругов.