Смекни!
smekni.com

Трудовая терапия как фактор адаптации пожилых людей в социуме (стр. 1 из 10)

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра социальной работы

Допустить к защите

Зав. Кафедрой

_________________

____________ 200__ г.

Дипломная работа

На тему «Трудовая терапия как фактор адаптации пожилых людей в социуме»

Студента Черкасовой Е. Н.

Руководитель Мельнеченко

Омск 2006


Содержание

Глава 1. Пожилой человек в обществе

1.1 Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе

1.2 Специфические особенности пожилых людей

1.3 Новая модель старости

1.4 Отношение к социальным стереотипам старости

Глава 2. Социальная защита пожилых граждан

2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей

2.2 Роль реабилитационных центров

2.3 Технологии работы с пожилыми людьми в ГСУ СО НГЦ


Глава 1. Пожилой человек в обществе

1.1. Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе

История развития человечества свидетельствует о том, что старые люди в разное время занимали разное положение в обществе и оказывали на него неодинаковое влияние. Американский антрополог и этнограф Л. Морган выделил три основных периода в развитии общества: дикость, варварство и цивилизацию. По его мнению, «все великие эпохи прогресса человечества совпадают более или менее непосредственно с эпохами расширения источников существования». В соответствии с этим он разделил периоды дикости и варварства на три подпериода (низший, средний, высший), отличающееся уровнем развития. Эволюция положения старых людей в обществе происходит не в одном направлении – от плохого к хорошему: существовали периоды, когда оно было очень хорошим и, напротив, очень плохим.

В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность составляла менее 20 лет, старые люди не умерили естественной смертью. С. М. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убийство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь во время войны, защитой сородичей, отомстить за свои обиды. Это была не единственная причина уничтожения стариков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного общества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому большие усилия. Именно по этому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Но зрелый человек как носитель практических знаний и обладатель многолетнего опыта был объектом уважения в первобытной орде. Он осуществлял связь между поколениями, так как передавал свои знания молодым людям. Однако когда он становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали.*

На Огненной Земле, когда угрожает голод, старух, убивают и поедают раньше, чем принимаются за собак. Туземцы объясняют это тем, что собаки ловят моржей, между тем как старухи не могу делать этого. У некоторых индейцев Северной Америки по крайней мере половина стариков бросается на произвол судьбы в том случае, когда они не могут ходить. Считается это в порядке вещей и оправдывается тем, что лучше умереть, чем влачить бесполезное, полное страданий, старческое существование. Цивилизованные народы не поступают как жители Огненной Земли или другие дикари, они не убивают и не съедают своих стариков, но тем не менее жизнь стариков часто становится очень тяжелой. На них смотрят как на тягостную обузу, потому что не могут быть полезны ни в семье, ни в обществе. Не считая себя в праве избавится от них, все же желают их смерти и удивляются, почему так долго не наступает желанный конец. Итальянцы думают, что у старух семь жизней – бергамаски наделяют их семью душами, еще маленько восьмой, да еще половинкой, литовцы считают старух настолько живучими, что их даже нельзя измолоть мельницей. Эти народные поверья находят отзвук в столь частых убийствах стариков даже в наиболее цивилизованных Европейских странах. Но старики не только рискуют быть убитыми, но часто сами лишают себя жизни.

Без средств к существованию или неизлечимо больные, они предпочитают смерть, своей тяжелой жизни. В газетной хронике часто встречаются, случаются самоубийства стариков, утомленные страданиями, они лишают себя жизни, чаще всего по средствам угара.*

Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использовать их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старых людей, явилось открытие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые – поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, что способствовало уменьшению убийств детей и стариков. Старые люди становились одной из необходимых категорий общества: они освобождали женщин от наблюдения за огнем, становились его хранителями.

По мнению Ф. Энгельса, историческое значение открытия состоит в том, что оно позволило использовать рыбу в качестве пещи. Благодаря этому пищевому продукту общество стало не зависимым от климата и местности; развитие оседлости и занятие сельским хозяйством еще более способствовало прекращению традиции убийства стариков.

Следует остановиться на том факте, что понимание старческого возраста в глубокой древности очень разнилось от его современного толкования. Согласно исследованиям Дж. Эйнджела, средняя продолжительность жизни составляла в раннею эпоху железа и бронзы на территории современной Греции не более 18 лет.

Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал выгоду от своего возраста: он пользовался тем большим уважение, чем проживал лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было не велико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ старые люди играли главную роль в политике, магии и религии. Геронтократия надолго установилась в Древней Греции: в Афинах и Спарте членам ареопага или геронсии мог стать лишь человек, достигший 60 лет. Первый законодатель Спарты – Солон выдвинул тезис: «Уважай старость!». В Древнем Риме высший орган власти получил название «Сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей. В эскимосских легендах старики предстают обладателями магической власти, наделенными богоподобной способностью творения и исцеления. Но реальные условия существования – суровый климат, недостаток ресурсов, бедность тираническая патриархальная семья – определили маргинальное положение стариков, превращенных в рабов или обреченных на голодную смерть.

В обществах, испытывающих влияние западной культуры и переживших переходный период от традиционных обычаев к христианской этике, признаётся декларативная власть стариков, формирующих политические советы. Но в условиях миграционного образа жизни и бесконечных войн реальную власть приобретают молодые. В небогатых племенах старики до самой смерти могут оставаться собственниками всего семейного имущества и владений. Они обладают правом их распределения между членами семьи, что обуславливает престиж старых людей и социальную стабильность.

В обществах с более развитой экономикой, обеспечивающей достаточный уровень жизни, значительное место занимают религиозные и мистические верования, и соответственно усиливается роль пожилых, наделенных достаточной властью и авторитетом, которые самореализуются в религиозных функциях. Исторический анализ показывает, что старшее поколения могли играть заметную роль в стабильных, организованных обществах с институализированной собственностью, тогда как в обществах, раздираемых противоречиями, верх брали молодые.

В античных мифах о богах можно выявить общую закономерность: старея, боги становились злыми, мстительными, порочными, их тираническая власть кажется все невыносимее и в коночном счете приводит к восстановлению и устранению старого властителя.

Аристотель, подробно изучавший проблемы старости, считал, что опыт стариков способствует не прогрессивному развитию, а бесконечным повторением.

В III веке новой эры христианской церкви удалось ассимилировать классическую культуру путем ее распыления и деформации. В некоторой степени церковь внесла позитивный вклад в решение проблемы старости, создавая госпитали и дома для престарелых, поддерживая больных одиноких. Вместе с тем христианская идеология раннего средневековья утверждала преимущества молодости, переход власти от отца к сыну.

Технический прогресс XVIII века обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Утилитаристский подход наделил стариков особыми заслугами – материальное процветание гарантировало им мудрость и достоинство.

В XIX веке европейские общества перетерпели радикальные трансформации. Под влиянием промышленной революции, урбанизации, сокращение сельского населения, формирование класса пролетариев произошёл первый демографический взрыв: в 1870 году население Европы достигло 300 млн., и соответственно увеличился процент старых людей в общем объеме населения.

Сохранившийся престиж старости стал рушиться. Положение большинства старых людей значительно ухудшается. XX век унаследовал стереотипический образ пожилого человека, сформировавшийся в ходе исторического развития. Общеизвестно, что положение стариков особенно ухудшается во второй половине XX столетия и противоречит принципам развития современной цивилизации.