Смекни!
smekni.com

Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи. Немоногамные модели брака и семьи (стр. 1 из 2)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Контрольная работа № 1

Тема: Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи

Специальность: Социальная работа

Фамилия: Зуй Имя : Елена Отчество: Владимировна

Дата поступления работы

Рецензент : Крапивка И.А.


Содержание

Введение

1 Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи

1.1 Понятие термина «фамилистика», его определение в социологической науке о семье

1.2 Феминология как наука и учебная дисциплина

2 Немоногамные модели брака и семьи

2.1 Понятие определение «полигамный брак», формы полигамии. Альтернативные модели семьи

2.2 Проблемы и противоречия полигамного брака

Заключение

Список использованных источников


Введение

В социологии семьи существует множество подходов и критериев определения семьи как объекта социологического изучения, что вполне согласуется с его сложностью и многокомпонентностью.

Самое простое определение, понятное даже на уровне обыденного сознания, легко сформулировать: семья — отношения между супругами, родителями и детьми. Члены этой конкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Понимание семьи предполагает ее пространственную локализацию — жилище, совместное проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию быта и потребления. Семья — это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении — супружества, родительства, родства.

Целью контрольной работы является анализ фамилизма и феминизма как теоретического течения в изучении семьи, а также немоногамных моделей брака и семьи. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

- определить понятие термина «фамилистика»;

- охарактеризовать феминологию как науку, и как учебную дисциплину;

- дать определение понятию «полигамный брак», установить возможные формы полигамного брака;

- отразить позитивные и негативные взгляды на полигамный брак, в частности на многожёнство.


1 Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи

1.1 Понятие термина «фамилистика», его определение в социологической науке о семье

Фамилистика — это отраслевое направление социологии семьи, наука о семье, выделившаяся в 60-70-е годы XX в. Фамилистика — одна из самых молодых наук, возникших в процессе дифференциации социологической науки. Это междисциплинарное направление в социологии, так как изучение проблем брака и семьи предполагает анализ экономических, исторических, этнографических, юридических, демографических, тендерных, педагогических, психологических, медицинских и прочих аспектов [1, с. 6].

Социологическая наука о семье имеет древнейшие истоки. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейной организации. В древности слово "фамилия" означало семья, род от латинского familia — хозяйственно-юридической единицы, в состав которой входили кровные родственники и рабы. Впоследствии фамилия стала обозначать родовое наименование, приобретенное при рождении. Семья возобновляет и сохраняет жизнь поколений, поэтому интерес к ее изучению никогда не ослабевал.

Фамилистическая методология связана с комплексным подходом к изучению семьи и брака. Любое явление изучается социологией через призму отношения "человек — общество" или "личное и общественное", составляя основной вопрос социологии как науки.

Социальная сущность семьи выражается прежде всего в ее посреднической роли между личностью и обществом. Исследование посреднической сущности семьи составляет специфику социологического подхода к изучению семьи.

Многозначность семьи как социального феномена заключается в сочетании функций социального института с автономной целостностью семьи как малой социальной группы. Это само по себе определяет такой методологический принцип, как рассмотрение всего круга фамилистических проблем на макро- и микроуровнях социологического анализа.

Теоретическое поле исследования семьи связано с широким кругом проблем соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, взаимосвязи семьи и личности в социальном контексте, а также на уровне первичных, межличностных отношений. Комплексный подход к изучению семьи требует создания таких научных моделей, которые в состоянии отразить диалектику макро- и микропроцессов, происходящих как на уровне общества, так и индивидуального, личностного семейного поведения, т.е. осуществить анализ семьи как системы.

Фамилистический аспект раскрывает связь функционирования семьи прежде всего с нормами и ценностями культуры, с экономической сферой, демографическими изменениями, государственными институтами, физиологическими процессами, психологической динамикой внутрисемейных отношений [2, с. 5 – 13].

1.2 Феминология как наука и учебная дисциплина

Феминология - это наука о положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: как наука и как учебная дисциплина. Феминология как наука о жизнедеятельности женщины в обществе отражает объективные закономерности ее существования и служит основой гуманной деятельности, цель которой — проведение в жизнь принципа равенства между мужчиной и женщиной. Эта наука ставит перед собой задачу научного изучения взаимоотношения полов, анализа причин существующих противоречий между ними. Она призвана помочь объективно оценить характер этих взаимоотношений в различных сферах жизни общества. Феминология исследует всю совокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей, условий преобразования общества на основе эгалитарной системы — полного равенства мужчин и женщин в возможностях, изменения статуса женщины во многих сферах [3, с. 9].

Феминология как учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полям базовых и других традиционных дисциплин. Изучение феминологии необходимо будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем, как на общем, так и на индивидуальном, частном, уровне [3, с.11].

Проблемы прав женщин в современной России тесно связаны с проблемой формирования устойчивой базы демократии, включения в демократические процессы всех без исключения членов общества. Права женщин следует рассматривать в общем контексте прав человека в соответствии с принятыми международными нормами.

Задача феминологии — дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены, во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины в современном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественном развитии; в-третьих, сущность гражданской позиции женщины.

Говоря о феминологии, принято различать биологический и социальный пол. Биологический пол означает биологические различия между мужчинами и женщинами. Социальный пол определяется совокупностью норм поведения для мужчин и женщин, связанных с социальными ролями и социальным статусом.

Радикальный феминизм трактует противоречие между полами как вариант классовой борьбы. Угнетение женщин носит универсальный характер во всех известных человеческих обществах. Основа радикального феминизма — смещение акцента с биологического понятия пола на социальный [4, с. 45]. Феминология — самостоятельная наука, имеющая свой предмет и объект исследования. Объектом исследования является женщина со всеми социальными связями и противоречиями. Предметом феминологии является:

-изучение социально-политических и экономических закономерностей решения женского вопроса;

-определение социального статуса женщины в обществе;

-анализ тендерного подхода к проблеме власти;

-сущность дискриминации женщины и ее социально-политические последствия

Подводя итоги, можно сказать, что феминология изучает существующие общественные отношения, которые складываются между полами, женскими и мужскими организациями, партиями, степень поддержки женского движения со стороны патриархальной власти; ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменения стереотипа мышления у представителей обоих полов; предсказывает пути решения женского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывая рекомендации о формах и средствах вовлечения женщин в активную общественную деятельность.


2 Немоногамные модели брака и семьи

2.1 Понятие определение «полигамный брак», формы полигамии. Альтернативные модели семьи

Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве. Полигамный брак (Polygamy от греч. Poly - много + Gamos – брак) - многобрачие; форма брака, разрешающая иметь более одного супруга [5, с. 50]. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство (Polygyny от греч.Polys - многочисленный + Gyne – жена).

В первобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина определенной группы племени считался мужем каждой женщины другой его группы. Подавляющее большинство современных жителей Земли предпочитает моногамную форму брака – союз одного мужчины с одной женщиной, наиболее соответствующий потребностям и возможностям человека как личности. В последние десятилетия в Америке и странах Западной Европы появились альтернативы моногамному браку – групповые («браки коммун»), открытые (допускающие супружескую неверность по соглашению между супругами) и пробны браки. Преимущество таких браков не доказано. Напротив, все данные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие от фиктивного, является условием сохранения и развития личности, поскольку, как правило, его отличает атмосфера любви и уважения, способность супругов к сотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению [8].