Смекни!
smekni.com

Методы теории социальной работы (стр. 2 из 3)

Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которы­ми человек руководствуется в своем поведении[4].

Существуют разные подходы к воспитанию и формиро­ванию сознания личности. Так, очень часто применяются методы активного воздействия, изме­нения сознания и поведения человека. В этом случае зада­чей воспитательной системы общества является формиро­вание «функционального» человека-исполнителя, адапти­рованного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих соци­альных ролей: гражданин, работник, семьянин, потреби­тель. Воспитание в этом случае должно быть строго на­правленным на управление и программирование созна­ния и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или порицания в разных формах. Правда, модификационная методика таит в себе некоторую опасность. В случае, когда модификационная методика используется для воздействия на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития, то использование данной методики крайне полезно. В случае, когда модификация поведения приводит к манипуляции лично­стью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адап­тации, не апеллируя к собственной воле и свободе челове­ка, то это носит антигуманный характер и может превратить человека в робот, неспособный самостоятельно мыслить и развиваться[5].

Крайним выражением активного воздействия является теория и практика социального вос­питания на основе психотропного воздействия на психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально одобряемое поведение. Такой подход к социаль­ной работе и социальному воспитанию, перевоспитанию яв­ляется антигуманным и недопустимым. Воспитание с по­мощью фармакологических препаратов или психотропных излучений противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Противоположная модель воспитания, в основе кото­рой лежит направление гуманистической психологии, базируется на уважении к личности челове­ка, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В воспитании или в психо­терапии необходимо возбудить собственные силы челове­ка для решения его проблем, а ни в коем случае не задавать алгоритм, по которому человек будет бездумно действовать.

Гуманистическая терапия исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда социальный работник дает возможность ему выра­зить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто спо­собен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудно­стями. Метод способствует росту уверенности в себе и спо­собности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления со­ответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глу­бинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Кроме того, они очень резко реагируют на любые конфликты с родителями, сверстниками. Таким группам лиц может оказаться полезной эмотивно-рациональная терапия[6].

Данный метод исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за ирра­циональных «катастрофических» мыслей человека, кото­рые появляются в сложных ситуациях. Социальный работник должен вместе с па­циентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка бо­лее объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок.

Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия реальностью, которая направ­лена на то, чтобы развить у человека способность оцени­вать свои действия в зависимости от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки.

Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного развития клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистиче­ской психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, ког­да возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет оправданно применять бо­лее авторитарные методы психолого-педагогического воз­действия и воспитания. Для оказания социальной и пси­холого-педагогической помощи людям, имеющим наруше­ния физического либо психического здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные воздействия. Психокоррекция познавательной, эмо­циональной, личностной, поведенческой сфер личности осу­ществляется только квалифицированными специалистами.

Психолого-педагогическое воздействие реализуется пре­имущественно как речевое, с целью изменить или сформи­ровать установки, произ­вести сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека отно­сительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире, а каждый человек имеет определенные представления о мире, часть из них — научное представление, часть — обыденное. Все эти знания образуют систему установок — совокупность эмо­ционально окрашенных элементов знания о мире, о людях[7].

Для того, чтобы задать установку человеку необходимо сообщить человеку определенный объем информации, наличие которой будет способствовать формированию необходимой установки. У человека существует система селекции информации на ряде следующих уровней:

1. Внимание. Внимание направляется на то, что интересует, соот­ветствует взглядам человека.

2. Восприятие.

3. Память. Запоминается то, что совпадает с интересами и взглядами человека.

В результате этого трехэтапного процесса отбора информации пере­убеждать людей очень трудно.

При этом целью речевого воздействия является:

1. Ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека.

2. Изменить структурные отноше­ния в системе установок, т. е. вводить такую информа­цию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между ус­тановками, взглядами человека;

3. Изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия — это зараже­ние, он представляет собой передачу определенного эмо­ционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознатель­ной сфере человека. Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздей­ствующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный на­строй воздействующего человека, тем сильнее эффект.

Внушение также основано на апелляции к бессознатель­ному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словес­ными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном со­стоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информа­ции, если внушающий не авторитетен, то внушение обре­чено на провал.

Выделяют три основные формы внушения:

1. гипноти­ческое (в состоянии гипноза);

2. в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности;

3. при актив­ном состоянии бодрствования человека.

Различные формы внушения требуют применения особых методов и приемов.

Одним из способов, которым можно добиться того, чтобы в человеке была заложена необходимая информация, является кумулятивность – постепенное накапливание пропагандистско­го влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресы­щение, утомление и отторжение надоедливой информации.

Существует огромный набор методов и приемом, позволяющих убедить человека в чем-то, тем самым задав необходимую установку. Например, дискуссия – коррекционный метод убеждения, кото­рый обеспечивает обмен мнениями, способствует поддерж­ке и развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, пре­одолению ошибочных взглядов. Также очень часто применяется метод взаимного просвещения – метод самоорганизации убеж­дения, который обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности. В со­циальной практике этот метод часто используется при ра­боте различных групп самопомощи и взаимопомощи[8].

В общем случае, чтобы изменилось поведение человека, требуется из­менить его взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Одним из условий, которое этому способствует, наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Как правило, клиентами социальных служб являются люди, которые находятся в ситуации нео­пределенности, в состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь вы­хода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут произведены внушающие манев­ры: апелляция к мнению большинства, обнародование ре­зультатов общественного мнения в сочетании с вовлечени­ем в организуемую деятельность.