Смекни!
smekni.com

Образование и самообразование в условиях информационного общества (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

по курсу «Естествознание»

по теме: «Образование и самообразование в условиях информационного общества»


1. Образование как социальная ценность

Образование — это прежде всего функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие общества как целостной социальной системы и систем деятельности. Данная функция осуществляется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических условиях.

Образование — это и совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений, навыков и традиций, необходимых для их применения в практической деятельности. В жизнеспособных и динамичных обществах в обеспечении функции образования участвуют не только специальные социальные институты (школа всех уровней, педагогическая профессия), но в той или иной форме задействованы все структуры, институты, социальные субъекты (семья, государство, церковь, СМИ и т. д.). Как социальная ценность и сфера социокультурной практики образование воплощается и реализуется в следующих функциях и процессах:

закладывание базы и основ культуры;

воспитание как функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, природных ландшафтов, этнических и национальных традиций и т. п.;

подготовка кадров различной квалификации;

обучение как функция технологизации познавательной деятельности;

грамотность как функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем индивидам, социальным группам и стратам в обществе;

формирование автономной и свободной личности через образование и образованность для преодоления социального неравенства и для самореализации.

Наиболее полно образование как социальная ценность реализуется в развитых странах, вступивших в постиндустриальный этап своего становления. В условиях глобализирующегося рынка образование в них стало значительным фактором развития их экономики и общественной жизни в целом. В силу больших возможностей финансирования государством расходы на образование одного гражданина в разных странах в 25—30 раз больше, чем в развивающихся странах.

В начале XXI в. на долю новых знаний, реализуемых в современных технологиях и технике, в квалификации кадров, организации производства, в индустриальных странах приходится 70—85 % прироста ВВП. Социальное обеспечение работников и их семей все в большей степени зависит дат уровня и качества образования: к примеру, в 90-е гг. XX в. в США зарплата ученых выросла почти в 2-раза, имеющих магистерское образование — на 25 %, у работников с высшим образованием осталось неизменной, а вот со средним образованием — снизилось почти на 20 %. Современные общества, вовлекаясь в процессы глобализации, приобретают новое качественное состояние, которое можно назвать информационным. В информационном обществе реальной производительной силой становятся не только природные ресурсы и традиционные факторы производства (земля, труд, капитал), но и знание, наука, информационные; технологии, а приоритет принадлежит уже не воспроизводству товаров, а инновационной, научной, образовательной деятельности.

В информационном обществе происходит замещение труда знаниями — это означает, что на смену рабочим индустриального типа приходят «работники умственного труда», которые владеют квалификацией и информацией в качестве «необходимого набора орудий труда». Сегодня информация и знания становятся непосредственной производительной силой. Информационное общество выводит человека на первый план, оттесняя (или вовсе отменяя) машинную индустрию, так долго определяющую общественное развитие.

Таким образом, в современном обществе центр тяжести перемещается из индустриальной сферы в сферу интеллектуальную, прежде всего систему образования, воспроизводящую человеческий и интеллектуальный капитал общества.

Информационная революция неразрывно связана с процессами глобализации, которую можно определить как процесс лавинообразного формирования единого мирового информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. Последствия глобализации проявляются в многочисленных процессах, связанных с образованием, среди которых: увеличение академической мобильности школьников и студентов, интернационализация учебных планов, развитие научных и образовательных контактов, повышение качества обучения до конкурентоспособного уровня, расширение использования английского в качестве языка научного общения и как наиболее популярного — во многих областях обучения. Следует особо отметить и растущее использование всемирной сети Интернет для социальных коммуникаций и маркетинга интеллектуальных продуктов всех видов. Значение всемирной информационной сети в деле модернизации образовательных процессов и систем трудно переоценить. Во-первых, возникают уникальные возможности доступа к информации — мгновенного ее получения на любом сколь угодно удаленном сервере из любой точки земного шара без существенных материальных и временных затрат. Во-вторых, создаются условия для развития интерактивного характера взаимодействия человека с информацией. В-третьих, разнообразие «форматов» представления информации и способов создания «виртуальной реальности» превращают процесс образования в увлекательное и захватывающее занятие. В-четвертых, «открытость» информационной среды позволяет новый творческий результат сразу же сделать достоянием всех пользователей всемирной сети. В-пятых, в силу демократичности и доступности банков знаний всемирной сети, расширяются возрастные и временные рамки традиционного образовательного процесса. В-шестых, расширение традиционных границ понятия «образование» приводит к формированию нового к нему отношения: оно становится востребованным для всех активных членов общества, поскольку процесс образования происходит постоянно, интерактивно и в большей степени индивидуально.

Вместе с тем, тотальная информатизация может создавать и отрицательные эффекты: психологическую зависимость пользователей сети, сопровождающуюся ослаблением социальных связей, «уходом» в виртуальную реальность; усиливающееся давление чрезвычайно массовой культуры, распространяемой с помощью всемирной сети; все более массовое использование информации через Интернет без ее творческой «переработки», что приводит к обучению «искусству компиляции» взамен «искусства креатива»; наконец, поступающие из Интернета бесконтрольные потоки самой разнообразной, зачастую совершенно противоречивой информации, неизбежно ведут к «второстепенности» истины и как следствие — к утрате смысла.

Таким образом, основной причиной, вызывающей необходимость реорганизации системы профессионального образования, являются коренные преобразования в экономике всех развитых стран, сопровождающиеся ускорением циклов производства товаров, совершенствованием производства на основе новейших информационных технологий, возрастанием удельного веса науки и образования в валовом внутреннем продукте (по различным оценкам — до 80 %). За последние сорок лет количество студентов в мире возросло более чем в 12 раз и превысило 80 млн человек. Доля лиц с высшим образованием в составе трудоспособного населения в ряде стран неуклонно возрастает: в Швеции и Финляндии она достигла 60 %, в Японии — 50 %, с США — 40 %, в России она составляет 16 %.


2. Образование как социальный институт общества

Образование — это организованный систематизированный процесс и система специальных учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное (общее) и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов. Для всех учебных заведений образование выступает предельной и исчерпывающей границей их существования, определяя цели, задачи, ценности: школа всех уровней, педагогическая профессия.

Исторические факты свидетельствуют о том, что уже в древних обществах (Вавилон, Греция, Китай, Египет и др.) существовала двухступенчатая элитная структура образования: двух- и четырехгодичные школы. К обучению в них допускались представители правящей элиты; религиозных организаций. Обязательными предметами изучения являлись теология, арифметика, письмо, в некоторых — искусство танца, поэтика и др. Образование носило неорганизованный, спонтанный характер, причиной чего было отсутствие общественной потребности в нем.

На протяжении многих тысячелетий, вплоть до Нового времени, в традиционных обществах существовали три основные образовательные парадигмы:

1. Естественная педагогика, которая характерна для обществ, не достигших стадии государственности, основана на жестком разделении мира взрослых и мира детей. Взрослые допущены к ритуалам, несут все обязанности, используют все доступные в данной культуре права, а дети всего этого лишены.

2. Эзотерическая педагогика (педагогика идеала), основанная на идеализации учителя и на подражании ему во всем без исключения. Эта парадигма распространена в практике подготовки сложных и редких видов деятельности (ученые, философы, художники, жрецы, редкие и сокрализованные ремесла):

3. Педагогика массовой социализации и окультуривания, представлена системой норм и правил, регулирующих допустимое и недопустимое поведение. Сущность этой образовательной практики, весьма проста — одни поступки и действия поощряются, другие наказываются, учитель указывает на правильное поведение и действие, или показывает их сам, а ученик подражает. В Европе Нового времени при разрушении традиционных форм жизни возникает необходимость осмысления новых форм образования.

В настоящее время начинают развиваться две новые образовательные парадигмы:

1. Эгалитарная педагогика. Наибольший вклад в развитие данной педагогики внес известный педагог и мыслитель, епископ анабаптистской общины моравских братьев Ян Коменский. Технологичность образования, по Коменскому, предполагает равные возможности для всех учеников; допускает взаимозаменяемость и согласованность основных технологических элементов деятельности: учителей, которые готовятся одинаково, учебников, программ, учебных заведения. Практическая реализация эгалитарной педагогики растянулась на 300 лет и была завершена только в XX в.