Смекни!
smekni.com

Молодежные субкультуры (стр. 1 из 7)

Министерство транспорта Российской Федерации

(МИНТРАНС РОССИИ)

Федеральное агентство воздушного транспорта

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «Санкт-петербургский государственный университет гражданской авиации»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Человек и его потребности»

На тему

«Молодежные субкультуры»

Выполнила: студентка 783 учебной группы

Гуманитарного факультета

Устинова Екатерина Юрьевна

Проверила: старший преподаватель кафедры

социально-экономических дисциплин и сервиса

Левшина Ольга Николаевна

Санкт – Петербург2010г.


Оглавление

Введение

1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия

1.1 Понятие «субкультуры» и история термина

1.2 Понятие «контркультуры»

1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»

1.4 Причины появления молодежных субкультур

2. Характерные черты субкультуры и ее классификация

2.1 Основные черты и функции субкультуры

2.2 Классификация субкультур

3. Обзор молодежных субкультур

3.1 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру

3.2 Исчезнувшие субкультуры

3.3 Социальноопасные субкультуры

3.4 Субкультуры близкие к опасным

3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни

3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях

3.7 Эмо и готы

Заключение

Список литературы


Введение

«Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…»

Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.

Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.

Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»

· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур

· Описать основные виды молодежных субкультур.

Актуальность данной темы состоит в том, что субкультуры появляются постоянно, и в будущем мы будем с ними сталкиваться, чтобы не бояться этого, нужно попытаться понять их.

Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»:

1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.

2. Более трудоемкая, но и более продуктивная – поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали.

3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания. Эту задачу мы и попытаемся осуществить в своей работе.


1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия

1.1 Понятие «субкультуры» и история термина

Субкультура это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от политики, экономики. Материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура.

«Субкультура (лат.sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами»[1]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

1.2. Понятие «контркультуры»

«Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями»[2].

Контркульту́ра— специфический вид субкультуры.

Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре.

Контркультура, как правило, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.

Классические контркультуры

«Наиболее старейшей контркультурой является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами». В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

Яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям.

1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»

С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени.

Различия между этими типами культур отражены в табл. 1.

Таблица 1. Различия между субкультурой и контркультурой.[3]

Молодежная субкультура Контркультура
основная атмосфера – игра основная стихия – митинг
наличие оппозиции «они» – «мы» наличие общего значимого врага
конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом»
борьба за выживание борьба за победу
закрытость, эскапизм открытость, противостояние и война
уход от встреч с врагом постоянный поиск встреч с врагом
пассивно-оборонительная позиция агрессивно-наступательная позиция
цель – изменение самого себя цель – изменение общества

Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры и контркультуры. В действительности же существует масса переходных типов.

1.4 Причины появления молодежных субкультур

Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны. «Так Р.Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом «шок-протесте».

По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.