Смекни!
smekni.com

Молодежь в системе криминальной субкультуры (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Стратификация несовершеннолетних и молодежи в системе криминальной субкультуры

2. Факторы, определяющие положение несовершеннолетних и молодежи в криминальной среде

Заключение

Список литературы

Введение

Преступность вообще, и молодежная преступность в частности, - это объективный закономерный общественный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга. Верно замечено, что преступники - часть общества, порождены обществом, проблему преступности бессмысленно изучать в отрыве от других социальных проблем, да и жизнь общества в целом надо изучать, помня о преступности. Преступный мир имеет свои ценности, нормы, законы. Исследуя субкультуру сообщества, мы можем более глубоко понять внутреннюю сущность преступного мира.

Ведь нельзя совершить преступление ни с того, ни с сего. Часто вынашиваются планы, выдвигаются цели преступления. Человек внутренне психологически готовит себя к тому, чтобы переступить запретную черту, стараясь заглушить голос совести, оправдать свои действия, отыскать в себе и ближайшем окружении некую точку опоры. Без этого невозможно само существование преступного мира, его объединение в определенную систему, его организованность и сплоченность. Ведь перед совершением преступления необходимо убедить себя в том, что преступление не есть преступление, и получить моральную поддержку ближайшего окружения.

Организованная основа преступного мира не может существовать без уголовных традиций, норм, ценностей, атрибутов, подчиняющих поведение людей, втянутых в преступную деятельность, своим законам. Игнорировать криминальную субкультуру, считая, что единственной целью для людей, совершающих преступления, является жажда обогащения - не только заблуждение, но и опасная ошибка. В этом заключается актуальность рассматриваемой проблемы.

Целью данной работ является необходимость выявить и сопоставить традиционную и современную стратификацию и положение подростков и молодежи в групповой иерархии криминальных сообществ, типичные нормы и ценности, групповые установки современных нетрадиционных криминальных сообществ и их отличие от традиционных «воровских»; особенности современной и традиционной знаково-опознавательных систем (кличек, татуировок, жаргона и т.п.). Нужно было понять, каковы взгляды и ценности традиционалистов и реформистов преступного мира молодежи, насколько сильно они захватывают подростково-юношескую популяцию в обществе.

В работе идет речь и о криминальных сообществах подростков и молодежи, не отягощенных преступными традициями, создающих свои нормы и ценности, исходя из потребностей сегодняшнего дня.

Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. В условиях всеобщей неудовлетворенности жизнью приобщение к криминальной субкультуре проходит сравнительно быстро и является способом компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе.

1. Стратификация несовершеннолетних и молодежи в системе криминальной субкультуры

Деление людей на иерархические группы (стратификация) существует в обществе в целом и внутри разных сообществ. Основания, по которым стратифицируются люди различны: социальное происхождение (деление людей на классы), возраст (возрастная классификация), образование, профессия и т.п.

Не составляют исключения и преступные сообщества, в которых люди стратифицируются по определенным категориям (слоям, кастам). Каждая из них живет своими законами, своей моралью. Преступные группы относятся к сообществам, стратификация в которых подчинена характеру и особенностям преступной деятельности. В условиях, когда преступность приобретает все более организованный, коррумпированный характер, большое значение приобретают деление людей по степени и характеру участия в преступной деятельности (покровитель в структуре официальной власти – «крестный отец», организатор, исполнители, группа прикрытия, сбытчики, скупщики и т.п.).

Деление на касты встречается не только в преступных группах на свободе, но и в местах социальной изоляции. Здесь оно особенно четко проявляется. Деление людей на иерархические группы имеет место в исправительных и воспитательных заведениях для несовершеннолетних в странах с разными социальными системами. Это свидетельствует о наличии общих черт субкультуры преступного мира.

Стратификация несовершеннолетних и молодежи в криминальной субкультуре, налагающая отпечаток на психологию личности, обладает следующими свойствами:

1. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей несовершеннолетних и молодежи в учебных заведениях и в «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено и что «не положено».

2. Социальное клейменение: использование благозвучных, возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор», «шишка», «барин» «старшак», «босс», «авторитет», «автор» и др. для обозначения принадлежности несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее благозвучные, а чаще - оскорбительные термины («шавка», «чушка», «крыса», «стукач», «обиженный» и др.). Сравнив для примера стратификацию в армии («дед», «черпак», «ворона», «дух», «обморок», «мясо»), можно утверждать, что стигматизация в криминальной субкультуре - непременное жесткое (даже жестокое) правило. Среди проституток, например, выделяют и стигматизируют центровых (валютных), периферийных, надомщиц, вокзальных, панельных и т.п. Термин определяет престиж и сферу деятельности проститутки. Соотнося употребляемый в отношении конкретной личности несовершеннолетнего или молодого человека термин, можно полно и правильно определить ее позицию и роль в криминальной группе, т.е. понять, «кто есть кто» и применить нужные меры воздействия на каждую «касту»: развенчать и пресечь деятельность «верхов», обеспечить надежную защиту «низам».

Зная жаргон несовершеннолетних и молодых правонарушителей и соотнося его с конкретной личностью, можно выявить новые аспекты групповой стратификации. Так, в одном спецПТУ воспитатели обратили внимание на то, что учащиеся стали иронически именовать «шишкой» подростка Н., который по всем признакам должен был быть отнесен к «помойкам». Оказалось, что «авторитеты», чтобы «не пачкаться» в обращении с «помойками», отвели ему роль «шишки» над «помойками». Но в глазах «чистых шишек» он все равно останется «помойкой». В бывшем Могилевском спецПТУ в этих же целях «помойки» делились на «старых» и «молодых». «Старые» лишаются прав в отношении «пацанов», но могут командовать «молодыми помойками».

3. Автономность существования каждой «касты», затрудненность, а чаще невозможность дружеских контактов между их представителями из-за угрозы остракизма и снижения социального статуса для тех представителей «верхов», кто пошел на непосредственные контакты с представителями «низов», например, «блатной» подал руку «помойке», прикоснулся к нему, докурил папиросу после него и т.п.

4. Затрудненность мобильности вверх при одновременной облегченности мобильности вниз, означающая, что перемена социальных ролей и статусов (с низших на высшие) затруднена, а для ряда категорий несовершеннолетних и молодежи (пассивных гомосексуалистов, склонных к оральным половым контактам, «стукачей», «крыс», и др.) исключена. При этом перемена социальных ролей с высших на низшие облегчена. Это положение сохраняется и при либерализации отношения в нашем обществе к «голубым» (легализация мужского гомосексуализма и женского лесбиянства), создании ими своих «партий», отстаивающих интересы сексуальных меньшинств.

Чтобы стать неофициальным «начальством» в группе (сообществе, подростковой среде в целом) или подняться на ступеньку выше в групповой иерархии (мобильности вверх), необходимо как минимум: пройти жесткую систему отбора (испытаний и конкуренции); иметь покровителя из высшей касты (из числа «земляков», «поделыциков» и т.д.); иметь «выслугу лет» или особые заслуги в криминальной деятельности.

Например, в Казанских «моталках» подняться на очередную ступеньку можно лишь через год. В армейских условиях «дедовщина» полностью базируется на «выслуге лет». Раньше времени нельзя подняться ни на одну из высоких ступеней групповой иерархии, или приобрести новые права. «Если ты в армии меньше года - в лучшем случае моешь полы в санчасти и ходишь в столовую за пайками. Если больше года - ты от всех обязанностей освобождаешься и владеешь правом наделить ими остальных «.

Чтобы выбиться вверх, часто необходимо совершить особо дерзкое преступление. В последнее время «верхи» стали активно использовать «табели о рангах» для поборов (вымогательств) в подростковой среде, осуществляемых двумя способами. Первый способ, например, в Казанских «моталках», заключается в том, чтобы дать главарю определенную суммы денег, магнитолу или другие суперпредметы. В закрытых воспитательных и исправительных учреждениях существует другой способ - постоянная «дойка» низов путем повышения, то понижения статуса того или иного подростка. Например, «шавка» просит «шишкаря» поднять его статус до «пацана». Тот требует за это определенную плату в деньгах, пище, одежде и т.п. Получив «плату», «шишкарь» разыгрывает спектакль на глазах у всех подростков. Он, например, докуривает за «шавкой» сигарету, что по «закону», казалось бы, запрещено. Результат налицо - все поняли, что подросток «поднят». Проходит какое-то время и «шишкарь» «опускает» подростка, заставив его постирать свои носки, поднять с пола бычок и докурить его и т.п. И «пацан» вновь становиться «шавкой», «чушкой» и т.п.