Смекни!
smekni.com

Женские благотворительные общества в России (стр. 1 из 4)

ЖЕНСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Курсовая работа по курсу «История социальной работы»

Содержание:

Введение

Глава 1. Становление женских благотворительных обществ в России

1.1. Первые шаги

1.2. Источники средств

Глава 2. Деятельность женских благотворительных обществ

2.1. Забота о детях

2.2. Трудовая взаимопомощь

2.3. Другие виды деятельности женских благотворительных обществ

2.4. Трудности

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Благотворительность – это помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц. Благотворительность вызывается различными мотивами: состраданием, желанием получить благодарность со стороны правительства, религиозными воззрениями. Государство к тому же всегда стремилось устранить социальную опасность, источником которой было нуждающееся население.

Благотворительность – традиционная этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. В России благотворительность широко распространилась в 19 – начале 20 вв. О ее масштабах свидетельствовал в свое время историк М. Погодин. «Наши купцы не охотники еще до истории. Они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если счесть все их пожертвования за нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа».*

Экономическое развитие России, ускоренное либерально-демократическими реформами 60-70 гг. 19 века, привело к росту предпринимательства, накоплению капиталов. Это создавало материальную основу для ускоренного развития общественной и частной благотворительности.

*Развитию благотворительности способствовало и поощрительное законодательство. В 1862 г. был отменен прежний порядок открытия благотворительных обществ, требовавший императорского Высочайшего соизволения. Теперь разрешение на их открытие было достаточно получить в Министерстве внутренних дел, что упрощало процедуру необходимых юридических формальностей. Кроме того государство устанавливало налоговые льготы для предпринимателей-благотворителей. Так, исследователь Ощепков Б. отмечает, что в царской России за благотворительные деяния налоги снижались с 18 – 25 процентов до 12 – 15 процентов.* А на религиозном уровне нередко практиковалось освобождение от уплаты всех местных налогов. Третьим фактором роста благотворительности в России явилось осознание многими предпринимателями своей личной ответственности перед обществом. В основе этого осознания была мысль о том, что Господь бог дает богатство в пользование и обязательно потребует по нему отчета. А значит, богатый человек несет моральную ответственность за использование своего богатства и должен употреблять часть средств на помощь бедствующим, нуждающимся, на поддержку науки, народного образования, здравоохранения. Известный предприниматель-меценат П. М. Третьяков в письме к своей дочери в марте 1893 г. писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях: мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».*

Система благотворительности в России во второй половине 19 в. – начале во в. представляла собой разветвленную сеть. По источникам финансирования благотворительность подразделялась на общественную. общественно-государственную и частную.

Субъектами общественной были общества, финансовые средства которых составлялись из взносов их членов, единовременных частных пожертвований и процентов с ценных бумаг. К этому типу относятся такие, как Общество поощрения трудолюбия или помощи женщинам, оставшимся без средств к существованию (основано в 1863 г.), Общество для помощи больным и обездоленным детям «Синий Крест» (основано в 1896 г.).

К общественно-государственной благотворительности можно отнести деятельность учреждений, которые финансировались не только за счет членских взносов, но и за счет государственных средств. Это Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии. Кроме того, существовали заведения, которые не имели специального благотворительного назначения, но благотворительностью занимались. Это Министерство внутренних дел, Министерство народного образования, Министерство юстиции.

Широкой благотворительной деятельностью славились московские предприниматели: Бахрушины, Абрикосовы, Морозовы; уральские промышленники Демидовы; алтайские промышленники Платоновы. Одно из почетных мест в истории России принадлежит фабриканту Третьякову, основавшему знаменитую художественную галерею.

Вторая половина 19 – начало 20 вв. были для России периодом взлета благотворительности. За последние 40 лет 19 века в стране было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ. Только в течение одного 1898 г. возможностями благотворительности воспользовались более 7 млн. человек. В благотворительных заведениях на постоянной основе получало помощь почти 500 тыс. нуждающихся.

Однако не следует и преувеличивать роль благотворительности в решении социальных проблем в России того времени. Наша страна в начале 20 в. относилась к государствам мира, имевшим самую высокую смертность населения. В 1913 г. смертность в России была в 2 раза выше, чем в США и развитых европейских странах. Эпидемии и голод уносили миллионы жизней россиян. Средняя продолжительность жизни в стране тогда составляла всего лишь 32 года. Высоким был процент детской смертности. Из тысячи новорожденных на первом году жизни умирало почти 300 детей, а до пяти лет умирал каждый второй ребенок.*

Не стала массовой и частная благотворительность среди торгово-промышленного класса России. Как считают специалисты, нет оснований преувеличивать удельный вес прогрессивных предпринимателей-благотворителей в среде российской буржуазии. В стране преобладали отнюдь не Рябушинские или Солодовниковы, а равнодушные к простым людям их собратья по классу. Не нужно забывать и того, что Россия по сравнению с развитыми странами была беднее капиталами и богатыми людьми, способными сделать сколько-нибудь значительные пожертвования. «В начале 20 в. лишь 0,5% населения страны имело годовой доход более тысячи рублей. Крупных предпринимателей во всей необозримой России насчитывалось не более 10 тыс.».*

И все же общественная, общественно-государственная и частная благотворительность помогали сотням и сотням тысяч людей в их бедах и страданиях. Многочисленные благотворительные общества и заведения, индивидуальная поддержка в определенной мере компенсировали слабость социальной политики царской власти, сглаживая трудности повседневной жизни малоимущих слоев населения.

ГЛАВА 1. Становление женских благотворительных
обществ.

1.1. Первые шаги.

Делать добро, проявлять милосердие, оказывать помощь – все это особенно близко русским женщинам. Уже в древние времена княгини, боярыни, монахини заботились о бедных, убогих, посвящая делу благотворительности свою жизнь. Так, сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила писать, читать и ремеслам.

С веками число таких подвижниц росло, превратившись, наконец, в мощное движение, оформившееся в 19 столетии в женские благотворительные общества.

Первой из таких организаций в России можно назвать «Женское патриотическое общество». Оно возникло в 1812 г., когда русские женщины, воочию наблюдая ужасы войны, старались в меру своих сил и возможностей облегчить судьбу вдов и сирот, помочь раненым и калекам.

Стал существовать обычай создания благотворительных обществ женами губернаторов. Супруга самого популярного московского генерал-губернатора Голицына, - Татьяна Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Вначале Голицына загорается идеей женского образования. В то время это была действительно проблема. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. В 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который затем под именем Елизаветинского института просуществует до 1917 г. В нем бесплатно и на полном пансионе получали образование дочери младших офицеров и чиновников не выше титулярного советника. И какое! Здесь преподают математику и физику, космографию, естественные науки, географию, историю, иностранные языки, музыку и танцы, занимаются гимнастикой. А в 1837 году Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом поместье Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин из ракитника – на это занятие она обратила внимание в Швейцарии. На ее средства швейцарские мастера были приглашены в Большие Вяземы, где и по сей день лозоплетение живет как народный промысел.

Еще одно из старейших женских благотворительных обществ – «Дамское попечительство о бедных», созданное в 1845 году также в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница Софья Степановна Щербатова. Цель этого общества она видела в том, чтобы «открывать людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние, и оказывать им сообразно обстоятельствам и по мере возможности такого рода пособия, которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употреблены во зло».*

Собрав вокруг себя многих дам московского общества, С.С.Щербатова развернула активную деятельность, разделив «Попечительство» на несколько отделений по числу частей города. К 1917 г. оно имело 18 отделений – во всех районах Москвы. В его ведении находились Мариинское училище для девиц, 5 школ, 5 приютов, 9 богаделен, приют для пожелавших изменить свою жизнь проституток, два убежища – для неизлечимо больных и для слепых детей, 3 лечебницы для приходящих больных, ясли и Александровский дом для престарелых классных дам. В дальнейшем Общество было взято под патронат императорской семьи, что открыло «зеленый свет» в его деятельности, сняло трудности с изысканием средств и открытием благотворительных учреждений. Сотрудницы «Дамского попечительства о бедных» фактически состояли на государственной службе, получая награды за свою деятельность на благотворительном поприще.