Смекни!
smekni.com

Проституция как социальное явление (стр. 1 из 9)

Министерство образования Российской федерации

Агенство профессионального образования и науки Красноярского края

ГОУ ПУ №15

Выпускная квалификационная работа

Социальный работник

Тема:

«Проституция как социальное явление»

Подготовила:

Анна Валерьевна Сергеева

Социальный работник

С. Новая Солянка

г.Канск, 2007 г.

Тема:

«Проституция как социальное явление»

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Понятийное содержание проституции как социального

явления 4

1.1. Сущность проституции как социального явления 4

1.2. Мужская и детская проституция 8

1.3. Правовая оценка проституции 10

Глава П. Социально-исторический портрет проституции 13

2.1. Античность 13

2.2. Средние века 14

2.3. Эпоха Ренессанса 15

2.4. Эпоха абсолютизма (XVIII в.) 17

2.5. Проституция в XIX веке 18

2.6. Проституция на Востоке 19

2.7. Проституция в России до 1917 года. 20

Глава III. Современная проституция и основные

направления социальной работы с ней 23

3.1. Социально-психологический портрет проституции 23

3.2. Изучение проституции как профессии 25

3.3 Проституция в СССР и в постсоветское время 27

3.4 Социальный контроль над проституцией как

социальной девиацией 29

Заключение 32

Литература 35

Введение.

Актуальность проблемы. Проституция существовала, существует, и, скорее всего, будет существовать во всех странах, независимо от их культурного развития и принимаемых против этого мер. На протяжении многих веков это явление привлекало внимание общественности. Сегодня, во времена, когда практически весь мир находится в плену эпидемии ВИЧ-инфекций и венерических болезней, а проституция способствует их распространению, эта проблема становится как никогда актуальной. К этому добавляются также проблемы, связанные с генофондом, с воспроизводством здорового населения, так как проститутка утрачивает возможность произвести на свет нормального, здорового ребёнка. Происходит нравственное падение женщины: постоянно подвергаясь унижениям, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость. Очень часто проституция связана с криминалом, наркобизнесом. В последнее время возросло число детей, занимающихся проституцией, что приводит к деградации молодого поколения. Практически во всех странах мира сегодня возникают споры о легализации или запрете проституции. Все эти проблемы требуют решения и глубокого изучения.

Степень разработанности проблемы. Проституция вызывала интерес представителей гуманитарных и естественных наук. Медицина, история, различные виды искусства, социология, юриспруденция обращали своё внимание на данное явление. Первые описания проституток можно встретить в античных мифах, в «Искусстве любви» римского поэта Овудия Назона, в работах древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, в трудах философов античности: Сенеки, Аристотеля, Лукиана и многих других. Фома Аквинский сравнивал проституцию с канализацией во дворце, исчезновение которой приведёт к тому, что дворец заполнится грязью. Августин Аврелий считал, что изгнание проститутки из общества приведёт к нарушению всего общественного порядка из-за вторжения похоти. О. Вейнингер в своей работе «Пол и характер» пытался определить психологические характеристики личности проститутки. Карл Маркс проводил параллели между экономической проституцией рабочего и поведением проститутки. Но при этом он забывал рассматривать специфическую сексуальную эксплуатацию и угнетение, испытываемое женщинами. Значительный вклад в изучение проституции внёс немецкий учёный Иоган Блох. Его книга «История проституции» даёт полную картину процессу исторического развития этого явления. Большой вклад в исследование проституции как социального явления внеси также русские и советские ученые Чарыхов Х.М., Сабинин А.Х., Такновский В.М., И.С. Кон, Ч.А. Голосенко, СИ. Голод, Гилинский Я.И., Ю.М. Антонян.

Традиционное социологическое изучение проституции проводилось в контексте социологии преступности и девиации. Возникновение движения за права проституток в конце 1970-х годов привело к тому, что проституцию стали рассматривать как профессию. Но, несмотря на то, что проблема проституции освещается ещё с давних времён, постоянно открываются всё новые и новые особенности и формы этого явления, не разработано эффективных мер борьбы с его негативными последствиями.

Целью данной дипломной работы является анализ социального портрета проституции. В качестве основных задач данного исследования можно выделить:

- Выявление сущности проституции как социального явления.

- Изучение половой дифференциации проституции.

- Характеристика этнического аспекта проституции.

- Анализ исторического развития проституции.

-Прояснение психологических особенностей личности проститутки.

- Изучение места проституции в экономической сфере общества.

Объектом исследования являются индивидуумы, занимающиеся таким, видом деятельности, как проституция. В данной работе я пытаюсь доказать, что, проституция является специфическим явлением: оно принадлежит одновременно и природе (инстинкты), и культуре (формы проституции, регламентация и т.д.).

С течением времени происходит смена общественного строя, переоценка социальных норм, но сущность проституции, так же как причины её вызывающие, не изменяется. Если говорить точнее, не изменяется та часть

этого явления, которая принадлежит миру природы. Культурный же аспект проституции подвергается изменениям (появляются новые формы и виды проституток). Как правило, когда говорят о проституции, прежде всего, имеют в виду женскую проституцию, хотя, на самом деле, это явление не имеет полового ограничения, так же, как и возрастного. Проституция существует на всех уровнях и во всех слоях общества.

Хотя было проведено множество исследований, связанных с проституцией как прямо, так и косвенно, в основном они были направлены на изучение проституции в крупных городах, чаще всего - в столицах. В провинции такие исследования — большая редкость. Поэтому необходимо уделить внимание состоянию проституции в областях и областных центрах, так как во многих из них не существует практически никакой статистики, связанной с этим видом деятельности.

Глава I. Понятийное содержание проституции как социального явления.

1.1Сущность проституции как социального явления.

Проблема определения проституции в разные времена решалась поразному. Великий греческий законодатель Солон, известный как первый организатор публичных домов, отмечал следующие основные признаки проституции:

- Женщина отдаётся многим, часто меняющимся мужчинам;

- Женщину не интересует личность мужчины;

- Женщина отдаётся за определённую плату

По классическому Римскому праву проституция определяется так:

«женщина, которая с целью добывания денег, а также без такой цели, публично или тайно продаёт себя или других женщин многим мужчинам без разбора, есть проститутка»[i]. У римлян можно встретить различные характерные названия проститутки: guaestuosa (охотно зарабатывающая при помощи своего тела), meretrix (зарабатывающая непотребством), prostibulum (стоящая перед публичным домом), proseda (сидящая перед публичным домом). Получение платы за оказываемые услуги римские юристы ещё не рассматривали как проституцию. Они считали, что гонорар не составляет сущность проституции. Именно «публичность» является, по римскому праву, главным пунктом в определении проститутки. Она заключается в отсутствии индивидуальных отношений между мужчиной и женщиной. Так, проститутка вступает в половую связь со всеми, кто этого желает, без всякого выбора и за вознаграждение. Проститутка - это та женщина, которая удовлетворяет публичный спрос на половые наслаждения.

Христианское учение рассматривало проституцию как беспорядочную половую жизнь. Признаком проститутки является доступность её всем и продажность. Католическое богословие называет проституткой женщину, которая продаётся всякому встречному и публично предлагает себя. Таким образом, любые внебрачные половые отношения богословие порицает так же, как и проституцию.

Ещё одним источником определения понятия проституции является германское право. Оно так же не проводит строгого различия между проституцией и внебрачными половыми связями. Особые признаки проституции приняты во внимание в вестготском своде законов. Там сказано: «... рождённая свободной девушка или замужняя женщина публично занимается в городе развратом, ... и без всякого стыда беспрерывно завлекает многих мужчин своим позорным поведением».

В период от XVII до XX вв. Все новые определения проституции формировались на основе римского канонического и германского права. В конце XIX - начале XX века вопрос о сущности проституции был одним из самых дискуссионных в исторической, социально - политической и медицинской литературе. Это было связано с тем, что проституция, по мнению учёных, разрушала социальный строй жизни, являлась злом, убивающим народное здоровье, распространяющим венерические заболевания. В официальных документах она понималась как «разврат или непотребство, торговля своим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую за известное вознаграждение с каждым, того пожелавшим».[ii] В этих документах определялись следующие признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. Но в это определение входили только зарегистрированные, профессиональные проститутки, которые кроме проституции не имели других источников дохода.

В 1903 году второе отделение Русского общества охраны народного здоровья постановило создать комиссию для обсуждения вопроса о врачебно - полицейском надзоре за проституцией. Вместе с общими вопросами о борьбе с этим явлением, эта комиссия на своих заседаниях рассматривала несколько вопросов, касающихся проблемы определения проституции. Каждый из присутствующих выделял главенствующий, по его мнению, признак, и на этом основании строил свой вариант определения. Одни считали, что главным признаком является профессиональность: «публичная женщина та, что избрала своим ремеслом проституцию и не имеет, и не желает другим путём приобретать средства к существованию».

Другие определяли проституцию как всякие недозволенные отношения между полами. «Проституция - это позорный факт истории человечества, который немым упрёком станет перед грядущим поколением как факт жестокий и неизбежный. Она как специфическое социальное отношение, характеризуется как промысел, имеет своей целью материально-экономический субстрат - деньги. Поэтому проституция, как известный способ обеспечения своего материального положения в борьбе за существование становится уделом наиболее экономически не обеспеченных элементов общества».