Смекни!
smekni.com

Традиционные идеалы и ценности белорусского народа (стр. 1 из 2)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный университет»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по предмету

«Основы идеологии белорусского государства»

на тему: «Традиционные идеалы и ценности белорусского народа»

Выполнил:

студент группы 09-ТМз

Григорьев Н.В

Проверила:

Преподаватель

Прокофьева Ю.С.

Новополоцк 2009


ПЛАН

Введение

1. Традиционные ценности белорусского народа

2. Традиционные идеалы белорусского народа

Заключение

Список литературы


Введение

Любая идеология, а тем более идеология молодого развивающегося государства, способна стать мощным интегративным фактором общественной жизни страны только в том случае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действенной в той мере, какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, его традициям, устоявшимся формам жизни, обычаям и социально-нравственным ценностям, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе с тем она должна быть вписана не только в национальный, но и в мировой социально-культурный контекст.

Стержневое положение в свойственной для каждого народа своеобразной динамике национальных и общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимают выработанные этим народом на протяжении веков ценности жизни. Именно в них сконцентрировано, закреплено и передается из поколения в поколение все то, что собрано на протяжении многовекового опыта народа, что составляет духовный оплот общественного сознания страны и индивидуального сознания и самосознания каждого гражданина.

Огромная значимость ценностей как существенный элементов идеологической системы определяется тем, чтоони в концентрированном виде несут в себе не только опыт исторического прошлого, но и фиксируют желаемую перспективу будущего, благодаря чему люди видят социальную реальность лучше, чем в отдаленной перспективе. Благодаря этому повышается организованность, активность и эффективность индивидуального и коллективного действия.

Такая особенность обусловлена тем, что ценности в своей социальной сущности выступают как обобщенные представления людей о значимых, важных для них вещах, явлениях и событиях, поступках других людей, о целях и нормах, описываемых категориями должного, благородного, прекрасного. Они служат для индивида, социальной группы либо общности людей своеобразными критериями или стандартами при выборе самой важной и значимой для них альтернативы ориентации и практического поведения в изменяющемся мире. В силу этого они образуют в своей совокупности высший уровень предрасположенности человека к определенному восприятию условий жизнедеятельности, к оценке этих действий и действиям окружающих людей. Поэтому они служат практическим руководством к определенному поведению человека как в повседневной действительности, так и в долгосрочной перспективе.


1. Традиционные ценности белорусского народа

Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества. В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности - коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские, а не на индивидуалистические ценности существования. Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия.

Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладаетценность Родины. Многие люди относятся к своей Родине с трепетом и любовью, это значит, что они осознают значение этого слова. Так социологические исследования, проведенные в ноябре 2003 г., свидетельствуют, что 74,4% опрошенных жителей нашей страны осознают в максимальной степени, что они - граждане Беларуси, еще 13,8% осознают это в средней степени, 8,2% - в малой степени и только 3,7% не осознают себя гражданами республики. Позитивно относятся к своей гражданской принадлежности 56,6% опрошенных, нейтрально - 31,3, а негативно - только 1%. Лишь 2,1% опрошенных безразличны к своей национальности, 1% - стыдятся ее, зато более 60% гордятся своей национальностью [1, c.155].

Эти данные убедительно говорят о том, насколько важна для подавляющего большинства наших сограждан осознанность своей принадлежности к родной национальности, к белорусской Отчизне, которая является единой и единственной как для этнических белорусов, так и для русских, украинцев, поляков, литовцев, татар, евреев и представителей других наций, проживающих ныне в Беларуси.

Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосознанию живительная идея патриотизма высочайшей ценности Родины, органично связана с присущей ему ориентированностью на всемерное укрепление в повседневной жизни начал общности, соседской взаимопомощи и коллективизма.

Коллективистская сущность сельской общины в ценностных проявлениях белорусского национального самоопределения теснейшим образом переплетается с трудолюбием.

Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные в 2003 г., более 95% рабочих, свыше 96% служащих и почти 85% белорусских крестьян считают заработную плату за труд основным источником существования. И хотя в условиях становления в Беларуси рыночных отношений ценностная ориентация многих людей, особенно молодых, на добросовестный, кропотливый труд несколько снизилась, уступив первенство надеждам на везение, удачу, тем не менее, высокая ценность труда в самосознании молодежи остается непоколебимой. Социологические исследования свидетельствуют, что 77% опрошенных молодых людей в возрасте до 30 лет разделяют позицию, согласно которой «только содержательная, интересная работа заслуживает того, чтобы ею заниматься всю жизнь». Эта позиция имеет принципиальную значимость для национально-этнического самосознания. Именно поэтому в современных условиях утверждение в общественном сознании ценности и потребности в труде выступает в качестве прочной основы формирования гуманистической идеологии и морали общества [3, c.120-121].

Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Социологический опрос населения Беларуси в 2003 г. показал, что более 67% опрошенных высоко оценивают доброжелательность как принцип отношений в семье, с друзьями. В традиционной для белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. Толерантность - это такое социальное качество личности и социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнёру. Толерантность включает в себя настроенность на взаимопонимание с другим человеком на доброжелательный диалог с ними, на признание и уважение их права на отличие. В ней синтезирован исторический опыт свойственных белорусскому народу веротерпимости.

Особенно желательна и необходима толерантность в тех сферах общественной жизни, где отсутствуют четкие критерии оценки и доказательности каких-либо взглядов и жизненных позиций, будь то вопросы религиозной веры, художественных вкусов, спортивных или политических предпочтений, моральных убеждений или национальных традиций. Такое её понимание и применение ориентирует людей на выбор и реализацию не конфликтных, а компромиссных способов решения спорных проблем.

В то же время чрезмерная терпимость по отношению к негативным идеям и поступкам способна открыть путь к произволу и насилию. Поэтому ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительствомотношению к посягательствам на свободу, нравственное достоинство человека, на его гражданские права и мировоззренческий выбор. Она предполагает выработку умения прислушиваться к мнению идеологического или политического оппонента, убедительно и аргументировано отстаивать собственные убеждения, принципы, собственную жизненную позицию [2, c.280].

Убедительным свидетельством глубокой укорененности принципов толерантности в самосознании белорусского народа является распространенное среди его большинства убеждение, что каждый народ имеет неотъемлемое право сохранять и развивать свой родной язык, культуру, обычаи, традиции, уклад жизни, своеобразие религиозных верований. Достаточно напомнить, что в настоящее время в Гродненской области, где насчитывается значительное число компактно проживающих поляков и литовцев, функционируют общеобразовательные школы на польском и литовском языках обучения, выходят газеты на польском языке, звучит еженедельный радиожурнал, дважды в месяц выходит телепередача «Над Неманом» на том же языке, действует социально-культурное объединение «Союз поляков Беларуси».

Все это создает благоприятные и доброжелательные межнациональные взаимоотношения, вследствие которых 56% белорусов и 48% поляков, проживающих в Гродненской области, утверждают, что они живут так, будто межнациональных различий не существует, и только чуть более 1% опрошенных опасаются возникновения межнациональных разногласий и конфликтов.

Среди традиционных ценностей, характерных для белорусского народа, существенную роль играет самоуважение и независимость личности. В обычной разговорной речи под самоуважением понимается свойственное личности осознание своего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинства другими людьми.