Смекни!
smekni.com

Социологические исследования в области семьи в России (стр. 4 из 13)

В результате такой политики и отношения к семье разрушались святость родственных отношений в семье, снижался авторитет родителей, выхолащивалась функция родительства у отцов и матерей, усугублялись противоречия между представителями разных поколений, происходила медленная, но верная «манкуртизация» общества.

Вот такое наследие досталось России «демократической» от России «советской». Что же изменилось со времени падения коммунистического режима? Прежде всего, полностью рухнула система общественно-государственного воспитания молодёжи: исчезла пионерская, комсомольская и пр. детские организации, социализация в школах сошла на нет. Но появилось ли что-нибудь взамен государственного воспитания, кому передалась социализирующая роль? Этот вопрос является главным на сегодняшний день. Произошло ли возвращение детей в семью, возвратила ли семья себе обратно свои воспитательные и социализирующие функции? Нет, и с какой стати, если родителями стало то поколение людей, которое давно лишилось представления о том, как нужно воспитывать ребёнка, а государство ничем кроме «добрых» слов не помогло людям нести правильно свои родительские обязанности, наоборот, государство лишь усугубило плачевное положение семьи после разрушения системы общественно-государственного воспитания.

Дальше хотелось бы привести в качестве профессиональной оценки сегодняшнего положения семьи в нашей стране статью с сайта Российской Организации «Планирование семьи»:

Положение семьи в современном российском обществе.

Безработица, бедность и нищета. Имеются данные, что бедность и нищета затронули 60% населения, зарегистрированная безработица - 13%, хотя на самом деле этот показатель гораздо больше. Дело в том, что уровень безработицы в России очень «пестрый». Если в крупных городах эта проблема еще более или менее решаема, то в небольших городах люди практически вообще не могут найти работу, особенно молодежь.

Разрушение системы общественного воспитания. Можно сейчас спорить о том, хороша ли она была или плоха. По-моему, вопрос можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это давало возможность женщине и семье работать и зарабатывать деньги, с другой стороны система общественного воспитания фактически снимала ответственность семьи за воспитание детей. У нас не были приняты совместные отпуска, у нас никогда родители не отдыхали вместе с детьми в санаториях и домах отдыха, а муж и жена, работая на разных предприятиях, а тем более на одном, очень редко, могли получить отпуск одновременно.

В чем сложность ситуации сейчас? В том, что в нашем обществе не сформированы ценности семейного воспитания, мы не привыкли к тому, что, прежде всего семья отвечает за рождение и воспитание ребенка. Мы все еще продолжаем на кого-то надеяться. В обществе не утвердилось понимание того, что дети нуждаются в индивидуальной любви. А ее может дать ребенку только семья. Многие родители сейчас просто не понимают или не осознают своей личной ответственности за воспитание детей.

Пьянство и наркомания. По различным данным, до 30% семей страдают от пьянства и алкоголизма и 12-15% - от наркомании. В России есть целые поселки и маленькие города, где население пьет и употребляет наркотики, не имея возможности получить работу.

Наконец то, о чем мы начали забывать, - социальные болезни: туберкулез, инфекционные заболевания и инфекции, передаваемые половым путем. Сегодня это стало тяжелейшей проблемой. Низкий уровень здоровья, в том числе репродуктивного, невозможность получения адекватной медицинской помощи - это тоже реалии нашей жизни.

Проанализировав эту ситуацию, мы задали себе вопрос: «Каким образом может сформироваться и на что направлено репродуктивное поведение семей в этих условиях?». И ведь сейчас никто не может сказать, когда же закончится этот, тяжелейший для страны и каждого из нас, период.

Влияние порнографии во всех информационных сферах и пропаганда секса и насилия. Это очень серьезная проблема, потому что по телевидению практически перестали показывать фильмы, которые рассказывают о жизни обычной семьи, обычных людей в современной России. А ведь дети все равно рождаются, и родители любят своих детей, и существует любовь. Наша молодежь видит сцены насилия, затем следуют сексуальные сцены, и на подсознательном уровне формируется отношение к сексуальной жизни, как к насилию и вообще к чему-то просто отвратительному. Дети думают, что по-другому и не живут. А если в это время в семье имеются проблемы - алкоголизм, пьянство, потеря работы - ребенку фактически некуда деться, он оказывается одиноким в своей семье. И, несмотря на это, наши подростки относятся просто с благоговением к семейным ценностям. Нас удивило, как они ответили на вопрос: «Что такое ценности семейной жизни?». На первом месте любовь, стабильность сексуальных отношений, продление себя в детях. Так что все разговоры о распущенности молодежи - это неправда. Конечно, у 35-летних семейные ценности несколько иные. На первом месте лучшие возможности сохранения здоровья, забота друг о друге, стабилизация экономического положения. И то, и другое истинные семейные ценности. Поэтому так важны взаимопонимание и взаимоуважение поколений. В нынешних условиях мы обязаны думать о том, что российское общество должно выжить, что в стране должны рождаться дети и что они должны быть способны к нормальной общественной, трудовой деятельности и семейной жизни.

Все эти проблемы тесно связаны с проблемами планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья. В России катастрофически увеличилась заболеваемость сифилисом (это маркер всех остальных инфекций, передаваемых половым путем). И чаще всего болеют люди от 20 до 29 лет, то есть самого репродуктивного возраста. В России сейчас 15-20% пар бесплодны. Это, прежде всего результат инфекций, передаваемых половым путем. И еще большого числа абортов, которые делают женщины самого активного репродуктивного возраста - 20-29 лет. Но корни этого неблагополучия уходят в подростковый и юношеский возраст.

Прежде всего, медицинские работники должны поднять свой голос в защиту репродуктивного здоровья молодежи. Старшеклассники нуждаются в ясной и корректной информации о том, как вести себя в той или иной ситуации.

Именно сейчас формируется новая генерация молодежи и наша задача вырастить их не просто послушными и дисциплинированными, а воспитать информированное, уверенное в себе, нравственное поколение, которое осознанно делает свой выбор, и в частности в области охраны репродуктивного здоровья и репродуктивного поведения.

Многочисленные исследования Всемирной организации здравоохранения показали, что те страны, в которых введена система полового воспитания, имеют очень низкий уровень инфекций, передаваемых половым путем, там формируется ответственное отношение каждого к своему здоровью.


Глава 3. Социологические исследования российских социологов в области социологии семьи

В этой главе будут приведены некоторые статьи и социологические исследования современных российских социологов, исследующих социологию семьи в России.

3.1. С.Н.Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова

Брачный договор в России: от прошлого к будущему

Брак - легитимно признанная в обществе форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи прошел долгий путь эволюции. Каждая историческая эпоха конструировала свои модели брачного поведения, вкладывая в понятие «брак» различные смысловые дискурсы. В основе брачного поведения людей лежат представления о сущности любви, а также нормы сексуального поведения. На протяжении человеческой истории менялись формы заключения брака, алгоритм брачного отбора, условия совершения брака и т.д. Но, что самое главное, изменялась смысловая сущность брака.

Одним из исторически первых смысловых дискурсов брака был договор. В дохристианской Руси сущность брака сводилась к договорной основе, а заключение брака - к покупке невесты.

С распространением христианства глубинное смысловое содержание брака трансформировалось. Христианство принесло с собой новый взгляд на сущность любви и сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. В основу брачного поведения легла своя идеология, формировавшаяся на началах христианской нравственности. Базовым элементом брака стала христианская любовь, предполагающая духовное, а не плотское начало. По словам И.С. Кона, «христианизация принесла с собой неизвестные раньше ограничения к сексу... Все физиологические проявления сексуальности считались нечистыми и греховными».

Полагая, что семья создается благодаря христианской любви к одному человеку, церковь запретила полигамный брак и разводы.

Однако известно, что продвижение и адаптация христианской модели семейно-брачного поведения в существующие институциональные формы встретили серьезное сопротивление социальной среды. Элита воспринимала новые требования к брачному поведению, большинство же населения продолжало транслировать языческие традиции. По утверждению И. С. Кона, «растянувшийся на несколько столетий процесс христианизации был во многом поверхностным, верхушечным. В народных верованиях, обрядах и обычаях христианские нормы не только соседствовали с языческими, но зачастую перекрывались ими».