Смекни!
smekni.com

Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию

Казанский Государственный Технологический Университет

Реферат на тему:

«Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта»

Выполнила: ст. Габидуллина Г. Р.

Проверила: Гадиятуллина З. А.

Казань, 2010


Введение

В настоящее время особую остроту и актуальность приобретает проблема межэтнических взаимоотношений как в масштабе всего мира, так и внутри нашей страны. Будучи поликультурным государством, как и большинство современных обществ, Россия нуждается в обобщенном знании разнообразных этнических картин мира, способов организации жизнедеятельности и типов взаимоотношений. Анализ, понимание и принятие культурного многообразия способствует лучшему взаимопониманию между людьми, населяющими одну страну. С другой стороны, объединение людей в целях борьбы за обладание ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность чаще всего осуществляется на этнической основе. Именно этнические общности играют важнейшую роль в жизни государства, хотя этнос и государство как формы социальной группировки людей не совпадают по своим границам и предназначению.

В многонациональной России в период социальных преобразований и нестабильной экономики вполне понятен всплеск национальных чувств и настроений. С одной стороны, он способствует возрождению национальных культур, развитию патриотизма и этнического самосознания народов. С другой стороны, повышение значимости этнического в структуре личностных ценностей может повлечь за собой обострение межнациональной напряженности, ксенофобию и конфликты, так как усиление чувства принадлежности к этнической группе не может не привести к противопоставлению «мы» - «они», подчеркиванию различий между народами. На сегодняшний день межнациональные конфликты в ряде регионов как России, так и других стран СНГ, представляют реальную угрозу не только экономике, но и национальной безопасности в целом.


Взаимодействие русских и татар в Татарстане: вопросы религии, культуры и быта

Волжско-Уральский регион, кроме всего прочего, интересен тем, что основу его населения составляют самые многочисленные народы России (русские, татары, башкиры, чуваши и др.) и в этом плане он в миниатюре дает этническую картину страны в целом. Самая крупная этническая группа в РФ – это русские (81% всего населения), далее идут татары (около 4%). Башкиры и чуваши составляют около 1% населения страны.

Для адекватного анализа специфики взаимоотношений между этими народами необходимо рассмотреть национально-психологические особенности каждого этноса.

Русские входят в число восточнославянских народов. По мнению историков, этот этнос сформировался в начале 17 века. В плане культурного наследия это один из богатейших народов, создавших свою неповторимую культуру и ее материальную основу – русский язык, который, по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и богатых из живых языков мира.

В истории этого народа было множество войн, в которых русские были вынуждены бороться за свою независимость. В этих условиях проявлялись воинская доблесть, отвага и патриотизм. Даже враждебные славянам иноземцы признавали, что этот народ отважен до безумия, храбр и силен.

Важные черты русских – человеколюбие и терпимость, высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, неприхотливость и др. Испокон веков русский народ славился хлебосольством и гостеприимством. Однако М.Г. Рогов и С.П. Дырин [10] отмечают такую особенность ментальности народа, как стремление уйти от ответственности, ориентированность на подчинение сильной власти. По мнению авторов, эта специфика является одной из базовых характеристик менталитета среднего россиянина и не как простое следствие социалистического этапа российской истории, скорее наоборот, победа большевиков в России была обусловлена этим извечным поиском покровительства, свойственным русскому человеку. Данная мысль подтверждается высказыванием известных российских философов Н.А. Бердяева и В.В. Розанова, которые отмечают некое «женское начало» российского менталитета, проявляющееся в стремлении избежать ответственности и подчиниться сильной власти.

О подчинении русских власти говорил также Ф. Энгельс, сравнивая их с западноевропейцами. При этом он отмечал, что русские никогда не поддаются панике, хорошо сложены, обладают хорошим здоровьем, могут пить и есть почти все, но в то же время нетребовательны и удивительно послушны.

С другой стороны, тот же Н.А. Бердяев [3] пишет, что при всей своей покорности и долготерпении Россия одновременно и самая анархическая страна в мире. Русский человек, возлагая на власть ответственность за решение собственных жизнеполагающих вопросов, в то же время не уважает власть, не испытывает к ней того пиетета, который свойственен, к примеру, восточным культурам.

Татары как нация сформировались во второй половине 19 века, когда многие локальные этнонимы (моселман, казанлы, болгар, мишэр и др.) консолидировались и стали называть себя татарами. На сегодняшний день татары обычно делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Как отмечалось выше, это крупный этнос, занимающий по численности в Российской Федерации второе место после русских.

Татары – целостная и сплоченная в культурном отношении этническая общность. Всех их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, с высоко развитым и ярко проявляющимся чувством национального самосознания и собственного достоинства.

Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Традиционная религия татар – ислам суннитского толка, за исключением небольшой по численности группы христиан - кряшен, обращенных в православие в 16-17 веках.

И русские, и татары являются урбанизированными нациями.

Башкиры (башкирцы) также являются тюркским народом, по своему языку очень близким к татарскому. Согласно башкирским народным преданиям, они поселились на своих нынешних землях примерно 1000 лет назад. О башкирах как о самостоятельном народе упоминают уже арабские и персидские путешественники 9 – 13 веков. Есть разногласия между учеными относительно происхождения башкир. Некоторые историки считают их финно-угорским народом, впоследствии принявшим монгольский тип, другие производят их от булгар. Существует мнение, что этот народ является родоначальником мадьяр. В.М. Флоринский приходит к выводу, что башкиры – племя тюркского происхождения, весьма близкое татарам.

К психологическим характеристикам башкир можно отнести исполнительность, аккуратность, высокую психологическую устойчивость в экстремальных ситуациях, неприхотливость, некоторую замкнутость в общении, высокое чувство ответственности, выражающееся в башкирской пословице «Умел дать клятву, умей и сдержать ее».

Следует отметить, что русские, татары и башкиры имеют длительный опыт совместного проживания на территории Волжско-Уральского региона. Многочисленные повороты истории России в равной степени затронули судьбы всех трех народов, что не могло не сказаться на общности ряда их характеристик и ментальности. Так, Б.С. Алишев в своем исследовании ценностей татар и русских, говорит, что, несмотря на этнокультурные различия (язык, культура, религия и т.д.), в глубинных (ценностных) основаниях рассматриваемых культур нет принципиальных различий, которые ставили бы между ними непреодолимые барьеры.

Однако при всем сходстве образа жизни и политико-экономических условий, все же отмечаются различия в их ценностно-мотивационной сфере, системе отношений и других социально-психологических характеристиках. Согласно исследованиям Б.С. Алишева, о котором говорилось выше, в структуре ценностей молодых людей русской национальности заметен определенный уклон в сторону «романтических» ценностей (природа, дружба, справедливость, свобода и др.), тогда как татары в целом демонстрируют большую приземленность и практичность.

Данное исследование еще раз подтверждает тезис о том, что даже при сходстве внешних условий существуют различия, обусловленные влиянием культурного своеобразия конкретного народа. Как отмечал Г.Г. Шпет, каждый член группы в большей или меньшей степени несет в себе духовную коллективность, известную под названием традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида.

Целью исследования был анализ специфики отношений между татарами, башкирами и русскими. Исследование проводилось в республиках Татарстан, Башкортостан и в Кировской области. В них приняли участие представители татарского, башкирского и русского этносов. Целью исследования было изучить эмоционально-оценочное отношение этих этнических групп друг к другу. Для этого нами были использованы методики «Семантический дифференциал» и тест диагностики межличностных отношений Т. Лири. Согласно исследованиям, представители татарского, русского и башкирского этноса в целом положительно относятся друг к другу. 91% опрошенных башкир и русских выказали симпатию по отношению к татарам, 97% русских и татар продемонстрировали позитивное эмоционально-личностное отношение к башкирам. Что касается русских, то положительное отношение к ним выразили 84% опрошенных татар и башкир. Другими словами, в целом напряженности и интолерантности между представителями этих народов не наблюдается, что, видимо, объясняется длительной историей их мирного сосуществования и отсутствии ценностно-культурного конфликта.

Результаты исследования по тесту Т. Лири показали, что, по мнению представителей других этносов, башкиры являются достаточно энергичными людьми, стремящимися к лидерству. При этом они могут быть строги в оценках, откровенны и прямолинейны в отношениях с окружающими. Они демонстрируют скрытность и замкнутость при вербальных контактах. Однако в ряде ситуаций могут уступить и не проявлять активности во взаимоотношениях.