Смекни!
smekni.com

Историческое формирование социокультурного процесса (стр. 1 из 6)

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

во-первых, в современной социологии исследования проблем социокультурного процесса выходят на первый план, т.е. ими занимаются многие ведущие ученые и результатом активизации их исследовательской работы стало развитие методологии и теоретических исследований социокультурного процесса;

во-вторых, современная цивилизации находится в стадии духовно-интеллектуального кризиса, в основе которого лежит кризис культуры;

в-третьих,в современном обществе произошли большие изменения в области экономики, политики, в частности, в социокультурном становлении личности, устанавливаются тенденции на гуманизацию и демократизацию межличностных отношений;

в-четвертых,необходимо выработать единый подход в установлении гармонических, социокультурных и общественных отношений.

Степень разработанности проблемы.

Проблему анализа социокультурного процесса с точки зрения социосинергетики, в настоящее время разрабатывают такие ученые, как Е.Я. Режабек, В.Е. Давидович, В.П. Бранский, Андреева О.А., Ионин Л.Г. и др. Новые тенденции в синергетике исследуют Альгин А.П., Аршинов В.И., Лешкевич Т.Г. и др.

Ученые, которые занимаются общими проблемами социокультурного процесса Бахтин М.М., Бутенко А.Л., Зиновьев А.А., Лотман М.Ю., Цыпко А.С. и др. Над философско-культурологическим аспектом динамики социокультурных процессов работают Андреева О.А., Давидович В.Е., Драч Г.В., Жданов Ю.А., Золотухина-Аболина Е.В., Каган М.С., Маркорян Э.С., Матяш Т.П., и др.

Методологические основы решения проблем исследования социокультурного процесса были разработаны целыми поколениями ученых. Анализируя динамику социокультурных процессов, Конт, Спенсер, Фридман, Фукуяма, Ясперс выделяют линеарные модели, Сорокин, Тойнби, Шпенглер, – циклические, Вернадский, Гегель – спиралевидные.

Однако мы считаем, что проблема исследования закономерностей возникновения социальных факторов стабильности и нестабильности в социокультурном процессе исследована недостаточно.

В связи с этим мы определяем:

Объект исследования – социокультурный процесс;

Предмет исследования – закономерности возникновения социальных факторов стабильности и нестабильности в социокультурном процессе.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что теоретическое определение закономерностей возникновения социальных факторов стабильности и нестабильности современного социокультурного процесса, поможет определить новые подходы в проблеме гармонизации общественных отношений.

Цель исследования – исследовать закономерности возникновения социальных факторов стабильности и нестабильности социокультурного процесса с точки зрения синергетики.

На основании этого мы ставим перед собой такие задачи:

1. Теоретически изучить философскую основу стабильных и нестабильных процессов социокультурного мира.

2. Теоретически обосновать понятие нелинейности современного социокультурного процесса.

3. Раскрыть теоретические принципы упорядочения и хаотичности социокультурного процесса с точки зрения синергетики.

4. Определить тенденции социокультурного процесса на современном этапе.

Методы исследования: диалектический метод познания, дедукции, обобщения, идеализации.

1. Теоретические основы анализа современного социокультурного процесса

1.1 Анализ социокультурного процесса в различных философских теориях

На современном этапе общество находится в духовно-интеллектуальном кризисе, в основе которого лежит кризис культуры. Он заключается в том, что культура уже не может развиваться эффективно в той форме, в которой она существует сейчас, т. к. она испытывает на себе сейчас влияние других социальных процессов с которыми она непосредственно связана. Поэтому необходим единый теоретический подход в анализе социокультурного процесса.

Социокультурный процесс рассматривался во многих социологических теориях. Так, во взглядах эволюционистов каждая культура рассматривалась как целостность, безотносительно к тому месту, которое она занимает в эволюционной лестнице. Функционалисты показали, насколько сложным образованием является каждая культура как социальная система и чтобы понять культуру, недостаточным просто перечислить культурные образцы, т.е. описать различные объекты, традиции, ритуалы, мировоззрение. Главным стало понять, какие функции выполняет тот или иной культурный образец в целостности культуры.

Теория «модернизации» считала западную культуру идеальной, по сравнению с культурами других народов. Модернисты считали их культуру примитивной и что все равно на эволюционном пути эти народы пройдут общие стадии и придут к культурным образцам ценностям, моделям западной культуры.

Такая теория проповедовала уничтожение других культур, в первую очередь традиций, обычаев, верований, которые являлись коллективной формой адаптации этносов к окружающей среде. Это привело к попытке осуществить модернизацию, одновременно сохраняяи поддерживая традиционные культуры.

По мнению Ионина, для анализа социокультурного процесса следует объединить два подхода: эволюционистский – как единство культуры и преемственность ступеней культурного развития, и функционалистский – как множественность культур, их самодостаточность. По отдельности эти подходы не могут объяснить ни региональных, ни общемировых социокультурных процессов.

Как указывалось ранее, были предприняты способы превращения западной культуры в идеальную культуру, которая должна стать образцом для других мировых культур, это более рыночный подход, чем философский. Когда культура, по своей ценности, ничем не отличается от мяса на рынке или от автомобилей в автосалоне, мало того, ее еще используют производители как способ для продвижения своих товаров на потребительском рынке. Но она не идеальна и это говорит о том, что нельзя отбрасывать другие культуры, т. к. это приводит к краху сложившейся за многие годы системы социокультурных понятий и представлений, что порождает нестабильную ситуацию относительно мировой культуры.

Культуры взаимодополняют друг друга. Западная культура культуру Востока и наоборот, славянская культура дополняет западную или американская европейскую культуру. Нельзя забывать, как в искусстве эпохи Ренессанса довольно часто встречались восточные сюжеты: отрывки из библии, мифические истории и существа, и т.д.

Чтобы понять эту проблему нужно рассматривать культуру, как постоянные действия человека, которые направлены к стабильности, но стабильность всегда ведет к нестабильности, т. к. говорили философы античности «все течет, все изменяется», из этого можно сделать вывод, что, ни одна культура не существует вечно, а цивилизация, которая пытается сдерживать изменение культурного состояния, неминуемо придет к упадку, например римская империя не хотела упрощать рабовладельческий строй и пришла к упадку. Чтобы понять причины этого обратимся к истории, возьмем Советский Союз. В начале 80-х гг. в Советском Союзе начинает развиваться новая культура, которая предлагала предоставить человеку право выбора, но советское правительство постоянно сдерживало проявление своды человека, они хотели, чтобы все у них было под контролем, это привело к тому, что эти подпольные культуры приобретали популярность у молодого поколения и росла волна недовольства, которая в определенный момент выплеснулась наружу. Из этого можно сделать вывод, что Советский Союз, римская империя, как динозавры, не принимали культурных изменений и ушли в небытие.

Из вышесказанного следует, что стабильность порождает нестабильность и наоборот нестабильность всегда переходит в стабильность, т.е. каждая культура существует до определенного момента, пока не происходит ее кризис и на ее месте возникает новая культура, например, после падения рабовладельческой культуры на ее месте возникла новая культура обслуживающая феодализм.

На новое нестабильное развитие влияет не только научно-техический прогресс, как когда-то думали материалисты. Например, виртуальное творчество это скорее культурный прогресс, чем научный, т. к. раскрывает безграничные возможности для развития духовных сил и творчества, т. к. это новый вид культуры, в которой реальность заменяется виртуальным миром, который представляет собой, желание видеть свой мир идеальным. Мы не можем утверждать, хорошо это или плохо, прогресс это или регресс, но можно считать, что социокультурные процессы уже никогда не вернутся в прошлое.

Научно-техническая революция также может корректироваться, это подтверждается прошлым опытом. Но эта проблема, на данный момент, не решена, и из-за этого рождаются новые проблемы в обществе. Такая ситуация была и с другими научно-техническими открытиями.

Развитие человека включено в социокультурную деятельность, что помогает ему в решении более сложных проблем и задач. В то время как наука выходит за рамки вещественного и технологического отношения проникая и в социокультурные процессы.

1.2 Исторический аспект предпосылок возникновения социосинергетики

социокультурный творчество стабильность социосинергетика

В истории человечества проблема стабильности и нестабильности существовала еще в древности. Да и с точки зрения средневековой схоластики считалось, что хаос – это Дьявол, а порядок – Бог. Известную всем фразу Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно», можно объяснить так в системе, которая развивается порядок, как стабильность обязательно сменяется беспорядком, т.е. нестабильной фазой, а потом из нее же снова рождается порядок.

Это и привело к тому, что была создана теория динамического хаоса, и было признано то, что хаос разрушает сложные системы, но рождает новое переходя в новые состояния. Таким образом, хаос это не целая часть, а только ее часть и очень динамичная часть, которая сменяет культурно-исторические циклы, упорядочивая их.