Смекни!
smekni.com

Экспертиза социально-культурных проектов (стр. 1 из 9)

Курсовая работа

ЭКСПЕРТИЗА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ


Введение

Актуальность темы работы заключается в том, что в современной России рыночный тип экономики диктует новые условия для существования учреждений культуры. Проектная деятельность является сегодня новым и уже наиболее распространенным способом привлечения и аккумулирования денежных средств в социально-культурной сфере. Основами проектной деятельности сегодня должен владеть каждый специалист, работающий в сфере культуры, обладать теоретическими знаниями и иметь практический опыт. Однако массовость такого рода деятельности приводит к многочисленным просчетам, снижению эффективности предложенных в проектах программ, несоответствию проекта социальным требованиям.

Здесь возникает необходимость создания экспертных комиссий в среде учредителей конкурса. Оценка эффективности и актуальности предложенных на конкурс проектов осуществляется ими, и часто не учитывается уровень компетентности членов этих комиссий. Анализ, приведенный в данной работе, призван выявить особенности экспертизы социально-культурных проектов как научного метода. Данные, приведенные в работе, могут оказаться полезны как для разработчиков проектов, так и для экспертов в оценке их эффективности.

Социальная значимость проблемы. Проектная деятельность сегодня является строительным материалом для создания социальной реальности. Именно поэтому так важна качественная оценка эффективности и фильтрация идей, предлагаемых на реализацию в социально-культурной сфере. Реализуемые проекты формируют общественное сознание, а низкий уровень экспертной группы может привести к обеднению национально-культурного сознания.

Цель курсовой работы – обобщение теории и практики в сфере экспертизы социально-культурных проектов.

Среди основных задач:

– рассмотрение теоретических аспектов социально-культурного проектирования и экспертной деятельности;

– знакомство с методами экспертизы;

– анализ опыта работы экспертных советов на современном этапе в мире, России, крае;

– разработка проекта.

Объектом изучения данной работы является социально-культурное проектирование.

Предметом выступает экспертиза социально-культурных проектов.

Методы исследования, используемые в ходе выполнения работы – анализ сборников научных статей, авторефератов диссертаций, периодических изданий, нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность эксперт-советов конкурсов социально-культурных проектов, научно-методических и учебных пособий, тематически соответствующих материалов из сети интернет, а также анализ практического опыта создания социально-культурных проектов.

Степень разработанности проблемы. Проблемы экспертизы социально-культурных проектов не достаточно полно рассмотрены в научной литературе. Однако с экспертизой социально-культурных проектов связаны труды отечественных исследователей Кузицына Г.М., Игнатьевой Г.А., Слободчикова В.И., Лукова В.А. Чаще в литературе можно встретить понятие экспертизы инвестиционных проектов не связанных или частично связанных с социально-культурной деятельностью.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе раскрывается сущность и специфика экспертной деятельности, а также теоретические основы социально-культурного проектирования, дано понятие экспертизе и ее значению в социально-культурной сфере. Также рассмотрены методы экспертизы. Вторая глава посвящена изучению опыта экспертной оценки в мире, стране и в регионе. Третья глава представляет собой проект студенческой экспертной группы «Практик». К теоретической и практической части даны введение и заключение, список литературы из 31 источника и 5 приложений. Объем работы – 57 страниц.

1. Экспертиза социально-культурного проекта как проблема научного исследования

В данной главе автором подробно рассмотрены понятия «экспертиза», «методы экспертизы» и подробно описана технология специализированной экспертной деятельности в отношении социально-культурного проекта.

1.1 Понятие «экспертиза»

Сегодня понятие «экспертиза» рассматривают в совокупности с другими предметами, так как сама экспертная деятельность не имеет смысла без предмета, подлежащего экспертизе.

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) – освидетельствование; предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения; в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов. В ряде экспертиз точно фиксируется характер окончательного вывода: судебно-психиатрическая экспертиза решает вопросы вменяемости и невменяемости; судебно-почерковедческая экспертиза устанавливает исполнителя текстов и т.д. Но главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой, которое осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл», и систематизировать эту информацию. [10, С. 9]

Итак, экспертиза – это процедура, ее основа – регламент. Объектом экспертизы всегда является документация о намерениях, т.е. уже упоминавшиеся проекты, планы и пр. Нет документации, нет и экспертизы. «Экспертиза проблемы» – это фигура речи, не более, ведь ее выводы будут зависеть от исходной постановки проблемы, следовательно, обеспечить однозначность выводов невозможно в принципе. Закон в этом отношении строг: если объект экспертизы (документация) изменился, заключение теряет силу. «Экспертиза решений» – тоже всего лишь литературный оборот: экспертизе подлежит документация, которая является основой для решений, а само решение полномочного органа может разве что быть оспорено в суде.

Если объектом исследования является не проект, а осуществляемая деятельность – это уже не экспертиза. Это аудит, или, хуже того, общественный контроль. Такой термин в законодательстве тоже есть, правда, пока без содержания. [7]

C точки зрения социологов человек как существо природное является также частью социальной среды и устойчивость социальной среды, ее прерывность или беспрерывность нуждается в социальном регулировании ее процессов. Проектирование становится этим регулятором как средством развития социально-культурного ландшафта и среды обитания человека.

Обратившись к опыту, описанному в труде Г.М. Кузицына «Проектирование социально-культурных процессов», заметим, что в социально-культурных процессах фиксируются все указанные фазы продвижения. При разработке конкретных проектов, следует учитывать исторический фактор становления и развития культурного ландшафта, его активность и продолжительность в определенной эпохе и на основании этих факторов давать обоснованную экспертную оценку [8, С. 9].

В социально-культурной сфере насчитывается великое множество задач, которые с трудом поддаются точным расчетам (т.е. трудно формализуемых задач), поэтому экспертные оценки здесь находят широкое применение. Чаще всего они имеют вид заключения по тому или иному нормативному документу или его проекту (закон и законопроект, программа социально-экономического развития, социально-культурный проект, присылаемый на конкурс, и т.д.), а иногда это итоговый протокол совещания специалистов. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социально-культурной сфере представляют собой социально-культурную экспертизу.

Таким образом, под социально-культурной экспертизой будем понимать исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. На основании этого определения выделим четыре функции социально-культурной экспертизы:

1. диагностическая функция – освидетельствование состояния объекта в момент исследования;

2. информационно-контрольная функция – исследование информации об объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

3. прогностическая функция – выявление возможных состояний объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

4. проектировочная функция – выработка рекомендаций по тематике экспертизы социально-культурного объекта для проектирования и принятия управленческих решений [10, С. 167].

Здесь социально-культурными объектами выступают люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие изменения. Перечень данных объектов не может быть четко определен, поскольку социально-культурное пространство многообразно и несводимо к небольшому числу характеристик. В то же время практические задачи экспертизы заставляют если не исключать какие-то объекты из сферы проведения экспертного исследования, то, по крайней мере, придавать разным объектам разное значение.