Смекни!
smekni.com

Особенности социализации молодежи в современной России (стр. 1 из 4)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социология»

на тему «Особенности социализации молодежи в современной России»

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность социализации как процесса становления личности в обществе…………….3

2. Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи…………...8

3. Основные проблемы молодежи в современной России………………………………...13

5. Список литературы………………………………………………………………………..16


Сущность социализации как процесса становления личности в обществе

Человек – природное существо, один из многих видов живого, чья жизнь составляет органическую часть природы. Вместе с тем, человек существенно отличается от окружающего его животного и в целом природного мира. Двойственность его природы заставляет его, подобно любому другому живому организму, решать множество проблем, связанных с необходимостью физического выживания. Но с другой стороны, это существенно изменяет его жизнедеятельность, меняя формы и средства выживания, формируя совершенно иные потребности и средства их удовлетворения, связанные уже с существованием его в качестве собственно человека.

Однако, если его биологическая природа потенциально заложена уже в генах, и он обречен на рождение в качестве особи биологического вида homo sapiens, то его человеческая природа таким автоматизмом не обладает.

Животное живет согласно своей природе и ее законам. Любое его проявление – это проявление природной непосредственности. Природный человек является рабом своих вожделений, страстей и побуждений, он необуздан и эгоистичен, его воля неразумна, это пока произвол и безответственность.

Состояние природности, животности человека преодолевается в процессе его «очеловечивания». Становление человеческого в человеке – это движение действительного, наличного человека, по форме уже не животного, но по содержанию и целям еще природного существа, к своему понятию, к персонификации в себе понятия «человек», т.е. к воплощению в себе всех сущностных характеристик субъекта, качественно отличного от животного. Человек выходит за рамки своей зоологической природы благодаря своей духовности. Однако, духовность не присуща человеку от рождения, но он предрасположен к возникновению и развитию ее. Ее формирование составляет содержание процесса очеловечивания индивида.

Этот процесс определен интервалом, на одном конце которого лежит природность, животность, природный эгоизм и подчиненность непосредственным страстям и вожделениям, а на другом – разумная воля, вменяемость, ответственность, дух.

Между тем, вторая, человеческая, природа, как и все другое, внеприродное, должна быть еще специально создана в нем, без этого новорожденный ребенок может никогда не стать человеком. Для этого должны быть созданы, развиты и поддержаны специальные процессы, воздействующие на него очеловечивающим образом. Таковым механизмом является социализация, выполняющая роль генетического наследования второй, надприродной, сущности человека, т.е. социальности.

Генезис этой сущности, или социализация индивида, - специальная задача, к решению которой имеют отношение факторы, как внутренние, так и внешние человеку. С одной стороны, только сам человек может сделать себя Человеком, только сам может развиться как это качество. И подобно всякой социальности, которая по принципу отсутствует в природе, этот результат должен быть создан деятельностью самого индивида при помощи деятельности окружающих людей. Пока он сам не сможет развивать это качество самостоятельно, эту функцию выполняют (целенаправленно или стихийно, сознательно или бессознательно, специально или косвенно) различные социальные факторы, от семейного общения, образования до всего пространства культуры.

Гегель считал, что логически исходным моментом начала собственно человеческого развития индивида является момент, когда он начинает общаться с миром через познание. До этого душа человека ощущает и психически переживает мир, но он еще существенно не отличается от животного. Природа Человеческого лишь касается его внешним образом и пробуждает в нем движение души, создает предпосылки, из которых становится возможным сформировать дух. Но с этого момента формой дальнейшего развития этой пробужденной души становится познание. Познание открывает человеку, что его природа не такова, какой должна быть, впервые полагает для него противоположность между Человеческим и природным.

Осознание себя как отличие или противоположность животному, другому, а также несоответствие тому, что есть (или чем должен быть) человек в полном согласии со своим понятием, приводит, по убеждению Гегеля, к возникновению и возможности выхода из этой природной непосредственности. С этого осознания начинается движение к Человеческой сущности. Здесь особенно важны обе стороны отношения человека к этому вопросу: с одной стороны, обособление себя от животного, а с другой – обособление себя (конкретного индивида) от Человеческого (идеи человека). С этого раздвоения начинается осознание себя, появляется осознанный субъект, а вместе с ним и для него появляется понимание должного, т.е. всеобщее духовное, закон.

Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Целью социализации, таким образом, видится формирование социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, этот процесс «обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями».

Каждое общество по-разному и в различных формах приобщает новые поколения к основным социальным ценностям. По мере развития и усложнения социальности, длительно происходит и процесс становления социализации, поскольку прежде, чем что-то передавать новым поколениям, самой социальности надо было сначала состояться. Пока нечего передавать – нет нужды и в специальной деятельности по ее передаче. Со временем появилась социализация, связанная не с простым биологическим воспроизводством себе подобных, а с социальным бытием, где особо важным стал критерий социального опыта.

Социализация проходит в своем становлении и развитии несколько стадий, или ступеней. Она проявляется сначала в стихийной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в данном сообществе. Эта подготовка осуществляется путем передачи образцов действий и моделей деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании как способе совместной коммуникации разных поколений в процессе обеспечения общего и значимого для всего сообщества результата. Во взаимодействии со взрослыми дети осваивают не только трудовые и коммуникационные навыки, но и статусно-ролевые позиции, зависящие от поло-возрастных, социально-ролевых возможностей.

В освоении трудовых и жизненных функций процесс увенчивается полной адаптацией воспитуемого к данному роду деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления, приобретением полноты субъектной позиции и ответственности за результат в этом фрагменте коллективной деятельности. Это связанный комплекс знаний и умений – с одной стороны, по поводу того, как произвести деятельность от начала до конца, какими средствами обеспечивается ее эффективность. С другой стороны, - понимания, зачем (или в каких случаях) это необходимо, как это влияет на жизнь коллектива, т.е. какова мера участия индивида в совместной жизни и какова общественная цена этой деятельности. Эта вторая сторона адаптирует его не только к конкретным видам деятельности, но также к деятельности в коллективе и к совместному проживанию в сообществе. По мере формирования этого комплекса, дается сигнал к снятию внешнего контроля со стороны взрослых, знаменуя собой появление сформированного социализированного субъекта и завершение в целом процесса его социализации в конкретном направлении или в целом.

Понятие «социализация» стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов нашего века, в связи с повышением интереса к отношениям «человек-культура», с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества. К нему стали обращаться в социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей, но и взрослых представителей различных социальных групп. Поэтому говорить о социализации только лишь применительно к молодежи вообще-то не совсем правомерно, поскольку это означает сознательное ограничение феномена социализации, замыкание его на определенную (наиболее часто – возрастную) группу. Далее, обсуждая природу социализации, можно будет убедиться, что есть такие интерпретации социализации человека, которые принципиально не могут быть сведены к группам со специфическими возрастными характеристиками.

Формы социализации могут быть различными в своей исторически-определенной конкретизации. Это зависит от условий, целей, возможностей, объективных характеристик социума и социализаторов и т.д. Но при включении целевых установок, т.е. при построении осознанной деятельности по социализации, человечество преимущественно в первую очередь преследовало цель социальной адаптации, вписывания нового поколения в существующее общество, т.е. в уже имеющуюся к этому времени систему общественных отношений, ценностей, норм. Это должно было гарантировать выживаемость и эффективность деятельности молодежи, но прежде всего – сохранение и воспроизводство самого общественного организма.

Формы и функции социализации исторически менялись, развивались, дифференцировались, но ее смысловой стержень, ее социальное назначение, сложившееся на заре социогенеза, остается и по сей день. Это, с одной стороны, социальная адаптация, т.е. сохранение и защита общества от потрясений, связанных с вхождением в него новых поколений, а также вписывание молодежи в сложившиеся социальные реалии. С другой стороны, - наделение новых поколений социальным ресурсом выживания, снабжение их материальным и духовным потенциалом исторически накопленного опыта человечества.