Смекни!
smekni.com

Социология как наука, ее предмет и функции (стр. 2 из 3)

Сферой интересов политологии является изучение взаимоотношений людей, больших и малых социальных групп, возника­ющих в результате борьбы за завоевание, удержание государственной власти, а также в связи с практическим использованием ее. Внимание политолога как исследователя, например, к экономическим, религи­озным, образовательным институтам возникает постольку, поскольку эти институты оказывают свое влияние на политику. И не более того. Таким образом, политология, как и экономика, изучает особый, спе­циальный вид взаимодействий между людьми.

В отличие от экономики и политологии социология исследует все проявления общественной жизни, причем в тесной взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. При этом она, как и история, активно пользуется данными этих частных (или «индивидуализирующих», как называл их П. А. Сорокин) наук, обобщая и устанавливая их встреч­ные воздействия [3; с.34]. Однако верно и обратное: в последнее время специа­листы в области изучения особых сфер общественной жизни все от­четливее начинают осознавать необходимость использования в своих исследованиях обобщающих данных социологической науки. Импли­цитно такая необходимость присутствовала всегда, однако первыми ее почувствовали все же социологи.

Действительно, социология активно пользуется данными, получае­мыми в результате развития других научных дисциплин, изучающих общественные явления, и в этом смысле существенно зависит от них. Однако более глубокое понимание этих явлений невозможно без со­циологического осмысления их. П. А. Сорокин, ссылаясь на выводы це­лого ряда социологов начала нынешнего века, отмечает: «Заработная плата рабочих, например, зависит не только от отношений между спро­сом и предложением, но и от известных моральных идей... Формы политического устройства связаны и зависят от числа и плотности насе­ления. Разделение труда определенным образом связано с явлениями солидарности. Экономическая организация общества зависит часто от форм религиозных верований. Географические условия определенным образом влияют и на организацию производства, и на строй семьи, и на обычаи народа и т. д. Короче, в подлинной действительности все явле­ния взаимодействия одни с другими связаны» [3; с.34].

Это означает, что эффективность всех наук об общественных яв­лениях, их прогресс и дальнейшее развитие существенно зависят от прогресса социологии и от того, насколько активно будут учитывать­ся в них общесоциологические законы и методы. Вот почему Сорокин приходит к выводу о методологической ценности и важности социо­логической науки: «И наука о праве, и наука о хозяйстве, и дисципли­ны, изучающие явления религиозные, эстетические, психологические, язык, нравы, обычаи, движение народонаселения и т. д., — все они за эти десятилетия "социологизировались", прониклись общесоциологическими принципами и понятием, соответственным образом перекра­сились, короче, не избегли влияния этой дисциплины. "Социологизм" специальных наук — знамение времени» [3; с.34].

Итак, объектом социологии явля­ются крупномасштабные объединения людей независимо от того, какова цель их создания. В качестве таких объединений может вы­ступать, например, население целой страны или даже группы стран на определенном этапе развития. Предметом же социологии являются отношения, которые складыванием между входящими в такие объединения людьми или группами людей. Как определяет это Со­рокин, «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимо­действия — с другой».

2.Структура социологии, ее задачи и функции.

Социология — сравнительно молодая наука. Однако за полтора с небольшим века своего существования ею накоп­лен огромный теоретический и эмпирический материал, и она превра­тилась в довольно разветвленную научную дисциплину, включающую в себя ряд автономных отраслей: эмпирическую социологию, социологические теории среднего уровня и общую социологическую теорию [3; с.36].

Строго говоря, именно таким образом может быть представлена струк­тура любой научной дисциплины. Какую бы науку мы ни взяли, не­трудно убедиться, что она будет состоять из трех подобных частей. Так, на химическом факультете студенты на протяжении первых двух лет обучения изучают общую химию, на физическом — общую физи­ку, на биологическом — общую биологию.

Общая социология в зави­симости от базовых подходов, которые она использует в процессе ис­следования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме.

Понятием парадигмыв любой науке обозначается «исходная кон­цептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, мето­дов исследования, господствующих в течение определенного истори­ческого периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов на научное исследование и на методы его проведения. В социологии же данное понятие стало использоваться после опуб­ликования работы Т. С. Куна о природе научного изменения. По Ку­ну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют со­бой общие способы осмысления мира и которые диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. Эти парадигмы дают то, что Кун называет «нормальной наукой» — род научной деятельности, рутинно выполняемый изо дня в день. Однако спустя какое-то время нормальная наука начинает продуцировать ряд аномалий, которые не могут быть разрешены в рамках парадигмы. Кун доказывает, что в этой точке наступает внезапный перелом и старая парадигма заме­щается новой, ведущей к новому периоду «нормальной науки». В со­циологии это понятие имеет еще более неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории [1; с.72].

Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапли­ваемых и осмысляемых в частных социологических теориях, система­тизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и форму­лировка законов.

Эмпирическая социологияэтосовокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информа­ции. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладной социологией.Однако это не очень правильно. Поскольку методы и независимые открытия социологии часто носят именно прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой от­расли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Оно, как утверждает «ThePenguinDictionaryofSociology»,«просто под­нимает проблемы этики и профессиональной автономии». Эмпири­ческую социологию называют также социографией [3; с.38]. Такое наименова­ние представляется даже несколько более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

Однако любое эмпирическое социологическое исследование направ­лено не на изучение общества в целом или наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкрет­ной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полу­ченная в ходе такого исследования информация накапливается и осмыс­ляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологичестой теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня.Это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон. Свое краткое определе­ние «теории среднего уровня» (MiddleRangeTheories) Р. Мертон форму­лирует следующим образом: это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипо­тезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений» [3; с.39]. Было бы целесооб­разно обратить особое внимание на то, какой именно смысл вкладывает­ся в эти слова. Как справедливо отмечает Н. Е. Покровский, выявляя смысловую нагрузку самого понятия «теория среднего уровня», «...рус­ский аналог "теории среднего уровня" неизбежно грешит чертами вер­тикальной иерархичности и христианской символической смыслонаделенности. "Наверху" - высшие абстрактные теории, "внизу" — ползучий эмпиризм, а социологические теории — где-то между "не­бом" и "землей". Это в корне противоречит мысли Р. Мертона, кото­рый намеренно употреблял термин "range" ("размах", "область захва­та", "радиус действия"), а отнюдь не менее распространенный термин "level" ("уровень"). Таким образом, правильно было бы назвать кон­цепцию Р. Мертона "теориями среднего радиуса действия"» [3; с.39]. К числу теорий среднего уровня относятся:

♦ социологические концепции, которые разрабатываются на сты­ках наук, - социология права, медицинская социология, эконо­мическая социология, социология менеджмента и т. п.;

♦ различные отрасли институциональной социологии — особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.;