Смекни!
smekni.com

Социология как наука 7 (стр. 1 из 3)

1. Социология как наука, её объект, предмет. Структура социологического знания.

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из со­четания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как само­стоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как со­ставные части общефилософских концепций мыслителей Вос­тока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древне­индийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей средних веков и Нового времени.

Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь про­блемами общества как целого, движущих сил его развития и т. п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного раз­вития, которые впоследствии стали предметом изучения от­дельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука, во - первых, по отношению к выделившимся из нее отраслям знаний, во - вторых, по отношению к универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как це­лостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального про­гресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и соци­альной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впо­следствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Выделившись из универсальных философских систем и

развиваясь как самостоятельная наука, социология тем не ме­нее не утратила своего философского содержания. Она получи­ла возможность расширить общесоциологический, т. е. по сути философский, анализ развития общества и существенно углу­бить исследования. В своих наиболее фундаментальных поло­жениях и выводах общетеоретическая социология выступает и

как философская наука.

Общетеоретическая социология исходит из соответствующих философских предпосылок. Она базируется на определен­ном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиции данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общест­ва, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества, материального и ду­ховного в историческом развитии, т. е. наиболее фундамен­тальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределяет решение прочих со­циологических проблем, в том числе менее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он при­меняет в своих исследованиях, свидетельствуют об органиче­ской взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти от­расли знания выступают как самостоятельные. На самостоя­тельный характер социологии указал в свое время француз­ский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социоло­гии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную науку», направленную на объективное изучение социальных фактов. Такого же мнения о характере и значении социологи как науки придерживаются многие ее видные совре­менные представители, в том числе П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и другие. Однако, объявляя социологию нефило­софской наукой, они при объяснении многих социальных яв­лений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивизма, прагматизма, интуитивизма и т. д.

И так, современная социология - это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предста­ет как элемент социальной системы, каковой выступает обще­ство. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития.В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функциониро­вания и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов - больших и малых соци­альных групп и общностей людей, а также отдельных лично­стей. Все это характеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь постольку, по­скольку, во-первых, многие социологические проблемы осмысливаются с философских позиций, во-вторых, об­щетеоретическая социология непосредственно смыкается с воз­зрениями, относящимися к области социальной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показа­телями которой, по мнению социологов разных школ и на­правлений, являются, в частности, признание объективных ос­нов функционирования общества и закономерного характера его развития, правильное истолкование взаимодействия объек­тивных факторов исторического процесса и сознательной дея­тельности людей.

Наиболее видные философы и социологи прошлого века пытались вскрыть объективные социальные связи и законо­мерности. Так, немецкий философ Гегель поставил и по-своему решал проблему обнаружения объективных оснований исторического процесса. Он показал, что «интересы, воля, же­лания, действия людей, как правило, разнонаправлены; но хаос случайностей - только внешний рисунок истории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность». Тем самым были обозначены «контуры научной методологии», важнейший принцип кото­рой состоял в том, чтобы идти неот субъективных намерений участников исторического процесса, в том числе самых вы­дающихся, а от внутреннего объективного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процес­сом и определяет характер индивидуальных целей и субъек­тивных воль»2. Такой подход к анализу социальных явлений имеет большое методологическое значение и для современной социологии.

Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обнару­жению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая в то же время гегелевскую мистификацию исторической закономерности как саморазвития абсолютной идеи. На закономерный характер развития общества указывали также французские мыслители Сен-Симон и Конт. Они пыта­лись научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объективным есте­ственным законам. Вместе с тем они показали роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества.

Предметом любой науки являются соответствующие объ­ективные связи и законы развития природы и общества. Со­циология изучает законы развития общества. Последние со­ставляют один из основных предметов марксистской социоло­гии, на что указывают представители других социологических направлений. Основное внимание марксистской социологии направлено на изучение объективных законов материального производства и их воздействия на социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни и общество в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущих сил соци­ального процесса, представляет развитие общества как законо­мерный исторический процесс.

Разумеется, было бы неверно относиться к каждому поло­жению марксистской социологии как к истине в последней ин­станции. Именно такое к ней отношение характерно для кон­сервативно-догматического направления среди марксистов как в науке, так и в политике. Это гасит всякое творческое начало в развитии и применении марксистской социологии. В то же время было бы легкомысленно отбрасывать те положения, ко­торые стали достоянием современной мировой социологиче­ской мысли. В свое время на значение этих положений автори­тетно указал один из наиболее влиятельных социологов ны­нешнего столетия Макс Вебер, хотя многие положения мар­ксистской социологии он отвергал. Впоследствии положительное значение марксизма отмечали видные американские социо­логи и экономисты Райт Миллс и Джон Гелбрейт, многие дру­гие представители западной социологии. В целом марксистская социология продолжает вносить свой позитивный вклад в раз­витие современной социологической мысли, в том числе в уяснение предмета и содержания социологии как самостоя­тельной науки. Ее возможности в данном отношении увеличи­ваются по мере освобождения от догматических и идеологиче­ских стереотипов.

Структура социологического знания - не просто совокуп­ность информации, представлений и научных понятий об об­щественных явлениях и процессах. Это прежде всего опреде­ленная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Исходным моментом структуры социологи­ческого знания выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе обществен­ных отношений, их содержании и механизме их взаимодейст­вия. Понимание природы и сущности общественных отноше­ний позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имею­щихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его разви­тия, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политиче­ской и духовной культуры.