Смекни!
smekni.com

Предмет, структура социологии права (стр. 1 из 10)

1. Предмет и структура соц. права

2. Методы социологии права

3. Функции социологии права

4. Предыстория социологии права

5. Основоположники в процессе становления социологии права

6. Классическая социология права

7. Современная зарубежная социология права

8. Значение понятия право в социологии

9. Социальные факторы изменения правовых норм и системе

10.Право и другие нормативные системы

11.Социология права и юриспруденция

12.Понятие социальной структуры

13.Социальные нормы

14.Социальные роли

15.Социальные группы

16.Социальные институты

17.Общества

18.Правосознание

19.Правовое поведение

20.Гражданское общество

21.Правовая социализация личности

22.Понятие и функции соц. контроля

23.Право как социальный регулятор

24.Девиантное поведение

25.Соц. подход к преступлению

26.Наказание преступника как социологическая проблема. Функции уголовного наказания

27.Общественное мнение

28.Соц. аспекты правотворческого процесса

29.Проблема эффективности законодательства

30.Конфликт в социологии права

1. Предмет, структура социологии права.

Социология права рассматривает право как соци­альное образование. Ее интересует всё, что возника­ет в правоотношениях и правосознании под воздействием общества, его структур и институтов. Она занимается исследованием процессов генерирования социумом пра­вовых норм, ценностей и смыслов. Ее спецификой яв­ляется понимание права как сложной динамической системы, развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени, завися­щей как от типа общества, его географического поло­жения, так и от уровня развития общественного и инди­видуального сознания. Она исходит из того, что право берет свое начало в обществе. И поскольку право по­рождено обществом, то все правовые феномены явля­ются социальными. В структуре социологии права можно выделить макросоциологичеекий и микросоциологический уровень. Макросоциология права изучает развитие и функцио­нирование права в масштабах того или иного общества на протяжении достаточно длительного времени. Пред­метом микросоциологии права являются непосредствен­ные правоотношения внутри конкретных социальных общностей, между отдельными группами, классами, со­циальными слоями. Социология права предстает как совокупность нескольких узкоспециализированных об­ластей и включает в себя социологию конституционно­го права, социологию гражданского права, социологию уголовного права. По многообразию объектов позна­ния исследователи выделяют законодательную социо­логию, социологию функционирования правоохранитель­ных и судебных органов, социологию правосознания и правового поведения, социологию преступности, юри­дическую конфликтологию. Можно разделить социоло­гию права также на фундаментальную и прикладную, эмпирическую и теоретическую.

2. Методы социологии права.

1. Метод наблюдения. Под наблюдением в социоло­гии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследовате­лем лично путем непосредственного восприятия. На­блюдение проводится различными способами в зависи­мости от того, к какому обществу относятся изучаемые правовые феномены: к современным индустриальным обществам, современным традиционным обществам ар­хаичного типа или исчезнувшим обществам. 2. Анализ документов. Важные сведения о процес­сах, происходящих в обществе, в том числе и связан­ных с правовыми отношениями, исследователь может почерпнуть из документальных источников: прессы, радио, телевидения, деловых документов. Анализ документов дает ему возможность увидеть многие стороны социальной жизни, помогает выявить нормы и ценности, свойственные той или иной социаль­ной группе в определенный исторический период, проследить динамику взаимодействия между социальны­ми группами и индивидами. 3. Опрос. Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-пси­хологического общения исследователя и опрашиваемо­го (респондента) путем регистрации ответов респон­дента на заранее подготовленные вопросы. Основное назначение метода опроса состоит в том, чтобы получить отраженную в сознании опрашиваемо­го информацию о фактах, событиях, оценках, связан­ных с его жизнедеятельностью. Эта информация выра­жается в форме высказываний респондентов. 4. Статистический метод. Правовая ста­тистика дает сведения об общем количестве правона­рушений в обществе, включая административные, граж­данские, уголовные. Число зарегистрированных пре­ступлений образует показатель уровня преступности, существующего в данном обществе. Помимо этого по­казателя, в правовой статистике фигурируют также данные о числе преступников и присужденных им ме­рах наказания. На основе этих первичных данных вы­числяются обобщающие показатели, представляющие собой среднестатистические величины: средний срок наказания, средний срок рассмотрения дел, средняя сумма ущерба, нанесенного обществу преступниками. Сопоставление этих показателей во времени дает об­щую динамику процесса роста или снижения преступ­ности, которая выражается в показателях абсолютного прироста, темпов роста и прироста преступности, и т.п. 5. Сравнительный метод. В области права сравнение связано с огромными трудностями и должно проводиться с максимальной ос­торожностью. Тот факт, что некий институт выполняет определенную функцию с помощью той или иной про­цедуры, порождает вопрос об истоках этой процедуры, о том, была ли она создана в собственной среде или ее заимствовали из какой-то другой юридической систе­мы. С другой стороны, серьезным источником затруднений является терминология. Одно и то же слово в родственных языках не только означает иногда совер­шенно разные вещи, но даже в одном и том же языке может с течением времени обозначать разные институ­ты. Таким образом, сравнение, по-видимому, должно проводиться на основе реальных функций, а не институ­тов, и тем более не на основе употребляемых терминов.6. Эксперимент. Под социологическим экспериментом понимается специфический метод исследования, позволяющий по­лучить информацию о возникновении количественных и качественных изменений в жизнедеятельности иссле­дуемого социального объекта в результате воздействия вводимых и контролируемых экспериментатором новых факторов. Эксперимент может быть — в зависимости от типа создаваемой в ходе его ситуации — полевым или лабо­раторным, контролируемым или неконтролируемым (ес­тественным).

3. Функции социологии права.

Познавательная, или теоретическая, функция со­циологии права — это, по сути дела, совокупность по­нятий, концепций, парадигм, т.е. всего того, что состав­ляет корпус накопленного ею знания. Это осмысленное, систематизированное, устоявшееся знание, основанное на фактах и доказательствах. Опора на социальную и правовую реальность — таков главный принцип в по­лучении научного знания социологией права. Социология права наряду с научной функцией обла­дает и практической. Это более прикладная наука, чем общая социология, потому что она неразрывно связана с правоведением, обращенным прежде всего к сфере практической жизнедеятельности общества. С первого взгляда кажется очевидным, что практическое приме­нение социологии права осуществляется в двух сфе­рах: судопроизводства и законотворчества.

4. Предыстория социологии права.

Античные концепции. Вначале идея, что право — это внушение (рациональное или сверхъестественное), которое предписывает человеку придерживаться опре­деленной линии поведения, высказывалась греками. Ее можно, в частности, найти у Платона и Аристотеля, но также и у стоиков. Цицерон, переводивший греческих философов для римлян, в произведении «Огосударстве» сформулировал определение естественного права, кото­рое впоследствии стало классическим: «Истинный за­кон представляет собой то, что говорит правильно упот­ребленный разум. Закон находится в согласии с приро­дой, присутствует всюду и является вечным. Он пригла­шает к исполнению долга и в испуге шарахается от пре­ступления и коварства. Ни волей сената, ни волей наро­да никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».Средневековые концепции. Именно в церкви, через ее теологов и юристов (ка­ноников), можно найти элементы юридической доктри­ны, и эта доктрина в значительной степени совпадает с доктриной римских правоведов, несмотря на их языче­ство. Так, например, наиболее известный из средневе­ковых ученых, Фома Аквинский (1225—1274), прово­дит различия между тремя типами права — божествен­ным, естественным и человеческим. Возрождение римского права. Примерно в ту же эпоху римское право, бывшее прежде известно лишь некоторым эрудитам, работавшим в сумерках монас­тырских библиотек, проявилось с невиданной силой и размахом. Зародившись в Болонье в конце XI века, движение его сторонников стало распространяться в Западной Европе, особенно в Италии и Франции, с быстротой молнии. Причины этого удивительного воз­рождения окончательно пока не установлены, однако по общему мнению оно обусловлено прежде всего соци­ально-экономическими переменами того времени, ко­торые привели к возникновению городского населения, мало расположенного к принятию феодальной юриди­ческой практики. Теория естественного права. Разработка идей ес­тественного права началась с творчества великого голландского юриста Гуго Гроция. Если до него естественное право рассматривалось и обо­сновывалось в рамках теологической концепции пра­ва как божественное установление, то Гроций впер­вые трактует его как порождение здравого челове­ческого разума. Он двумя разными способами до­казывает существование естественного права. Во-первых, естественное право соответствует требова­ниям разума и потребностям общества (априорный способ). Во-вторых, естественное право или его эле­менты наблюдаются у всех без исключения наро­дов, и потому можно сделать вывод о его всеобщно­сти (апостериорный способ). Историческая школа права. В конце XVIII и в начале XIX века идеалистические теории, наиболее ярким выражением которых является естественное право, подверглись первым и энергичным напад­кам со стороны движения, возникшего тогда в Гер­мании и получившего название «исторической шко­лы права». Ее главными представителями были Густав Гуго, Георг Пухта, Карл-Фридрих Савиньи. Последний считался главой школы и был наиболее видным те­оретиком права из этой группы. Как указывает само название, предпочтительной областью исследований новой школы была история. Именно она была од­ним из наиболее слабых звеньев господствующей теории, рассматривавшей правовые нормы как по­рождения разума, который неизменен повсюду и во все времена. Единственный, или почти единствен­ный из юристов, Монтескье обратил внимание на огромное разнообразие юридических предписаний. Он еще не воспользовался тогда этой констатаци­ей для критики рационалистской доктрины, которой строго придерживался. Генри Мэн, автор труда «Древнее пра­во», был родоначальником юридической этнологии и сравнительного права. Будучи колониальным чиновни­ком в Индии, он приобрел большие познания в тради­ционном индусском праве и имел эмпирическую почву для сравнения современной ему английской и индус­ской правовых систем. Сопоставляя право в более развитых и менее развитых обществах, Мэн пришел к идее эволюционного развития правовых систем. Отправ­ным пунктом эволюции, по его мнению, являются тра­диции и обычаи. Сгруппировав и сопоставив факты, изучив римское, германское, славянское, ирландское, индусское право, он проследил правовую эволюцию раз­личных обществ. Английский либерализм. Виднейшими представи­телями английского либерализма являются Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). И. Бентам известен как родоначальник теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-фило­софских идей Гоббса, Локка, Юма, французских мате­риалистов XVIII века (Гельвеция, Гольбаха). Социаль­но-правовой утилитаризм Бентама покоится на четы­рех главных постулатах: 1) смысл всякой деятельности — в стремлении получать удовольствие и избегать страданий; 2) все социальные явления должны оцениваться с точки зрения их полезности; 3) нравственно то, что наиболее полезно для большинства людей; 4) цель развития человечества заключается в гармонизации общества и обеспечении максимального счастья для максимального количества людей.