Смекни!
smekni.com

Проблема терроризма (стр. 1 из 14)

Введение.

Актуальность темы исследования. Проблема терроризма на рубеже ХХ – ХХI вв. приобрела угрожающие масштабы. И это кажется закономерным на фоне глобализации насилия последних лет. Некоторые исследователи заявляют даже о том, что мир вступает в эпоху терроризма, называют терроризм глобальной проблемой современности. В средствах массовой информации, имеющих многомиллионную аудиторию, регулярно воспроизводятся сообщения о террористических актах, совершающихся в различных уголках земного шара. В тональности этих сообщений преобладает дух сенсационности и высокой эмоциональности. В них, с одной стороны, выражена жажда бескомпромиссной борьбы и справедливого возмездия террористам, с другой – чувство неопределенности, бессилия властей, подспудного страха и безысходности. Естественно, что вся эта информация вполне адекватно создает в массах ощущение серьезной угрозы безопасности со стороны террористов.

Теоретическая часть.

Специфика терроризма заключается в откровенной демонстративной природе насильственного действия, рассчитанного на превентивное устрашающее воздействие на социум. Эта основная целеполагающая установка характерна для всех направлений терроризма. При проведении террористических акций их организаторы делают ставку на информационный эффект, который становится императивом в сознании и практической деятельности экстремистов. Ян Хардман справедливо отметил: «Публичность террористического акта является кардинальным моментом стратегии терроризма. Если террор терпит неудачу в том, чтобы вызвать информационный отклик в общественных кругах, это будет означать, что он бесполезен как орудие социального конфликта. Логика террористической деятельности не может быть вполне понята без адекватной оценки показательной природы теракта».

Особенности общественного понимания терроризма, так или иначе, пересекаются в пространстве политической диверсификации, так как именно в политике терроризм обретает свои сущностные черты одной из наиболее опасных социальных болезней. Парадокс заключается в том, что в политической сфере непредвзятое объективное представление о терроризме весьма проблематично. Реальная политическая борьба подразумевает постоянное воспроизводство «конфликтогенных» ситуаций, в которых противоборствующие стороны, вольно или невольно, будут использовать «террористический фактор» в качестве средства борьбы за власть. Направленность политических пропагандистских действий может быть и скрытой протеррористической, и антитеррористической, но суть остается одной и той же – манипулирование общественным сознанием в целях получения политических дивидендов.

Исследователь, взявшийся за изучение терроризма, с неизбежностью оказывается в ситуации между сциллой гипертрофированного массового представления о нем и харибдой формулы «двойного стандарта» в его политических оценках. Если в первом случае мы имеем дело с чрезмерным теоретическим обобщением на основе массового сознания, то во втором случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда политизированность конфликтных ситуаций превалирует над научным их осмыслением.

Специфика настоящего исследования заключается в том, что терроризм рассматривается как явление, репрезентирующее себя в медиа-среде и воздействующее на общество через каналы массовой коммуникации. В диссертационной работе используется понятие «информационное пространство культуры», под которым подразумевается сфера человеческой деятельности, связанная с созданием, трансляцией, хранением, накоплением, обменом, интерпретацией и использованием социально значимой информации. Информационное пространство культуры образуется совокупностью субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся между ними. Распространение информации, смыслов, ценностей, знаков осуществляется через каналы средств массовой коммуникации. В контексте рассматриваемой проблемы информационные каналы культуры выполняют не только функции ретранслятора «терророносной» информации в общественном сознании, но и могут служить механизмом протеррористического или антитеррористического воздействия на социум, преобразуя и интерпретируя террористическое послание, привнося в него соответствующие смыслы и мифологические акценты.

Выше изложенная ситуация показывает, что узкие политологические и социологические трактовки терроризма недостаточны для выяснения его сущности как общественного явления, и делает актуальным комплексное исследование терроризма в информационном пространстве культуры.

Объектом диссертационного исследования является терроризм как социальный феномен.

Предметом исследования являются формы и способы репрезентации терроризма как социально-значимого явления в пространстве культуры.

Цель диссертационной работы – комплексное исследование воздействия терроризма на социум и рефлексии социума на терроризм как взаимообусловленных процессов.

В связи с намеченной целью автором были поставлены следующие задачи:

дать определение информационно-террористического процесса и сконструировать его модель, объясняющую траекторию движения «терророносной» информации в пространстве культуры;

раскрыть сущность терроризма как формы социокультурной деструктивности.

рассмотреть мифологические истоки терроризма, а также сущность и специфику современных мифов, концентрирующихся вокруг феномена терроризма;

прояснить наиболее существенные целевые установки и методы террористического информационного воздействия на социум;

выявить особенности восприятия, осмысления и интерпретации проблемы терроризма в СМИ и Интернете;

проанализировать характерные черты осмысления проблемы терроризма в художественной литературе серебряного века и в произведениях российских писателей конца ХХ – начала XXI вв.;

исследовать художественное отражение феномена терроризма в пространстве игрового кинематографа;

изучить возможности информационных каналов культуры в контексте антитеррористической пропаганды.

Методология исследования. Одним из наиболее важных методов данной диссертационной работы является информационно-семиотический. Для него характерно понимание культуры как социальной информации, которая сохраняется, передается, накапливается, преобразовывается и изменяется в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. С этой точки зрения представляется возможным осмысление феномена терроризма в пространстве коммуникативного взаимодействия. Такой подход позволяет в соответствии с современной научной методологией познания построить модель, объясняющую специфику, структуру и динамику терроризма в контексте его информационно-процессуальной обусловленности. В терроризме закодирована социальная информация, представляющая собой многослойный текст, в котором сокрыты разнородные смыслы, ценности, представления, мнения и нормы, исходящие не только от террористов, но и от заказчиков и вдохновителей террора, от социально-политических интерпретаторов. С помощью информационно-семиотического подхода удалось выяснить сопряжение в пространстве культуры различных информационных потоков, репрезентирующих терроризм.

В общеметодологическом аспекте использовалась концепция структурно-функционального анализа Т. Парсонса, сформировавшая представление о системном характере терроризма как упорядоченной и особым образом структурированной целостности. Учитывались предложенные Т. Парсонсом характеристики коллективной социальной системы и реверсивно-иерархический принцип построения структурно-функциональной модели.

На различных этапах диссертационного исследования применялись такие научные методы, как компаративистский (сравнительно-исторический анализ информационного влияния терроризма на общественное сознание через художественную литературу серебряного века и художественное творчество отечественных писателей конца ХХ в. – начала ХХI в.); социологический (изучение общественного мнения студенчества по поводу отражения проблемы терроризма в отечественном и зарубежном игровом кино); социолингвистический (анализ текстов периодической печати); психологический (изучение психологических реакций населения на террор) и др.

В методическом арсенале культурологии достойное место занимают образно-символические способы постижения жизненной реальности. В диссертации при рассмотрении терроризма сквозь призму художественной литературы и игрового кино эти методы включены в общий исследовательский контекст, что существенно расширило интерпретационные границы понимания воздействия терроризма через сферу художественного освоения действительности.

Таким образом, изучение концепта терроризма в диссертационном исследовании базируется на комплексном использовании методов различных гуманитарных дисциплин и опирается на принцип комплиментарности (дополнительности).

Степень разработанности проблемы. Необходимо подчеркнуть отсутствие фундаментальных монографических и обобщающих исследований непосредственно по теме диссертации. Тем не менее, в работах многих ученых рассматривались проблемы, тесно связанные с интерпретацией терроризма и характеризующие отдельные аспекты рассматриваемой темы. Так, например, вопросы освещения терроризма в СМИ и Интернете были объектом внимания таких исследователей как И. Александер, Г. Вардлоу, Г. Вейман, К. Поппер, Д. Рубин, Н. Левингстон, А. Коэн, Н. Фридленд, Д. Хайт, Я. Хардман, Б. Хоффман, Д. Энебл, В. Барсамов, М. Гельман, Э. Глинчевский, И. Добаев, И. Додин, А. Дондурей, А. Иващенко, А. Игнатенко, А. Смирнов, О. Хлобустов.

Проблемы социокультурного, философского, идеологического и психологического осмысления терроризма освещались в трудах Ж. Бодрийяра, Б. Дженкинса, А. Дерховица, У. Лакера, К. Робертса, П. Уилкинсона, Ю. Антоняна, Н. Афанасьева, О. Будницкого, В. Витюка, И. Данилевича, П. Виттенберга, Ф. Алескерова, В. Иноземцева, В. Грехнева, Я. Гилинского, Е. Гончаровой, Е. Дубко, К. Морозова, М. Могильнер, В. Кутырева, А. Неклесса, В. Никитаева, А. Панарина, Э. Паина, В. Иванова, А. Кацура, Д. Фельдмана, К. Разлогова, В. Розина, В. Римского, М. Одесского, Д. Ольшанского, С. Эфирова, В Федотовой, О. Печерских, М. Требина, Г. Варданянц, Н. Савченковой, А. Юрьева, В. Ярской, В. Кольцовой, Т. Дронзиной, С. Поповой, Н. Власовой, А. Силина, Л. Кулеминой, О. Белькова, Т. Дмитриевой, А. Сентябрева, П. Гениффе, Г. Новиковой, С. Борисова, Х. Дзуцева.