Смекни!
smekni.com

Ролевая теория личности К.Мертона (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1Систематическая теория Мертона 3Социология: цели и задачи 4Теоретическое направление:функционализм или структурализм 6Функционализм Р. Мертона 9Теория социальнойаномии Р. Мертона 12Заключение 15Список использованнойлитературы 19 ВВЕДЕНИЕ Современная социология ведет свою историю от учений О.Конта иГ.Спенсера, в середине XIX века заложивших фундамент позитивизма.Американская социология формируется позднее, поэтому ее основоположникивынуждены были следовать за европейскими учеными, перенося на своюнациональную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духуразвивающейся молодой нации. К середине 30-х гг. социологи США накопилизначительный эмпирический материал, осуществив большое количестворазнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологическихисследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионовстраны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируяэмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явленийили их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем большепоявлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработкисистематической теории науки, которая сама является наиболее важнымпоказателем ее зрелости. За решение этой задачи взялись многие социологи того времени: Р.Бейлз,Р.Мак-Айвер, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Смелсер, Э.Шилз. Однако отцомструктурного функционализма в социологии являлся преподавательсоциологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Персонс(1902-1979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структурасоциального действия». В ней он наметил стратегию построения общейсоциологической теории. Этой стратегии он в основном и придерживался напротяжении всего творческого пути: прежде всего в работах 50-х гг. -«Социальная система» и «К общей теории действия» (написанной вместе сЭ.Шилзом); 60-х гг. - «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы»;70-х гг. - «Система современных обществ» и «Социальная система и эволюциятеории действия». Другим важнейшим представителем этой социологической школы являетсяРоберт Книг Мертон. Родился он в 1910г. в Филадельфии, в семье рабочего. В1931г. он окончил университет в Темпле, штат Филадельфия, и получилстипендию для защиты докторской диссертации в Гарвардском университете, гдена формирование его взглядов оказали влияние такие крупные ученые, какПитирим Сорокин, основатель социологического факультета в Гарварде, ДжорджСартон, выдающийся историк науки. Р.Мертон был одним из первых учениковПарсонса в Гарварде. Уже в 1938г. он защищает свою докторскую диссертациюдиссертацию «Наука, техника и общество в Англии XVII века», опубликованнуюв 1938 г. Т.е. развитие ученика и учителя проходило одновременно, -обстоятельство, счастливым образом повлиявшее на судьбу структурно-функционального анализа в социологии. После трех лет обучения в Гарвардскомуниверситете и двух лет в университете Тулана, штат Нью-Орлеана, он сталпрофессором Колумбийского университета в Нью-Йорке, где и работал в течение38 лет, вплоть до ухода на пенсию в 1979 г. В эти годы совместно с ПолемФ.Лазарсфельдом он стал основателем знаменитого Бюро прикладныхсоциологических исследований. В 1957 г. Роберт К. Мертон был избран президентом Американскойсоциологической ассоциации, получил самый почетный титул в сообществеамериканских социологов, а в 1968 г. стал членом Национальной академиинаук. Одновременно он являлся президентом различных академических обществ ииностранным членом многих академий наук. Мертон был награжденмногочисленными почетными степенями крупнейших университетов СоединенныхШтатов и Европы. Его работы явились значительным вкладом в развитиеразличных социологических дисциплин: общей теории, социологииотклоняющегося поведения, социологии науки, социологии профессий,медицинской социологии, социологии средств массовой информации. Мертонявляется одним из авторов, наиболее часто цитируемых в современнойсоциальной науке. Его основные труды: «Социальная теория и социальнаяструктура» (1957), «Социальная структура и аномия» (1966), «Явные илатентные функции» (1968), «Социология науки» (1973). СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕРТОНА Мертон никогда не ставил своей целью создание системы; он былпротивникам попыток разработки собственной системы на пустом месте,противопоставляя этому изучение наследия титанов социологической науки.Многие критики глубоко утверждают, что в работах Мертона отсутствуютсистематические взаимосвязи. Эвристический контекст открытия не можетсдерживать создание теории. Однако, кажущееся на первый взгляд очевиднымотсутствие системы в получении результатов не исключает систематическогохарактера конечных выводов. В работах Мертона существует системасоциологических взглядов, основанная на его постоянных, иногдасистематических, а порой фрагментарных исследованиях. Составными элементамиего системы являются нестандартные решения многих, спорных с его точкизрения вопросов. Целостность и единство системы обеспечивается настроением ее создателя,направлением в социологии, созданным Р.Мертоном. Выступая противсхоластической, формалистической «высокой теории» Парсонса и егопоследователей, Мертон в своих ранних работах не проводил четких границмежду способом и уровнем теоретизирования. В своих теоретических исследованиях, будучи убежденным, что «общаятеория» является «преждевременной», он предпочел оставаться на среднемуровне, разрабатывая многочисленные промежуточные теории, такие, как теорииотклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, референтных групп,социологической амбивалентности, бюрократической структуры, научныхсообществ и многие другие, не стремясь к всеобъемлющему объяснениюсоциальных структур и процессов. В действительности в работах Мертонасодержится, хотя и не сформулированная явно, общая теория. По словам Р.Будона, в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чемон сам когда-либо признавал. В них содержится определенная система взглядовна общество, определенное представление о социальном порядке и социальномизменении. Социология: цели и задачи В своих формулировках, Мертон наиболее точно отражает суть предмета:задачей социолога является «ясное объяснение логически взаимосвязанных иэмпирически подтвержденных предположений о структуре общества и егоизменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этогоповедения»; цель социологии заключается в значительной мере в выяснениитого, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культурвлияют на поведение человека и его судьбу». Таким образом, очевидно, чтопредметом социологии является, по Мертону, социальная структура, которуюнеобходимо изучать во всем многообразии различных ее аспектов:генетического (как она возникла) и функционального (как она влияет наповедение людей), статического (как она функционирует) и динамического (какона изменяется). Определяющей чертой социологии является сфокусированностьна социальной структуре. Это становится еще более очевидным, когда рассматривается подходМертона к проблеме, демаркации, особенно к способу разграничения социологиии психологии. С точки зрения Мертона, разница между ними состоит в том, чтоименно каждая из этих наук рассматривает как проблематичное, а что - какзаданное. Для психолога социально-структурный аспект изначально определенкак контекст индивидуального поведения, в то время как последнее являетсяпроблематичным. Для социолога, наоборот, в центре анализа находитсяструктура социального окружения, а индивидуальные особенности ипсихологические процессы рассматриваются как данное и анализ их не входит вкомпетенцию социолога. Определение социологии как науки, сфокусированной на социальнойструктуре, позволяет высказать предположение об онтологическом кредоМертона, о наиболее фундаментальных предпосылках его теории. Очевидно, чтоон рассматривает общество как реальность (sui generis), обладающуюспецифическими особенностями и закономерностями по отношению к свойствам,присущим индивидам, и закономерностям индивидуального поведения. Социальнаяреальность является сверх-индивидуальной, изначально имея первостепенноезначение для индивидов, но, будучи зависимой от них, не является сверх-индивидуальной. Социальная структура включает в себя людей и их действия,при этом не являясь их простой совокупностью. Это может быть названо интер-индивидуальной реальностью, производной от различных отношении междугруппами индивидов, или же системной реальностью, состоящей из различныхсоциальных совокупностей индивидов, связанных между собой системойвзаимоотношении. Такая онтологическая концепция — разновидностьструктурного реализма — позволяет избежать и материализации, столь типичнойдля метафизического холизма, и атомизации социальной реальности, котораяимеет место в различных формах теоретического (или метафизического)индивидуализма. Теоретическое направление: функционализм или структурализм Основываясь на данной онтологической концепции, Мертон выявил иразработал два специальных направления социологического анализа:функциональный и структурный анализ. Для него «суть функционализма состоитв объяснении явлений путем установления их последствий для большихструктур, в которые они включены». После публикации его знаменитой«Парадигмы для функционального анализа» (1949), где в общих чертах оннаметил поразительно ясный, глубоко переработанный вариант функционализма,применимый для концептуализации социального конфликта и социальногоизменения, в Мертоне стали видеть олицетворение функционализма. Поэтому,когда четверть века спустя он написал книгу «Структурный анализ всоциологии» (1975), в которой было представлено соответствующеесоциологическое направление, некоторые рассматривали это как решительныйразрыв с функциональным анализом, отказ от прошлых убеждений и созданиепринципиально нового направления. Скорей всего, Мертон рассматривалструктурный анализ как естественное развитие функционального, дополняющее,хотя и не заменяющее его. Позиция Мертона весьма определенна:«Разновидность функционального анализа в социологии со временемэволюционировала в разновидность структурного анализа». Функциональныйанализ выявляет последствия социального явления для его дифференцированногоструктурного контекста; структурный анализ устанавливает детерминантыявления в рамках его структурного контекста. Очевидно, что эти направленияявляются двумя сторонами одной медали, рассматривающими два вектораотношений между социальным явлением и его структурным окружением. Несуществует противоречия между Мертоном-функционалистом и Мертоном-структуралистом; оба теоретических направления слились воедино. Этопризнает П.Блау, когда пишет: «Функциональная парадигма находится подвлиянием структурной парадигмы, которая объясняет наблюдаемые социальныемодели с точки зрения структурных условий, которые порождают эти модели, и,более того, она дополняет предшествующий анализ, подчеркивая важностьвыявления функциональных и дисфункциональных последствий этих моделей». Идея Мертона о социальной структуре, находящаяся в центре егофункциональных исследований, включает четыре определяющих критерия.Сфокусированность на отношениях, связывающих различные компоненты общества,прослеживается уже в раннем определении социальной структуры,сформулированном задолго до структурной революции или структурного уклона всовременной науке: «Под социальной структурой следует пониматьорганизованный контекст социальных отношений, в которые вовлечены членыобщества или группы». Акцент на «смоделированный», регулярный,повторяющийся характер отношений является одним из центральных тезисов,красной нитью пронизывающих работы Мертона; термин «смоделированный» — одноиз излюбленных его определений. Как заметил П. Лазарсфельд, «этоттермин является наиболее часто употребимым в работах Мертона. Третий составной критерий социальной структуры — концепция глубокого, скрытого, базового уровня(соответствующая концепция латентных функций в функциональном анализе)—является единственным аспектом в теории Мертона, прямо подверженным логически-лингвистическому структурализму Якобсона, Леви-Стросса и Чомски.По словам Мертона, «аналитически целесообразно различать поверхностный илатентный уровни социальной структуры». Но, наверное, самым важным для Мертона в понятии социальной структурыявляется четвертый критерий - идея сдерживающего или вспомогательноговлияния, которое социальная структура оказывает на реальные социальныеявления (поведение, убеждения, отношения, мотивации и т.д.). Концепция«структурного контекста» и особенно «структурного сдерживания», какограничивающая эффективное поле деятельности, появляется в ранней«Парадигме для функционального анализа»: «Я убежден, что структурасдерживает индивидов, помещенных в нее для развития культурныхпотребностей, моделей социального поведения и психологических склонностей.В другой работе он писал: «Поведение есть не просто результатиндивидуальных особенностей, но продукт интеракции последних исмоделированных ситуаций, в которых оказывается индивид. Именно этисоциальные контексты и оказывают значительное влияние на степеньдействительной реализации способностей индивида». Но структурный контекст оказывает не только негативное, но и позитивноевлияние, облегчая, воодушевляя, стимулируя определенные выборы действующихлиц и сил: «Социальная структура отфильтровывает культурные ценности, делаяповедение в соответствии с ними возможным для обладателей социальныхстатусов в рамках этого общества и трудным или невозможным для других...Социальная структура является барьером или, наоборот, открытой дверью дляповедения согласно культурным мандатам». функционализм р.мертона Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием«функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом иего отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическимиих функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться вконкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы «нерассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, апросто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщенияпоследствия функций». Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон предлагает методологическийинструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их онформулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространствемежду частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множествевозникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватнымисистематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснятьвсе наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций исоциальных изменений». Эта теория была призвана категориально оформитьсоединительный мост между конкретными исследованиями и общесоциологическойтеорией. Теория принципиально используется для внутренней организацииэмпирических исследований. Она выступает посредником между общими теориямисоциальных систем, которые слишком отдалены от особенных проявлений классовтех или иных типов социального поведения, с тем чтобы «объяснять то, чтонаблюдаемо, и давать детализированные, упорядоченные характеристикиособенностей, которые вообще не обобщены». Именно здесь, на среднем уровне,как подчеркивает Р.Мертон, социология выполняет свою основную роль вобществе, ибо это «именно та социальная наука, которая оперирует теориямисреднего радиуса охвата, концентрирующими в себе факторы реальногоуправления социальными процессами с учетом конкретных эмпирическихисследований и отвергающими метафизические претензии на всеохватность иуниверсальность». Ясно, что таким утверждением Р.Мертон выразил своенесогласие с теорией структурного функционализма Т.Парсонса, претендовавшейна эти качества всеохватности и универсальности. Определив таким образом свой «объект» исследования, Р.Мертон выдвигаетцелый ряд положений, обосновывающих логику своего практического подхода кделу. При этом он выделяет три ключевых условия или требованияфункционального анализа, которые, по его мнению, приобретают характераксиом: это - «функциональное единство» (согласованность функционированиявсех частей общества), «функциональная универсальность» (все общественныеявления функциональны) и «функциональная принудительность». «Функциональное единство» социологического анализа, подчеркиваетМертон, определяется не «сверху», не при помощи какой-либо теории, а вбесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своейфункциональной определенности являются интегрирующими факторами социальнойжизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формахкультуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носятимперативный, принудительный характер в первую очередь для всехобщественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целомфункциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированнымобъектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления,характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы,институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроляи т.д.). Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия«функция». Функция — это «те наблюдаемые следствия, которые служатсаморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». В проявлениифункции может быть две формы — явная и скрытая. В том случае, когдавнутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями,проявляется явная функция. Именно так она осознается участникамиповеденческой системы или ситуации. Скрытая («латентная»[1]) функция этихпроявлений не имеет. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие"дисфункции", т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятойнормативной модели, что, в свою очередь, должно привлечь за собой или новыйэтап приспособлении системы к существующему порядку, или определенноеизменение системы норм. Понятию дисфункции Мертон уделяет столь же многовнимания, что и самой функции. Обращение к нему носит концептуальныйхарактер. Дело в том, что Парсонс рассматривал отклонение в поведении исистеме как исключение, которое может и должно быть нейтрализовано системойсоциального контроля. А Мертон был убежден, что дисфункции в той же мерезакономерны для системы, что и функции. Признание этого фактасвидетельствует о том, что механизм функционирования и развития социальнойсистемы бесконечно сложен. Равновесие не есть исходное условиесуществования, но результат социального взаимодействия. Эмпирическиеисследования отрицают постулат однолинейности связи между социальнымидействиями индивидов и состоянием социальной системы. Эта связь болееразнообразна, что определяет множество путей достижения баланса в системе.Таким путем он стремился ввести в функционализм идею изменения. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ Р.МЕРТОНА Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенногона основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение имотклоняющегося поведения и аномии. Теория социальной аномии -социологическая теория причин преступности в современном обществе,предложенная Р.Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям,которые приписывают неудовлетворительное функционирование социальнойструктуры прежде всего повелительным биологич. влечениям человека,недостаточно сдерживаемым социальным контролем, т.е. фрейдистским инеофрейдистским концепциям в криминологии. Мертон использует два понятия:«аномия» и «социальная структура» общества: при этом первое явление(аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второгоявления (социальная структура). Термин «аномия» был выдвинут французскимсоциологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, ихнедостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояниеаномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандартыповедения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены,либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать иотдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состояниитревоги и переживает чувство изолированности от общества. Понятиесоциальной структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовойструктурой общества (хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовойструктуре современного американского общества). Для Мертона социальнаяструктура это не социальная, а социально-психологическая, а то и чистопсихологическая категория. Образуется социальная структура из двух фаз.Первая состоит из тех существенных целей, которые ставят перед собойсоциальные группы общества (либо которые ставятся перед ними жизнью), -т.н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, которыеупотребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворенияжизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти средства, в своюочередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные)средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к результатукратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то,что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительнок избираемым средствам.Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что впринципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим передего членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может бытьнеодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а кхарактеру средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот.Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушениеравновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служитоснованием для возникновения состояния аномии. Все виды социальногоповедения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимаетчеловек или нет культурные нормы, Р.Мертон делит на пять типовиндивидуальной адаптации:конформизм, когда социальные цели общества и способы их достиженияпринимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы ихдостижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижениянеколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм, наркомания,бродяжничество);мятеж, бунт - отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой ихновыми целями и новыми средствами(политический терроризм, борьба засвободу, революционность, радикализм). Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели,а к характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, являетсяцентральным объектом анализа. Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимовозрастает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятсяопределенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то времякак социальная структура этого общества ограничивает или полностьюустраняет доступ к законным средствам завладения этими символами длязначительной части этого же самого населения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таковы основные теоретические положения функционалистской системыР.Мертона. Несомненно, она обладает целым рядом привлекательных свойств.Это - и тесная связь с «человеческой реальностью», которая ни при какихобстоятельствах не должна уходить из поля зрения социолога, оставаясь«живой», несконструированной, отражающей практические проблемы людей. Это -и возможность сохранить теоретическую «научность», исключая при этомнеизбежный метафизический и мировоззренческий груз общего социально-философского учения. Это - и смысловая и понятийная наглядность, чтоособенно характерно для его «теории среднего радиуса действия»,демонстрирующей свою инструментальность, убедительность, интерпретативностьв глазах менеджеров и социальных исследователей несоциологического профиля.Если Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания«социального порядка», то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучениидисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречийв социальной жизни. Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, во-первых, что,несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явилисьвкладом в соответствующую систему взглядов. Конечно, его система далеко неполна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанного. Но всеоазисы знания прекрасно дополняют общую топографию. А наличие белых пятенобеспечивает систему огромным исследовательским потенциалом — проблемамидля плодотворного изучения. Во-вторых, несмотря на то, что исследования Мертона были. сосредоточенына среднем уровне всеобщности, он создал целостную теорию общества.Некоторые разногласия с критиками по этому поводу могут быть объясненыразличными подходами к концепции социологической теории. В одной из своихранних работ автору удалось дать определение более чем двадцати значениямтермина «теория» в современной социологической литературе В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, чтоМертон является олицетворением только функционализма. Многие свои работы онпосвятил структурному направлению. Источником вдохновения для него былиработы Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он воспринимал все социальныеявления в рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениямивнутри единого социального целого. Это связи двух типов: казуальные, когдаявление ограничивается или поддерживается структурным контекстом, ифункциональные, когда явление оказывает структурное воздействие.Функциональный анализ, безусловно, является особым подтипом более общегоструктурного подхода, доминирующего в исследованиях Мертона. В-четвертых, вопреки абсолютно ошибочной, «идеологической» критике,обвиняющей Мертона в пренебрежении к социальным конфликтам, можноутверждать, что он по праву считается теоретиком конфликта. Его концепциясоциальной жизни насыщена такими понятиями, как противоречия, отклонения,напряжения, амбивалентность, дисфункции и конфликты всех типов. Вчеловеческой драме, описанной Мертоном, нет места спокойной, гармоничной,согласованной, уравновешенной утопии; она полна муками неопределенности инепреднамеренными, латентными последствиями любого действия; агониейамбивалентности и непосильной тяжестью норм, ролей и статусов; страхомперед отсутствием норм или аномией; риском поражения илисаморазрушительными, пророчествами. В-пятых, в отличие от другого рода беспочвенной критики, ставящей ввину Мертону статический уклон, теория его динамична в полном смысле этоготермина. Мертон не только признает различные модальности изменений, но исосредоточивает внимание на структурных изменениях — структурно порождаемыхи имеющих структурные последствия. Он не только изучает репродуктивные(адаптивные) процессы, но и уделяет значительное внимание морфогенетическимпроцессам, посредством которых образуются новые или существенно измененныеструктуры. Что еще можно требовать от подлинно динамического аналитика? Структурная теория общества, объединяя «социальную статику» и«социальную динамику», «социальную анатомию» и «социальную психологию»,согласие и конфликт, стабильность и изменение, воспроизводство иобразование, адаптацию и морфогенезис, обеспечивает полноценную,многомерную парадигму для социологии, которая глубоко уходит корнями вклассическую социологическую традицию XIX в. и особенно в работы Маркса,Зиммеля и Дюркгейма, которые явились идейными наставниками Мертона. Надлительное время «парадигма» задала тон интеллектуальным поискам в рамкахдисциплины, определила основное направление в социологии. Основанная налучших мыслительных традициях, структурная парадигма не исчерпала своихвозможностей. Она может еще обеспечивать ценные, эвристические стимулы длясоциологии будущего. Мертон сделал вклад в ее определение, объяснение ирасшифровку, создав тем самым связующее звено между наследием титановсоциологической мысли и нарождающимися перспективами социологическойтеории. Возможно, наиболее значительная лепта, внесенная Р.Мертоном вразвитие современной социологии, — обоснование ценности этого классическогонаследия, столь необходимо сейчас в силу некоторых разрушительных,иррациональных и весьма преждевременных сомнений. Список использованной литературы 1. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Курс лекций. - Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей». - 1997. - 176с.2. Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 512с.3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. - 1992. - №2-4.4. Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 296с.5. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. - 2-е изд. перераб. и доп. - Минск, 1991. - 528с.6. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416с.7. Социология. Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1995. - 272с.8. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М.:

ИСПИ РАН, 1995. - 939с.