Смекни!
smekni.com

Герберт Спенсер основоположник органистической школы в социологии (стр. 1 из 4)

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра
Социологии, психологии

и социального менеджмента

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОРГАНИСИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В СОЦИОЛОГИИ

Курсовая работа

студентки 2 курса
10 факультета
Коловой А. Н.

Научный руководитель:

Дубограй Е.В..

Москва – 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава I. Биография ученого социолога Герберта Спенсера...…….. 5

Глава II. Содержание органистической теории Герберта Спенсера 10

Глава III. Направления, по которым развивалась органистическая теория Г. Спенсера его последователями………………………………………. 16

Заключение ………………………………………………………………. 21

Список использованных источников и литературы ……………………… 22

Введение

Как самостоятельная отрасль научного знания социология возникает в середине ХIХ века. Разумеется, общество и социальные процессы были предметом изучения на протяжении всей истории человечества, - здесь достаточно вспомнить имена таких выдающихся социальных мыслителей, как Платон, Аристотель, Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Сен-Симон. Однако большинство социальных теорий развивалось в рамках философии. Лишь в середине ХIХ века под влиянием дифференциации наук, успехов естествознания, а также потребности в реалистическом анализе и оценке социальной действительности, настоящего и будущего общества возникает новая наука - социология.

В конце XIXстолетия получает развитие биологическое направление в социологии. Представители этого направления пытаются объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими. Биологическое направление было представлено целым рядом учений, теорий, школ в том числе и органистической, основоположником, которой является Герберт Спенсер.

Проблема заключается в том, что биологические теории общества ставили некоторые сложные вопросы (проблема целостности общества, его структура и функции отдельных частей, изучение социальных конфликтов и др.). Однако эти теории были недостаточны для объяснения сложных социальных процессов, приводили к антнисторизму, поверхностные аналогии часто заменяли конкретное изучение явлений общественной жизни. И в конце 19 — начале 20 вв. биологические теории постепенно вытесняются в немарксистской социологии психологическими теориями.

Актуальность темы исследования: в современной России происходит сложный и противоречивый процесс обновления, демократизации всех сторон общественной жизни на основе формирования в стране гражданского общества и правового государства. Стратегическая цель трансформации российского социума заключается в том, чтобы создать необходимые предпосылки для его постепенной органической интеграции в общее русло мирового постиндустриального развития. В наше время становится все более очевидным, что силовые, революционные методы социального прогресса исчерпали себя. Более того, они таят в себе угрозу тяжёлых локальных и международных конфликтов.

В этой связи в богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социального эволюционизма. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося английского социолога Г.Спенсера.

Объект работы: органистическая теория Спенсера.

Предмет работы: теоретические положения органистической теории Спенсера.

Целью данной работы является раскрытие сущности и содержания органистической теории Герберта Спенсера.

Поставленные задачи:

1. Определить, что в жизни Спенсера повлияло на то, что он стал разрабатывать данную теорию. Выделить предпосылки появления органической теории.

2. Рассмотреть содержание органистической теории Спенсера.

3. Подвергнуть анализу дальнейшее развитие теории Спенсера.

1. Биография ученого социолога Герберта Спенсера

Герберт Спенсер - английский социолог, один из основоположников структурного функционализма в социологии. В традициях позитивистской социологии, а также опираясь на исследования Ч. Дарвина, социолог предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Спенсер в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям.

Дома же его воспитанием занимался отец. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье.

В 13 лет его отправили для дальнейшего прохождения образования в Хинтон, к дяде, который был довольно строг со своим учеником. Дядя Том помог ему выработать в себе силу воли и дисциплинированность. Проведя три года в Хинтоне, он возвратился к своим родителям в Дерби. В дальнейшем великий социолог с благодарностью будет вспоминать всё то, чему его научил дядя: «Если б не пребывание в Хинтоне, я остался бы на всю жизнь лентяем, не желающим ничему учиться».[1]

По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием.

Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач.

Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками - историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон - Бирмингемской, он без колебаний принял предложение. Новоиспеченный инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов - "велосиметр". Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новокантианцем Ренувье, которые также никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук. Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии.

В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля "Принципы геологии". Он знакомится с теорией эволюции органической жизни. Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения. В 1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения - статьи для "Нонконформиста" по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843-1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов.

В 1848 году Спенсер неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным научным работам. Он пишет "Социальную статистику", в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни.

Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил "Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него", - писал Спенсер.[2]

У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона, натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта. Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития.

Главному своему труду "Синтетической философии" он отдал 36 лет жизни. Эта работа сделала его настоящим "властителем дум", и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей "Истории философии" спрашивает: "Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?" Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огюстом Контом. Дарвин называет его "величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов".[3]

В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в Лондоне. Его цель - закончить свое громадное сочинение, которому он принес себя в жертву. То, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось лучше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так - до конца жизни. Работа, работа, работа... Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года. Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года.