Смекни!
smekni.com

Социологические идеи Томаса Мора (стр. 1 из 2)

ПЛАН

Гуманистический идеал справедливого, бесклассового общества в "Утопии" Томаса Мора.

Социальный критицизм и антииндивидуализм Мора.

Физический и умственный труд в Утопии.

Моральность и религия в Утопии.

Значение "Утопии".

Томас Мор (1478 - 1535) происходил из зажиточной семьи

лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и

латинских авторов, как и в библейских текстах и произведениях

отцов христианской церкви. Разносторонний писатель, Мор не

чурался и политической деятельности - он был некоторое время и

членом английского парламента, и шефом Лондона, выполняя

дипломатические поручения.

Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины,

английский гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных

масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом

произведении с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма

полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о

наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...".

Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского,

близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости",

законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую

популярность в гуманистических кругах.

Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором

путешественника Рафаила Готлодея, что сообщило книге

дополнительный литературный успех в эпоху географических открытий

и путешествий. Именно такой страной и была объявлена здесь Утопия

- греческое слово, образованное Мором и обозначавшее буквально

"место, которого нет" (сам он переводил название этой страны как

"Нигдея", Nusguama).

Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и

написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время

как первая часть, написанная после второй, дает прежде всего

весьма критическое описание современной Англии.

В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля

Генриха VШ, который в своих политических расчетах оказывал

известное покровительство гуманистам, используя их литературные и

политические таланты. Мор получил рыцарское звание, был

председателем палаты общин, а в 1629 г. занял высший

государственный, став лордом-канцлером Англии. Однако судьба его

круто изменилась, когда Генрих VШ решил стать на путь церковной

реформы, чтобы завладеть богатствами католической церкви в

Англии. Мор держался за идею духовного единства

христианско-католического мира и был противником такой церковной

реформы, которая один вероисповедный догматизм заменяла другим,

столь же нетерпимым. Отказавшись присягнуть королю как новому

главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул свой пост, но был

обвинен в государственной измене и по приказу короля заключен в

Тауэр. Через три года король милостиво разрешил отрубить ему

голову (первоначальный приговор предполагал более мучительную

казнь).

Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его

к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в

первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь

не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных

бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при

внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и "всех

государств", они не представляют собой "ничего, кроме некоего

заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих

о своих выгодах".

Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное

направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии".

Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не

только прямые , но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии

(прежде всего евангельские), в особенности же античных и

раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на

Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское

"Государство". Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в

"Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения

политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени

почти два тысячелетия.

Если ли не самую характерную, определяющую черту

социально-философской доктрины, лежащую в основе "Утопии",

составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни,

мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же

антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной

собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и

сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование

народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших

обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как

активного сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к

первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого

равенства.

Мор был убежден, что "от правителя, как из какого-нибудь

неиссякаемого источника, распространяется на весь народ все

доброе и злое". Таким полулегендарным правителем и был Утоп,

некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший

политические, социальные и моральные устои основанной им Утопии.

В утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у

всех его жителей. Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем,

что здесь нет денег, не играющих никакой роли в его экономической

жизни. Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту,

даже для украшений. Более того, именно из этих металлов здесь

изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если

и делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более

тяжелые и мучительные оковы на тех, кто опозорил себя

каким-нибудь преступлением и стал в результате его рабом. Так

великий гуманист выразил свое отвращение к все возрастающей роли

золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже в ту эпоху.

Единственное употребление золота, без чего не может обойтись

утопийское государство, - это его применение во внешних сношениях

и тем более во время войн, которые утопийцы вынуждены вести с

соседними государствами и народами, живущими обычной жизнью.

Но отсутствие частной собственности и денег не могло

стать следствием простого морально-юридического законодательства,

восходившего к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться лишь

в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности.

Понимание необходимости ее организации как непременного условия,

без которого невозможна никакая реализация стремлений к

равенству, и делает Мора первым представителем утопического

коммунизма, т.к. отсутствие частной собственности и всеобщее

участие в труде делают утопическое общество социально однородным.

В "Утопии" в первую очередь речь идет о физическом труде,

что естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает необходимость

труда ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и

вместе с тем указывает на обычное отсутствие у государственных

руководителей заботы о тех, кто исполняет различные разновидности

такого труда, не испытывая к ним никакого интереса вследствии

утраты ими по возрастным и другим причинам способности к трудовой

деятельности. Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным и

даже правящим классам переходил на позиции трудящихся классов.

Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху

разновидностей - ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как

в первой, так и во втором обязательно для всех без исключения

утопийцев. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной

необходимостью. Этот свободный труд, строго ограничен только

шестью часами весьма производителен.

Существенная сторона утопической жизни - наличие здесь

рабов, в которых обычно превращаются тяжкие преступники. Эта

социальная категория неизвестной численности обречена на самые

тяжелые и неприятные работы. Наличие данной категории вносит

значительную поправку в бесклассовость утопийского общества.

Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской

демократии, тайного голосования, выборности всего начальства и

т.п.

Всеобщий и свободный труд производит здесь такое обилие

продуктов и вещей, что их оказывается вполне достаточно для

удовлетворения потребностей всех утопийцев. Среди них нет ни

бедных, ни богатых, ни тем более нищих, ибо в условиях, когда

"все принадлежит всем", "хотя ни у кого там ничего нет, все,

однако же, богаты".

Умственный труд в качестве профессионального не играет в

Утопии главной роли. В утопии делом чтения и изучения книг

занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев в

противоположность многим государствам, где "еще и теперь наукам

посвящают себя чурбаны и дубины, а замечательно одаренные умы

пропадают в удовольствиях" - явный антифеодальный выпад. Именно

из этой ученой категории, свободной от физического труда,

избираются различные должностные лица, включая главу государства,

а также священники. Но все они жестко не противостоят основной

массе утопийцев. Будучи избавлены от "телесного рабства", в

принципе каждый утопиец может достичь "духовной свободы и

просвещения", осваивая различные науки. Для этой цели в

предрассветные часы даже устраиваются специальные чтения. Тем

самым и перед любым утопийцем открывается возможность того, что

мы именуем всесторонним развитием личности.

Но какую бы роль в жизни утопийцев ни играло собственно

интеллектуальное начало, моральная сторона их жизни более важна.