Смекни!
smekni.com

Человек-масса (стр. 1 из 7)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………….2 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3

Глава1. СУЩНОСТЬ «ЧЕЛОВЕКА-МАССЫ» КАК ОСОБОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТИПА ЧЕЛОВЕКА В РАЗВИТОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………....6

1.1. Общее представление о доминирующем социокультурном типе человека в современном обществе……………………………………..6

1.2. «Рассеянная» масса как основная межгрупповая общность развитого индустриального общества и форма бытия «человека-массы»…………………………………………………………………...12

1.3. Проблема массового сознания……………………………………15

Глава2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ЧЕЛОВЕКА-МАССЫ»……………………………………………………...……..…….…….22

2.1. Процессы индустриализации и урбанизации……………………..23

2.2. Процессы демократизации общественной жизни……………….28

2.3. Роль средств массовой коммуникации в формировании «человека-массы»………………………………………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………....37

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………...41


ВВЕДЕНИЕ

Феномен «человека-массы» - стал своеобразным маркером общественной жизни в ХХ веке. Под «человеком-массой» понимается особый социокультурный тип человека, характеризуемый утратой индивидуальности, он является продуктом индустриальной цивилизации. «Человек-масса» - это не человек, отличающийся, а человек присоединившийся, сопричастный (что выражается в общности, вкусов, мнений, оценок, настроений индивидов, составляющих массу). Именно поэтому в массу могут входить люди различных профессий, разного материального достатка, разной национальной и расовой принадлежности, ведь моменты солидарности с общностью для « человека-массы» важнее, чем существующие между индивидами различия. Подобные массы следует отличать от временных локальных массовых объединений – толп, существовавших на этапе формирования индустриального общества. Если вплоть до первой четверти ХХ века в общественных движениях Европы и России преобладали протестные массы, формирующиеся на основе общих социальных, экономических, политических требований и выступающие, как множество взаимосвязанных, контактирующих между собой индивидов в ограниченном пространстве (на площадях, рынках и т. п.), то со второй четверти ХХ века все в большей степени начинает проявлять себя новый социальной феномен – разобщенная между собой в пространстве масса индивидов, но тем не менее обнаруживающая общие вкусы, интересы, ценности. Именно первый вид массы, доминировавший на этапе формирования индустриального общества, многие исследователи, которые являлись представителями психологической концепции (Лебон, Тард и др.) назвали толпой (существование массы выводилось из источника – функционирования определенных механизмов человеческой психики). Второй вид массы получил название «рассеянной» массы, а ее представителя разные исследователи называли по-разному – «человеком-массой» (Ортега-и-Гассет), «одномерным» человеком (Маркузе) и др. «Человек-масса» как член «рассеянной» массы постоянно воспроизводится индустриальной цивилизацией, эпохой усредненных ценностей, технических стандартов и культурных стереотипов. Именно эта масса и ее представители и будут находится в центре нашего внимания.

Проблемой исследования является возрастающая значимость «человека-массы» (особого социокультурного типа человека), которая имеет неоднозначные последствия как для индивида, так и для общества в целом.

Актуальность проблемы «человека-массы» имеет ряд причин: во-первых, возрастание роли данного социокультурного типа в различных сферах жизни общества; во-вторых, недостаточное исследование, как самого феномена, так и тех факторов, влияющих на его формирование в современной цивилизации; в-третьих, необходимость поиска средств воздействия на данный социокультурный тип в благоприятных для общественного развития направлениях. Люди подобного типа существовали в истории человечества всегда, но в рамках традиционного общества, они занимали свою узкую социокультурную нишу и не проявляли себя в качестве социального субъекта. В период формирования и развития современного индустриального общества под воздействием ряда экономических, демографических, социально-политических и иных факторов такие люди получают возможность активно вмешиваться в различные процессы происходящие в обществе и влиять на их развитие, занимая места, которые ранее были им недоступны. Актуальность рассмотрения «человека-массы» как целостного феномена обусловлена еще и тем, что в связи с переходом современного общества на информационную стадию развития, этот феномен претерпевает определенные изменения. Думается, что классический тип «человека-массы» постепенно трансформируется, приобретая новые черты, которые пока еще недостаточно исследованы. Рассмотрев феномен «массового человека» в его эволюции, можно наметить контуры становления человека информационного общества.

Объект исследования – социальная природа человека, который является представителем массы.

Предмет исследования - феномен и различные аспекты существования и эволюции «человека-массы».

Целью исследования является рассмотрение «человека-массы» как целостного социокультурного феномена развитого индустриального общества, основной формы его существования, а также факторов его формирования в данном обществе.

Задачи исследования:

· раскрыть сущность «человека-массы» как целостного социокультурного типа человека, выявить его основные характеристики;

· Рассмотреть «рассеянную» массу как особую форму существования «человека-массы»;

· Определить особенности поведения «человека-массы» в рамках «рассеянной» массы;

· Провести анализ массового сознания как особого уровня сознания «человека-массы», функционирующего в рамках «рассеянной» массы;

· Выявить и рассмотреть основные факторы формирования «человека-массы» в развитом индустриальном обществе, механизмы их воздействия на данный социокультурный тип.

Глава 1. СУЩНОСТЬ «ЧЕЛОВЕКА-МАССЫ»КАК ОСОБОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТИПА ЧЕЛОВЕКА В РАЗВИТОМ ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1 Общее представление о доминирующем социокультурном типе человека в современном обществе

Формирование индустриального общества и его типичного члена – «человека-массы» связано с развитием множества демографических, социальных и духовных факторов, которые, в свою очередь, способствовали процессу трансформации традиционного общества. Это, прежде всего, выразилось в процессе смешения сословий и традиционных групп и превращения входящих в них индивидов в своеобразную межсословную, межгрупповую и межклассовую общность – массу.

Х. Ортега-и-Гассет ввел в научный оборот понятие «человек-масса» и провел анализ данного социокультурного типа, где «человек-масса» сопоставляется с «человеком-индивидом» - представителем духовной элиты. Ортегианский подход указывает на наметившееся нарушение прежнего динамического равновесия между элитой и массой, на рост социального, а затем и культурного преобладания типа «человека-массы», на опасность вульгаризации всей жизни общества, что способствует возникновению угрозы деградации всех «надстроечных» сфер: политики, науки, искусства и т.д.

Основные постулаты подхода Ортеги-и-Гассета:

1. В современном обществе существует только два «класса» - «человек-масса» и «человек-индивид». «Радикальней всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить – это плыть по течению, каков есть, и, не силясь перерасти себя». [13,44] Таким образом, деление общества на массы и избранные меньшинства не совпадает ни с делением на социальные классы, ни с их иерархией. Внутри любого социального класса есть собственные массы и меньшинства. Характерной чертой нашего времени как раз и является гнет массы в традиционно элитарных кругах.

2. Роль массы в современном обществе изменилась. «Она решила выйти на авансцену, занять места и получить удовольствия и блага, прежде адресованные немногим».[13,45] Здесь следует отметить, что «человек-масса» в настоящее время достиг жизненного уровня, подобного тому, который прежде казался предназначенным лишь для немногих и принялся вытеснять представителей элиты с мест, традиционно ими занимаемых. Это проявляется, прежде всего, в преобладании людей подобного типа в политической, культурной и других сферах общественной жизни.

Т.е. по мнению испанского философа, масса – это множество людей без особых достоинств, ее элемент – средний, заурядный человек. К подобному типу относится большинство людей современного общества, но эти люди совершенно не обязательно должны вступать в физический контакт, чтобы образовать данную массу. Утрируя можно сказать, что каждый из них может всю свою жизнь не выходить из дома, никогда не находится в толпе и, тем не менее, быть частью этой общности. Именно поэтому Ортега-и-Гассет говорит не просто о массе, а о «человеке-массе», утверждая, что, для того, «чтобы увидеть современную массу, не требуется людских скопищ, достаточно одного-единственного человека».[13,44] При этом отличительной чертой «человека-массы» является не столько то, что его интересы и потребности совпадают с интересами и потребностями других (такое может произойти и в случае «человека-индивида»), а то, что чувствуя себя точь-в-точь, как все остальные он нисколько этим не огорчен, а наоборот - счастлив. К массе принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в голове, ему не дано планировать и проектировать. «Человек-масса» считает, что все дозволено и ничего не обязательно. «Для новой массы все возможно и даже гарантировано и все наготове, без каких-либо предварительных условий, как Солнце, которое не надо тащить в зенит на собственных плечах».[13,79]