Смекни!
smekni.com

Классические социологические теории (стр. 1 из 4)

Тема 3. Классические социологические теории.

Содержание:

1.Социальный факт и научный метод в социологии Э. Дюркгейма………………………………..…………………....3

2."Понимающая социология" М. Вебера…………………...12

3.Исторический материализм К. Маркса…………………...18

4.Приложение………………………………………………...23

5.Список использованной литературы……………………..24

1.Социальный факт и научный метод в социологии Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного равви­на.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормаль­ную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаме­нитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отно­шения. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрело­стью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозва­ли его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с со­стоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лабора­тории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологи­ческий ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получив­шую название «Французская социологическая школа».

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру«науки о воспитании и социологии». Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользова­лись большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных ре­форм, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал ре­формистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной со­циальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился прими­рить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Де­карта, Монтескье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой поло­жил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивитель­ным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба тру­да объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склон­ностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда.

Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он об­наружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социаль­ной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рациональ­ного объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшест­венника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии сле­дует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформули­ровал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме. И хотя, по Дюркгейму, в опреде­ленном смысле все основные идеи контовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Конт приступил к осуществле­нию программы создания социальной науки.

Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социо­логию Конта и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины социальных явле­ний. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эво­люционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следо­вательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всю­ду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

Необходимо отметить влияние Канта и кантианства па Дюркгейма, пре­жде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.

В основе методологии Э.Дюркгейма лежит понятие о социальном факте как всяком способе действий, существующим независимо от индивидов и способном оказывать на них внешнее принуждение. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит «коллективные представления» – фольклор, религиозные верования, профессиональные обычаи, нравы, юридические нормы, моду, язык и другие социально-культурные нормы, принадлежащие какой-либо длительно существующей социальной группе; «социальные течения» – настроения и поступки кратковременных масс людей, например, толпы; «социальную морфологию» – структурное устройство общества, число и характер составляющих его групп, распределение населения по территории, число и характер путей сообщения. Статистические обобщения – это тоже социальные факты. Общество – это особая, первичная по отношению к индивидам и не сводимая к индивидуальным проявлениям реальность, а социальные факты – это ее характеристики. Основным методологическим правилом является рассматривать социальные факты «как вещи», т. е. как нечто объективное. Нельзя заменять наблюдение фактов изучением соответствующих метафизических или обыденных понятий. Каждый факт следует четко определить, т. е. перечислить внешние признаки, согласно которым каждое явление будет отнесено, либо не будет отнесено к данному факту. Например, самоубийство Э. Дюркгейм определяет как «каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». Внутренние мотивы не включаются в определение, поскольку не могут быть зафиксированы внешним образом. Более того, индивидуальная психология вообще не имеет отношения к изучению фактов. Социальные факты следует объяснять не индивидуальными мотивами, а другими социальными фактами. Если социальные факты определены, их можно исследовать статистически, например методом сопутствующих изменений. Если изменения одного факта соответствуют изменениям другого, это свидетельствует о наличии причинно-следственной связи. С точки зрения Э. Дюркгейма, какой-либо одной конкретной причине может соответствовать только одно конкретное следствие, а у каждого определенного факта может быть только одна причина. Так, существуют три основных социальных причины самоубийств: недостаточная солидарность общества; чрезмерная солидарность общества; аномичное, т. е. ненормальное, кризисное состояние общества. Соответственно, выделяются три различных типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и аномичное. Процент эгоистических самоубийств выше, например, в протестантских обществах, где солидарность менее выражена, чем в католических обществах, где доминируют альтруистические самоубийства. Солидарность, как понятие нравственное, тоже требует уточнения посредством некоторых внешних признаков. Одними из важнейших таких признаков для Э. Дюркгейма являются число юридических правил, отражающих связи людей друг с другом и с обществом в целом, и тип права. Право может быть репрессивным, т. е. делающим акцент на наказании за нарушение норм, либо реститутивным, т. е. восстанавливающим требуемый порядок вещей. Первый тип права наблюдается по преимуществу в обществах с механической солидарностью, основанной на сходствах функций членов общества и внешнем принуждении. Второй тип права доминирует в обществах с органической солидарностью, основанной на различиях функций и связанной с этим взаимной зависимости. В основе развития обществ и перехода от механической к органической солидарности лежит факт общественного разделения труда. Исследование Дюркгейма о самоубийстве имело большое научное и практическое значение. Эта проблема стала одной из важнейших в общей системе социологического познания общественной жизни. Последующие исследования подтвердили правильность многих выводов Дюркгейма. Например, что процент самоубийства у мужчин выше, чем у женщин, а в городах выше, чем в сельской местности; что среди протестантов самоубийств больше, чем среди католиков; что процент самоубийств выше среди одиноких, вдовых и разведенных людей, чем среди женатых, а у женатых он выше среди бездетных и т.п.
Касаясь данной стороны проблемы, поставленной Дюркгеймом, стоит сослаться на высказывание Р. Арона, который отмечал, что учение Дюркгейма порой воскрешает в памяти вторую половину научного пути Конта, когда он в «Системе позитивной политики» старался создать религию человечества. По Р. Арону, данная интерпретация верна лишь отчасти, ибо у Дюркгейма социальная форма, влияние которой он считал необходимым усилить, не только позволяет индивиду свободно проявлять себя, но и обязывает каждого использовать свой здравый смысл и утвердить свою автономию.
Работы и идеи Дюркгейма оказали громадное влияние на мировую, особенно французскую, социологию. Социологи, сгруппировавшиеся вокруг основанного им в 1898 г. журнала «Анналы социологии», развивали высказанные Дюркгеймом положения и после смерти своего учителя.