Смекни!
smekni.com

Развитие социологии в Беларуси (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине

« Социология»

Тема: Развитие социологии в Беларуси

Выполнил студент

Гр. МС 762 , 5 курс

Колбик А.О.

Рецензент:

МИНСК 2009


Содержание

1. Эмпирические исследования в 20-30 годах……………………………………………………3

2.Развитие социологических исследований в 60-80-х годах…………………………………..5

3. Основные направления современной социологической мысли Беларуси (90-е годы)……..7

Литература


ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 1920 – 1930 ГОДАХ

Одной из форм существования социологии в Беларуси в этот период стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.Н. Ивановский, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры. Уже в 1923 был опубликован первый в республике курс по социологии (Труды БГУ. Мн., 1923, № 4-5).

Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в январе 1922 Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 в Академию наук БССР. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.Ф. Карский, С.М. Некрашевич), динамики ее социальной структуры (В.И. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи, религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А.А. Гайваронский, С.М. Ривес). Целый ряд работ по социологии, опубликованных в 1920-е, получил широкую известность как в республике, так и за ее пределами (Вольфсон С.Я. "Социология брака и семьи". Мн., 1929; Он же. "Современная религиозность". Мн., 1919; Каценбоген С. 3. "Марксизм и социология". Саратов, 1926; Ивановский В.Н. "Методологические введения в науку и философию". Мн., 1923; Ривес С.М. "Религиозность и антиелигиозность в детской среде". Мн., 1930; Василейский С.М. и др. "Из теории и практики профориентации и профконсультации". Мн., 1929; Касперович М.И. "Краязнаўства". Мн., 1929 и др.).

В историко-социологическом плане значительный интерес представлял опыт развития социографии и разработки методов эмпирических исследований. В частности, в 1927 в Минске вышла первая в марксистской литературе и единственная в довоенный период монография С.М. Василейского "Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований", посвященная систематическому анализу методов сбора и обработки эмпирической социальной информации. Предпринятая автором попытка модификации процесса социального исследования отражала растущую потребность в методическом обеспечении многочисленных социальных обследований, проводившихся в Беларуси в 1920-е - начале 1930-х. В этот период Центральное Бюро краеведения Инбелкульта публиковало многочисленные программы, на основе которых составлялись стандартные монографические описания в стиле популярной в конце 19 в. "социальной гигиены". Многие из таких описаний отличались достаточно высоким методическим уровнем и воспроизводили широкую панораму общественной жизни и быта сельских и местечковых поселений республики. В настоящее время они представляют ценный источник исторической информации.

В 1927 в Минске вышла в свет коллективная монография "Рабочая молодежь Белоруссии. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние", подготовленная Б.Я. Смулевичем и другими преподавателями кафедры социальной гигиены. В работе обобщались материалы крупномасштабного обследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи. В 1927 под руководством С.М. Василейского было проведено выборочное исследование ценностных ориентаций и уровня культурного развития социальных групп молодежи Беларуси. С помощью анкет и тестов было обследовано более четырех тысяч респондентов. В том же году под руководством П.Я. Панкевича проводилось выборочное исследование образа жизни, состояния нравственного сознания, быта студенческой молодежи. Анкетным опросом было охвачено более 1600 студентов (Асвета. 1928. № 4). В 1920-е активно разрабатывались проблемы профориентации и профотбора, изучались мотивы выбора профессий, жизненные планы молодежи, престиж профессий (Василейский С.М.).

В 1920-е многочисленные исследования были проведены по проблеме быта и духовных ценностей крестьянства. Центральное бюро краеведения при АН БССР разработало специальную методическую справку по изучению белорусского крестьянства. На ее основе специальная комиссия АН БССР обследовала порядка 50 колхозов.

В конце 1920-х - начале 1930-х был проведен ряд крупных выборочных опросов, посвященных изучению религиозности и антирелигиозных установок населения. (Вольфсон С.Я. Современная религиозность. Мн., 1930).

Эмпирические социальные исследования 1920 - 1930-х в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному плану, без предварительной формулировки гипотез. В этих исследованиях применялись наиболее элементарные уровни измерения социальных признаков. Социологические анкеты включали, главным образом, открытые вопросы, что определяло низкий уровень стандартизации процедуры сбора информации. Вместе с тем несомненен и значительный успех белорусской социологической мысли, попытавшейся в новых исторических условиях осмыслить дух революционного преобразования общества, его положительные и отрицательные моменты. Последнее, видимо, не устраивало официальную власть, которая стала с подозрением смотреть на научные разработки в области истории, социологии, статистики и др. Правда, теоретико-методологическая база белорусских исследователей не отличалась оригинальностью, социологические идеи зачастую либо переплетались с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготели к работам общего, социально-философского плана. Белорусская социология не выходила еще на уровень конкретно-прикладных исследований, к которым с самого начала Советская власть относилась с известной долей подозрения. Кроме того, не была создана методическая база подобных исследований. Социология в этот период развивалась в русле академических традиций. Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось в 1922 году. Многие статистические обследования по предмету и характеру представляли собой тип прикладных социологических исследований. Статистика и конкретная социология взаимно дополняли друг друга. Появляется все больше социологических работ, построенных на статистических данных или полученных специальными эмпирическими методами.

В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится нежелательным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. Обрушившиеся в этот период на белорусскую интеллигенцию репрессии уничтожили ее наиболее квалифицированное ядро. Эту трагическую участь разделило и большинство белорусских обществоведов. В 1929 году смещается с поста ректор В.И. Пичета, много сделавший для возрождения белорусской науки и культуры, утверждения белорусского языка в качестве государственного (преподавание в университете велось в основном на белорусском языке). В сентябре 1930 года он был арестован и в составе 115 научных сотрудников обвинен в связях с белой эмиграцией по так называемому “делу историка С.Ф. Платонова” и сослан в Вятку (освобожден в апреле 1936 года). Трагически оборвалась и жизнь В.М, Игнатовского – первого президента Академии Наук Беларуси. В конце 30-х годов социология как самостоятельная наука перестала существовать. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.

С середины 1930-х и до середины 1960-х собственно социологическая мысль в Беларуси и СССР практически полностью отсутствовала.


РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 60-80 ГОДАХ

Разрушительный вал Великой Отечественной войны, дважды прокатившийся по Беларуси, довершил процесс искоренения национальной культуры, в том числе и ее научных достижений, особенно в сфере общественных наук. Обществоведение становится притягательным для разного рода карьеристов. Лишь после смерти И. Сталина и последовавшей “оттепели” 50-60 годов начинается возрождение социологии как в целом в Союзе, так и в Беларуси. Вновь оживляется интерес к социологической проблематике, хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.