Смекни!
smekni.com

Статистика здоровья населения, статистический анализ основных показателей (стр. 6 из 8)

Сравним теперь 1998 и 1984 годы с точки зрения некоторого набора ведущих причин смерти. С целью такого сравнения выбраны важнейшие причины или группы причин смерти, для каждой из которых были рассчитаны стандартизованные по возрасту коэффициенты смертности в 1984 и 1998 гг. для мужчин и женщин (табл. 4). Оказывается, что в 1998 г. смертность от всех причин была даже несколько ниже, чем в 1984 г. Напомним, что, если судить по величине ожидаемой продолжительности жизни, ситуация была несколько иной, и смертность в 1998 г. в целом была все же несколько выше, чем в 1984. Ожидаемая продолжительность жизни - более строгий показатель, так как стандартизованные показатели смертности все же испытывают влияние избранного стандарта возрастной структуры (нами применялся европейский стандарт, используемый ВОЗ). Но расхождения между двумя оценками очень невелики, и та, и другая говорят об очень небольшом различии показателей 1984 и 1998 гг. Ожидаемая продолжительность жизни в 1998 г. у женщин была такой же, как в 1994, у мужчин - на 0,3% ниже (соответственно, смертность - выше). Стандартизованные же коэффициенты смертности от всех причин у женщин в 1998 г. оказались на 1,7%, а у мужчин - на 1,5% ниже, чем в 1984. Наибольший позитивный вклад в абсолютное изменение стандартизованного коэффициента смертности от всех причин (столбец "1998-1984" в табл. 4) и у мужчин, и у женщин внесло снижение смертности от болезней органов дыхания (особенно в детских возрастах) и болезней системы кровообращения. Другие крупные классы причин (кроме инфекционных болезней у женщин) в целом ответственны за повышением смертности, хотя внутри них есть отдельные причины, смертность от которых имела явную положительную динамику. Особенно заметно снижение смертности от случайных отравлений алкоголем, но нельзя не обратить внимание также на снижение смертности от самоубийств.

Наибольший негативный вклад внесло повышение смертности от так называемых "внешних причин" (несчастные случаи, отравления, травмы) - в основном за счет убийств и не уточненных насильственных причин смерти, за которыми, возможно, также часто стоят убийства). У мужчин на фоне этого класса причин даже заметный рост смертности от инфекционных болезней, а также от новообразований и болезней органов пищеварения кажется не очень большим. У женщин же рост смертности от новообразований и болезней органов пищеварения обеспечил примерно такой же негативный вклад в изменения смертности между и 1984 и 1998 гг., что и внешние причины. Впрочем, если обратиться к более детализированному списку причин внутри их крупных классов, то следует отметить значительный негативный вклад многих локализаций рака (особенно рака груди у женщин и рака простаты у мужчин), "прочих" болезней сердца у мужчин и нарушений мозгового кровообращения у женщин, туберкулеза, хронического бронхита, астмы и эмфиземы у мужчин и некоторых других менее значительных причин.

Оценивая показатели самоубийств, Всемирная организация здравоохранения признала, что наша страна находится в состоянии вялотекущей чрезвычайной ситуации. В 1995 г. уровень самоубийств достиг 41.4 случаев на 100 тыс. чел. Аналогичны масштабы смертности и от причин, связанных с алкоголем. В нашей стране потребляется 14-15 л чистого алкоголя в год на душу населения.[2]

Хотя неблагоприятные сдвиги в структуре смертности по причинам как будто нейтрализованы положительными изменениями, благоприятная динамика очень слаба, и общее впечатление от всех изменений смертности в самое последнее время - это впечатление отсутствия сколько-нибудь серьезного прогресса, возвращения к топтанию на месте, к которому страна привыкла в период между серединой 60-х и серединой 80-х годов.

3. 5 Заболеваемость населения России.

Оценки физического здоровья показывают, что заболеваемость за последнее пятилетие возросла по большинству типов болезней, а среди причин нездоровья особо острыми стали: социальные стрессы, ухудшение условий жизни и питания, кризис системы здравоохранения.

Пристального внимания в развитии заболеваний заслуживают три момента, имеющие остро социальный характер.

Рост заболеваний сифилисом в России за период 1992-1997 гг. (по данным ГВЦ Минздрава РФ). Числа - количество больных на 100 тыс. чел. (средние значения).

Во-первых, рост туберкулеза и смертности от него. По этим показателям Россия вернулась к уровню, который развитые страны преодолели 30-40 лет назад, а мы - примерно на рубеже 70-х годов. Во-вторых, угрожающее "наступление" венерических болезней, в частности сифилиса. С 1990 по 1995 г. число заболевших возросло в 33 раза, а среди подростков - в 51 раз. Уже фиксируются случаи врожденного сифилиса. В-третьих, ускорение роста заболеваний СПИДом. По заключению Минздрава, последние полтора года рассматриваются как начало эпидемии. За этот период число зафиксированных случаев ВИЧ-инфекции в 2.5 раза выше, чем за предшествующие 10 лет, а численность реально заболевших на самом деле в 10 раз больше той, что зафиксирована. По утверждению экспертов, 70% населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стрессов, вызывающих рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств. По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% призывников.[3]

Рост числа зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции за период 1987-1998 гг. (данные за 1987-1997 гг. получены из Госкомстата РФ; за 1998 г. - из Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом без учета анонимно обследованных).

Проведенное исследование показало, что уровень индивидуального стресса, измеренного по тесту Райдера, повысился в период с 1989 по 1993 г. со 145 до 163. Основные источники стресса - падение доходов, дефицит личной безопасности, преступность, страх перед будущим, конфликты на работе и семейные неурядицы. Ученые пришли к выводу: чтобы противостоять стрессу, каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке.

Социальное нездоровье населения проявляется в катастрофическом росте аномалий и асоциального поведения: алкоголизме; наркомании, особенно среди молодежи; криминализации социальной среды; резком увеличении числа самоубийств. По сравнению с 1990 г. наркоманов стало больше в 6.5 раза, а больных алкогольными психозами - в 4.2 раза.

Отмечается ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Исследования показывают, что складывается парадоксальная ситуация, когда проблемы здоровья перемещаются с группы престарелого населения в группы детей и молодежи, что, разумеется, противоречит естественным процессам развития человека, когда потери здоровья происходят постепенно, с наступлением старших возрастов. Кроме того, замечено, что происходит ухудшение здоровья каждого последующего поколения. Лишь один из трех призывников годен для службы в армии.