Смекни!
smekni.com

Архитектура Византии и стран Балканского полуострова (стр. 2 из 4)

Интересно происхождение трех апсид в византийских храмах. Еще в римских базиликах в торце центрального зала против входа устраивали большую нишу; в ней устанавливали статую императора. Первые церкви в Сирии и Палестине имели, подобно римским базиликам, одну апсиду. Но вскоре стали устраивать три апсиды, потому что язычники поклонялись трем главным богам и у первых христиан в значительной мере сохранялись обычаи языческого культа.

Традиции строительной и художественной культуры Востока сказались не только на общей композиции византийских храмов, но и в орнаментальном декоре интерьера.

В византийских храмах интерьеру придавалось особое значение. Зодчие стремились к тому, чтобы его облик создавал соответствующую религиозную атмосферу. Этой задаче служила, прежде всего, композиция внутреннего пространства с центральной частью более широкой, более высокой, более светлой, чем его части, расположенные по периметру. Величию храма способствовала богатая отделка интерьера. Здесь широко применялись облицовки мрамором разных цветов. Мозаики по золотому фону, фресковые росписи покрывали стены, а позже своды и столбы храма. Прием яркой многоцветной отделки в интерьерах византийских храмов связан с традициями народного искусства Юго-Восточной Европы (многоцветная роспись свойственна народному зодчеству Болгарии, Румынии, Венгрии).

Со временем в архитектуре Византии разрабатываются приемы композиции внешних масс здания, их детализации и декора. В данном случае сказалось влияние зодчества областей, периферийных по отношению к Константинополю,- Северной Италии, Сирии, Закавказья, - где строили не из кирпича, а из тесаного камня. Купола и своды, выкладывавшиеся из камня, вследствие более низкой прочности их конструкции по сравнению с кирпичными имели меньшие пролеты, в результате помещения получались небольшого размера. Внутреннее пространство возводившихся из тесаного камня церквей было менее обширным и впечатляющим, чем у строившихся из кирпича. Это способствовало повышенному вниманию зодчих к внешним формам здания. Кроме того, камень более выигрышен для декоративной обработки, чем кирпич, поэтому в тех местностях, где он применялся, формировалась развитая культура архитектурной пластики.

Примерно с 10 в., когда в архитектуре Византии не только достигает высокого развития мастерство интерьера, но и развиваются внешние формы храмов, композиция объемов становится более выразительной, чем в предшествующий период. Подчеркивается пирамидальность масс здания. Барабаны глав и выступы апсид получают обработку гранями, украшаются декоративным мотивом в виде полуколонок с арочками. Разрабатывается характерная форма византийского окна: два спаренных арочных проема, объединенных общей аркой. В системе декоративного оформления фасадов используется чередование горизонтальных полос красного кирпича и желтого камня; орнаментальные ленты зубчиков или впадин украшают поверхность стены.

В период раннего средневековья Византия была могущественным государством. Однако, раздираемая внутренними противоречиями и теснимая внешними врагами, она постепенно ослабевала. Завоевание арабами Сирии, Палестины и Египта (провинций Византийской империи) привело к превращению их в арабские страны. А завоевание турками Малой Азии и Балканского полуострова положило конец существованию византийского государства и византийской культуры. Элементы культурного наследия Византии были в той или иной мере унаследованы странами восточнохристианского мира - прежде всего Россией, Болгарией, Грецией, а также Югославией, Арменией, Грузией.

Архитектура Болгарии

Национальная культура Болгарии связана с историческими судьбами народов, издавна населявших балканский полуостров. В ней тесно переплелись традиции искусства и строительного дела греческих колонистов, Римской и Византийской империй, южных славян и праболгар, пришедших с берегов Азовского моря в 12 в.

Столицы первого Болгарского царства Плиска, а затем Преслав образовались как поселения вокруг царских резиденций, расположенных в неприступных местах и обнесенных высокой, до 10м, крепостной стеной с боевыми башнями. В цитадели Плиски располагались дворцовые постройки, тронный зал и церковь. К востоку от дворца находился монастырь. Жилая застройка, окружавшая цитадель, была защищена земляным валом и рвом.

С провозглашением христианства государственной религией в 865 г. В Плиске строится Большая базилика; её трёхнефное здание перекрывалось деревянной стропильной конструкцией.

Каменная кладка с кирпичными поясами и выкружками арочных завершений проемов, ряды глухих аркад, не имеющих конструктивного значения, становится в это время основным декоративным приемом украшения фасадов церквей.

При сохранении ранее выработанных планировочных типов храмов видоизменяются их объемные решения. Базилики строили в крупных городах; в провинциях популярными стали небольшие крестовокупольные и однонефные храмы с продольно вытянутыми планами. Композиции становятся более стройными; кроме купола на высоком барабане здание церкви приобретает надстройку – колокольню над помещением картекса. Нередки случаи возведения церквей на высоких цоколях, где размещались хозяйственные помещения.

На фасадах выявлялись сводчатые завершения нефов, оформленные пластично изогнутыми карнизами. Аркатурные пояса барабанов также венчались волнистыми карнизами. Продолжалось развитие приемов украшения стен декоративными глухими аркадами. Кладка и облицовка стен выполнялись из тесаного камня и хорошо формованного кирпича. Богаче становились ажурные красно-белые орнаментальные выкладки фасадных поверхностей. Церкви стали живописнее и наряднее. Крупнейшим центром болгарской культуры 13-14 вв. была Месемврия – город на побережье Средиземного моря.

Ослабленная феодальными раздорами, войнами с Византией и Сербией, Болгария не смогла противостоять натиску турок и в конце 14 в. Болгарское царство пало, его территория вошла в состав османского султаната. Турецкое иго длилось до конца 19 в.

Хозяйство страны пришло в упадок, строительство христианских церквей находилось под контролем турок, разрешавших строить только небольшие бескупольные храмы, заглубленные в землю. Однако с развитием ремесла и торговли расширяются старые города, строятся новые. В них сооружаются мусульманские культовые здания, часовые башни, караван-сараи, крытые рынки, бани.

Население городов ютилось в землянках, сырцово-фахверковых домах, деревянных хижинах. Богатые горожане строили большие, чаще всего двухэтажные дома с балконами и верандами, с широкими выносами пологой кровли, поддерживаемой подкосами. Стены цокольного этажа возводились из камня, второго – из толстых досок. Фасады штукатурились и белились.

Архитектура Сербии и Македонии

Характерной чертой раннесредневековой архитектуры Сербии и Македонии является большое количество замков; многие из них основаны еще в эпоху расцвета Византии. Большинство замков располагалось в стороне от городов, имевших каменные крепостные стены. Мощные укрепления имели монастыри. В крепости доминирующим объемом была высокая жилая башня.

Городская застройка состояла преимущественно из глиняных и деревянных зданий. Планировка крепостей и городов следовала условиям рельефа, и только равнинные города получали регулярные планы. В культовой архитектуре и здесь преобладало византийское влияние. Ранние церкви невелики и имеют обычно центричные формы планов с полукруглыми выступами (конхами) с трех сторон.

Крупные сербские церкви 12-14 вв. имеют со стороны входа дополнительное помещение (нартекс), удлиняющее композицию здания.

На гладких каменных фасадах выделялись аркатурные пояса фризов стен и фронтонов, перспективные порталы, богатая резьба капителей и обрамлений оконных проемов. Возможно, в их сооружении принимали участие армянские зодчие, жившие в Сербии. Цветовому решению фасадов уделялось большое внимание. Практиковалась чередующаяся кладка из камня и кирпича, из мраморных плит разного цвета, создающих мозаичную красочную поверхность. Церковь в Студеницах сложена целиком из белого мрамора. Богатые месторождения свинца позволяли применять его для прокладки швов и кровельных работ.

В связи с угрозой турецкого завоевания политический и культурный центр Сербского государства с конца 14 в. перемещается в северо-западные придунайские области, где продолжается развитие архитектурных традиций предшествующих периодов и школ.

Совершенствуются конструктивные системы завершений храмов. В частности, разрабатывается конструкция подкупольных ступенчатых арок, позволяющих выводить узкий стройный барабан центрального купола, не загромождая интерьер опорами, и придавать большую динамичность всему объему храма. Этот прием использовался и в архитектуре восточных славян.

Большого изящества достигают скульптурные украшения церквей; тонкие каменные решетки окон, кружевная резьба наличников, витые колонки, изображения зверей и птиц, плетеный орнамент.

Архитектура Албании

Народным зодчеством Албании созданы типы жилища, сходные с южно – славянскими: нависающие вторые этажи с балконами, галереями, открытыми лестницами, пологими черепичными крышами, богатой резьбой по дереву и камню. Частые землетрясения способствовали развитию фахверкового строительства.

История страны насыщена борьбой за независимость, это наложило отпечаток на планировку поселений и форму жилого дома – крепости. В прибрежных равнинных районах поселения компактны и окружены стенами, горные деревни состоят из рассредоточенных жилых башен – кулла – высотой в 2 – 3 этажа, сложенных из крупного камня, с немногочисленными окнами – бойницами.

В византийскую эпоху были построены десятки крепостей. Развалины некоторых из них сохранились до настоящего времени. Сложность сообщения в горах вынуждала заниматься прокладкой горных дорог, устройством мостов и виадуков.