Смекни!
smekni.com

Архитектура древних майя (стр. 4 из 5)

Чультун правителя - место маленьких археологических находок, ведь из “королевского” водоема брали воду все жители города, и все, что они уронили в цистерну или бросили туда в качестве жертвы богу воды, интересует исследователя истории и культуры майя. Такого здесь немало: подвески, бусы из нефрита, перламутра, керамические сосуды.

Самая большая после, чультунов, достопримечательность города - арка. В отличие от кабахской, лабнаская включена в более обширное строение, которое украшено фасадом, стилизованно изображающим хижины крестьян.

Города майско-тольтекского периода

Ярким примером майско-тольтекской периода в архитектуре майя является Чичен-Ица.

Чичен-Ица была важнейшим и наиболее заселенным из городов майя. Она была основана, вероятно, в 455 году и спустя два столетия была покинута жителями. Однако в 987 году город был вновь заселен и в течение трех столетий являлась значительнейшим городом всего мира майя.

Священный центр Чичен-Ица в отличие от большинства городов майя был известен во времена испанского завоевания Центральной Америки. И уже с тех пор он притягивал европейцев. В Чичен-Ице сохранились более сотни пирамид, дворцов, обсерваторий, площадок для игры в мяч и прочих памятников архитектуры.

Юкатан, летом мучимый жаждой, утолял ее здесь лишь из сенотов. Главный сенот, дававший воду майской столицы был посвящен богу Штолоку.

Хотя сеноты играли в майской религии важную роль, этот колодец индейского бога был просто хранилищем воды. К тому же сам город назывался Чичен-Ица, буквально - “У колодца (племени) ица”. Название “ица” носило майяское племя, которое в 455 году основало рядом с сенотом город.

Не более чем в 300 к югу от колодца высится, очевидно, самое древнее здание Чичен-Ицы, По майски его называют Акаб-Циб (“Дом черных письмен”): в центральном помещении здания находится изображение жреца; фигуру жреца украшает венок из рисованных черной краской иероглифов. К древнейшему периоду строительства города относится, видимо, и здание, соседствующее с “Домом черных письмен”. Называют его, как и в Ушмале, “Женским монастырем”.

Возле восточного крыла “Монастыря” находится еще одна постройка ярко выраженного пуукского стиля. Ввиду близости к “Монастырю” ее называют “Иглесия” (по-испански - церковь). Фасад “Иглесии” украшает трехчастный антаблемент. ( Антаблемент - часть стены, покоящаяся на несущих элементах, вертикальных опорах.) Единственный небольшой дверной проем теряется под тяжестью антаблемента. Главный сюжет фасада составляют маски Чака. Между лицами Чака - изображения животных: черепаха, краб, морской моллюск в раковине и броненосец. Очевидно, они изображают четырех животных, на телах которых, по майяским представлениям, держится небо.

В конце 10 века Чичен-Ица была завоевана тольтекскими войсками, поэтому в городе встречаются памятники, не типичные для майяской культуры. Например, “Караколь” - “Улитка”. Морская раковина была одним из символов Кецалькоатля (“Пернатого змея”) как бога - повелителя ветров. Здание имеет круговую горизонтальную проекцию, что характерно для святилищ “Пернатого змея” в Мексике. “Караколь” - первоначально лишь святилище - позднее превратилось в обсерваторию, после того как тольтекские завоеватели слились с майя. Верхний этаж убеждает нас, что и построена она была специально для наблюдения за некоторыми важными астрономическими явлениями, прежде всего за передвижением солнца и равноденствиями. Например, западный проем был сконструирован так, чтобы 21 марта и 21 сентября солнце стояло прямо против глаз астролога. И другое отверстие показывает, как прекрасно была сориентирована постройка - оно смотрит прямо на юг.

Майяские звездочеты пользовались двойным календарем. Один из майяских годов продолжался 260 дней и состоял из 13 месяцев по 20 дней в каждом. Такой год индейцы называли “цолкин”. Другой год состоял из 18 месяцев, к которым добавлялось еще 5 дней. Этот 365-дневный год назывался “хааб”. Двадцатидневному месяцу соответствовала система счета, в основу которой было положено число двадцать. Двадцать майяских лет составляли катун. Двадцать катунов дают бактун. Двадцать бактунов - один пиктун, двадцать пиктунов - один калабтун, двадцать калабтунов - один кинчильтун и двадцать кинчильтунов - один алаутун, т.е. более 23 миллиардов дней.

Вместе с тольтеками в Чичен-Ицу вступила Венера, по времени обращения которой они определяли продолжительность года (584 дня). Индейские звездочеты на “Караколе” нашли соотношение между майяским годом и годом планеты Венера. Пять тольтекских лет равняются 2920 дням. А 2920 дней составляют ровно восемь майяских хаабов.

“Храм Венеры” в Чичен-Ице - низкая квадратная пирамида. На верхней площадке во времена “Пернатого Змея”, чьи изображения украшают стены пирамиды, тольтекские жрецы приносили человеческие жертвы. На каждой из 4 лестниц пирамиды 91 ступень. 91 умножить на четыре - это 364. 365-я ступень находится перед святилищем Кецалькоатля, на самой вершине. Каждая из 4 стен пирамиды разделена лестницей на 2 половины. Если учесть, что в пирамиде 9 уступов, то 9 половин, помноженные на два, дают число 18. Таким образом, пирамида (“Пернатого Змея”) показывает год индейского календаря. Высшую календарную единицу - один тольтекский цикл, - строители пирамиды вписали в стены святилища. Каждую из них украшают 52 каменных рельефа. (В один тольтекский цикл входят 73 священных года цолькина, что составляет ровно 52 года.)

Хотя после 1000 года архитектура майя начинает приходить в упадок, все же и в тольтекскую эпоху в юкатанских метрополиях вырастают здания, которые - теперь уже в основном благодаря своему практическому значению - заслуживают серьезного внимания (обсерватория «Караколь» или пирамида-календарь).

В Чичен-Ице множество памятников оригинальной архитектуры тольтеков, отличавшихся от майя гораздо большей практичностью и обращенных скорее к земному миру, чем к звездам. В городе сохранились здания бани, рынка, стадиона, суда.

О тольтеках напоминает в Чичен-Ице и Цомпантли - «Стена черепов», отражение самого жестокого мексиканского культа, требовавшего человеческих жертв во время религиозных обрядов. В три ряда друг над другом изображены сотни черепов, насаженных по местному обычаю на шесты. Лестницы, ведущие на верхнюю площадку Цомпантли, украшены рельефами тольтекских воинов, несущих отрезанные головы побежденных врагов. Культу смерти посвящен и «Храм воинов». Пирамиду огибают несколько колоннад. Западная колоннада образована трехметровыми колоннами и занимает 125 метров в длину и 11 в ширину. Все колоннады были первоначально крытыми. Храм - точная копия пирамиды Венеры в главном городе тольтеков - Толлане. Пирамида с основанием 40 на 40 метров имеет четыре уступа, на вершине ее находится святилище, имеющее помещение в два пролета. Вход в храм стерегут изображения «Пернатого змея». Американский майолог Эрл Моррис обнаружил внутри пирамиды еще один более древний храм, внутри которого исследователь нашел прекрасные фрески, изображающие подвиги тольтекских воинов, и статую майско-тольтекского божества Чак-Мооля.

«Храм воинов» показывает, насколько глубоко и полновластно завладели тольтекские воины северным Юкатаном и его самым красивым городом. Именно архитектура Чичен-Ицы лучше всего отразила перемены, которые принес стране майя «Пернатый змей». Тольтекская архитектура отличается широким размахом. Майя классического периода больше любили размышления. Это требовало небольших помещений, подходивших для доверительных бесед с богом. Воинственным тольтекам было необходимо «жизненное пространство». Замкнутый храм заменяет длинная колоннада.

Многие представители тольтекской знати пришли на Юкатан из Мексики со своим вождем Кецалькоатлем, но здесь разделились. Три важнейшие тольтекские династии - сыновья «Пернатого змея» в Чичен-Ице, сыновья «Бирюзовой птицы» в Ушмале и майяпанские Кокомы - пытались затем установить совместное владычество над страной. В 1004 году они создали конфедерацию трех городов-государств и назвали ее Майяпанской лигой. Во всем северном Юкатане воцарился мир. Майяпан был на последнем месте в лиге. После двух столетий мира Хунак-Кеель, властитель Майяпана напал на Чичен-Ицу и захватил ее «великого человека» Шиб-Чака. Единству бывших тольтеков, хотя формальному пришел конец. Покоренная Чичен-Ица пришла в упадок, и город постепенно вымер.

Еще один вид искусства, непосредственно связанный с майяской архитектурой - настенная живопись. Майяские настенные рисунки - вершина индейского изобразительного искусства. Обширные фрески, имеющие основополагающее значение для изучения культуры майя, были открыты в трех местах: Это настенная живопись в Тулуме, в Чичен-Ице и городе Бонампак среди Лакандонских джунглей.

Тулум лежит прямо у моря и окружен крепостными стенами. На майяском языке «тулум» означает «укрепление».

Фронтон трехэтажного «Храма «Опускающегося бога» украшают фрески: в нижней части стен были изображены двуглавые змеи, в верхней - майяские боги дождя, кукурузы и соли. Широкая полоса, покрывающая всю восточную стену святилища, изображает ночное небо, на котором можно различить Венеру и прочие звезды. Настенная живопись украшает также самое достопримечательное здание Тулума «Дворец фресок». Тулумские фрески представляют собой копии индейских кодексов.

В Бонампаке фрески покрывают двенадцать стен трех небольших помещений святилища. Каждое из помещений рассказывает самостоятельную историю. В первом изображены приготовления к танцу в честь бога земли. Второе представляет нападение воинов на маленькую деревню, пленение ее жителей и суд над пленниками. В третьем - большой танцевальный праздник. Настенные росписи Бонампака выполнены той же техникой, какой работали европейские художники. На мокрый грунт мастер наносил светлой, а кое-где черной краской контуры рисунка, потом они заполнялись еще десятью красками.