Смекни!
smekni.com

Архитектура Санкт-Петербурга: Ленинград до Великой Отечественной войны (стр. 1 из 5)

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный технологический Университет растительных полимеров»

Архитектура Санкт-Петербурга:

Ленинград до Великой Отечественной войны

Выполнила студентка 1 курса

Кярня Наталия Сергеевна


Содержание

Введение

Барокко

Классицизм

Неоклассицизм

Историцизм

Модерн

Конструктивизм

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Архитектурные стили, узнаваемые совокупности композиционных приемов, форм и декора зданий, различия которых обусловлены социокультурной ситуацией, эстетическими предпочтениями и характером архитектурной культуры эпохи. Периодизация и наименования эпох петербургской архитектуры по стилевым признакам до настоящего времени не устоялись.

К основным архитектурным стилям относят: барокко, подразделяющееся на раннее, или петровское (1710-20-е гг.), и зрелое, или "стиль Растрелли" (1730-50-е гг.). В пришедшем на смену ему классицизме также прослеживаются подпериоды: ранний (1760-70-е гг.), строгий (1770-90-е гг.) и высокий (1800-30-е гг.) классицизм. Иногда два первых периода называют "екатерининским", а последний - "александровским" классицизмом (или ампиром); особняком стоит "павловский" классицизм (2-я пол. 1790-х гг.).

С конца 18 века в архитектурном стиле проявляются элементы ранней эклектики ("готицизмы" или "китайщина" в дворцовых ансамблях). С 1830-х гг. до конца 19 в. бытовал поздний ("николаевский") классицизм. Параллельно в 1830-1910-х гг. в петербургском зодчестве получил широкое распространение историцизм (эклектика, историзм, "архитектура выбора"), ориентированный на формальный арсенал архитектуры прошлого (готику, барокко, Ренессанс) и на новейшие европейские стили. К историцизму относятся также "национальные" архитектурные стили, источниками которых были зодчество допетровской Руси и Византии ("русский" или "русско-византийский" стиль середины 19 в., "византийский" и "русский" стили последней четверти 19 в.), а также "кирпичный стиль".

В 1900-10-х гг. господствующим архитектурным стилем был модерн, подразделяющийся на ранний, "романтический", использовавший образы архитектуры разных эпох - от готики и Ренессанса до классицизма и народного зодчества (в т.ч. скандинавского - т. н. северный модерн) и рационалистическими с геометризованными формами и скупостью декорации. Среди ретроспективных архитектурных стилей начала 20 в. - необарокко, неоклассицизм, неорусский стиль, которые отличались от эклектики крупным масштабным строем и эффектной пластикой.

В 1920-30-х гг. получил распространение конструктивизм - авангардный архитектурный стиль с лаконичными геометрическими формами, условно изображающими конструкции. В конце 1930-х - 1950-х гг. в архитектуре Санкт-Петербурга преобладали стилизации в духе классицизма ("сталинский ампир"), реже - петровского барокко. В 1960-х - 1980-х гг. превалировало "функциональное", утилитарное направление, формы которого были обусловлены индустриальным строем. С 1990-х гг. развивается "неомодернизм" ("неоисторизм") - нестрогие интерпретации разных архитектурных стилей.

Северная столица… город белых ночей и разводных мостов, прекрасных достопримечательностей, богатой истории в лицах и непредсказуемой погоды.

Санкт-Петербург по праву можно считать одним из красивейших городов мира и культурной столицей России. В этом сможет убедиться каждый гость города. Петербург привлекает туристов не только культурно-историческим богатством, но так же качеством и культурой обслуживания.

Несомненно, одним из главных достоинств Петербурга является его архитектурный облик, достопримечательности Петербурга. Город застраивался под руководством Трезини, Растрелли, Квасова, Воронихина, Росси, Стасова, Кваренги, Монфферана и других архитекторов.

Сейчас Петербург - город архитектурной гармонии и европейской элегантности, строгого сочетания архитектуры разных эпох и различных архитектурных стилей. Санкт-Петербург предлагает своим гостям посетить более 170 музеев.

Один из самых известных и огромных музеев мира - Эрмитаж - расположен в Санкт-Петербурге. Музейный комплекс включает в себя семь зданий, расположенных на набережной Невы, Дворцовой площади и Миллионной улице. Коллекция Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов, представленных в 400 залах. Чтобы хоть немного познакомиться с такой коллекцией, надо побывать в музее не раз и не два.

Крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства - Государственный Русский музей (Приложение). Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век.

Еще одна достопримечательность Петербурга - один из самых крупных соборов мира, самый большой в Петербурге, бывший главный кафедральный собор России - Исаакиевский собор (Приложение). Собор строился 40 лет по проекту Огюста Монферана. Храм способен вместить 10 тысяч человек. На убранство его ушло 400 кг золота, 16 тонн малахита. Он строился в соответствии с последними достижениями инженерного дела и до сих пор волнует воображение своими конструкциями.

Петербург начал застраиваться в Северную войну, и поэтому на архитектурные шедевры не было времени. Во всем господствовали простота и деловитость. Первыми зодчими Петербурга были иностранцы. Ими возведены здания, объединившие передовые веяния в архитектуре и специфичность русской культуры.

Главная особенность петербургской архитектуры этих лет - использование в оформлении зданий монументально-декоративной скульптуры. В создании художественного убранства ряда сооружений принимали участие А. Шлюттер, Б.-К.Растрелли, Н. Пино и другие мастера.

Одна из самых ярких примет петровского Петербурга - шпилевидные завершения колоколен и башен (Петропавловский собор (Приложение), Адмиралтейство и др.). Эти лёгкие стремительные вертикали преобразили пейзаж равнинных берегов.

На архитектуру города очень повлияло голландское зодчество. Получившийся архитектурный стиль иногда ошибочно называют Петровское барокко, хотя "барокко", в то время, не существовало даже в Европе. Этому стилю свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.


БАРОККО

Это художественный стиль, формы которого генетически связаны с искусством поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декоративными мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья). Искусству барокко свойственны патетическая экспрессия движений, сложность ракурсов, колористическая насыщенность, сильные эффекты светотени и демонстративное нарушение симметрии в наиболее выразительных фрагментах, повсеместное применение криволинейных очертаний и сложной орнаментики. В Санкт-Петербурге стиль барокко утвердился не сразу: для искусства 1700-30-х гг. характерны регулярность, строгая геометрическая определенность и соблюдение симметрии, а также скромность декора (постройки архитекторов Д. Трезини, Н. Микетти, И. Г. Браунштейна, М.Г. Земцова, сады Д. Брокета, настенные рельефы Н. Пино). Наиболее выдающимся представителем зрелого русского барокко 1740-50-х гг. был Ф. Растрелли. В произведениях архитектора С. И. Чевакинского, Д. В. Ухтомского, А. Ринальди, А.Ф. Кокоринова уже в заметной мере обозначились классицистические черты. Активное использование прототипов барокко ярко проявлялось в петербургской архитектуре 1840-1910-х гг. и вновь как тенденция - в середине 20 в.

Стиль барокко достиг общественного признания и популярности в середине XVIII века. Для этого периода характерно строительство дворцов, усадеб, храмов.

Высокое барокко выражало абсолютизм и олицетворяло государственное могущество России. Стиль "Елизаветинское барокко" характерен неисчерпаемым разнообразием декоративного убранства, пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм.

Для усиления рельефа стен, обогащения светотеневой игры масс использовались ордерные элементы - пилястры и трёхчетвертные колонны. Контрастные цветовые сочетания в отделке зданий подчеркивали праздничную декоративность. В искусстве интерьера особенно наглядно проявилась тяга барокко к зрелищным эффектам.

Начали возрождаться некоторые традиции древнерусского зодчества в 1740-1750 годах. Так, авторы церковных зданий возвращались к центрическим крестово-купольным планам и пятиглавым завершениям. Были созданы первые пятиглавые храмы Петербурга по проектам П. А.Трезини.

Благодаря архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, великому мастеру стиля "Елизаветинское барокко", были возведены императорские резиденции в городе и его окрестностях. В числе которых знаменитый Зимний дворец, а так же Воронцовский и Строгановский дворцы.

КЛАССИЦИЗМ

На смену барокко с 60-х годов XVIII века приходит новый стиль - классицизм(от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в искусстве и архитектуре, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры классицизм характерны строго геометрическая форма объемов, симметрия, архитектурный ордер как основной мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархическая соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой. Зарождение классицизма в России связано с освоением архитектурной культуры Возрождения, итальянских, французских и английских традиций, в конце 18 – начала 19 вв. - античных образцов. Носители культуры классицизма - приглашенные из-за рубежа мастера и обучавшиеся за границей выпускники Академии художеств. История классицизма в Санкт-Петербурге подразделяется на несколько этапов.