Смекни!
smekni.com

Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре (стр. 1 из 3)

Московский Гуманитарно-Экономической

Институт (Волгоградский Филиал)

Факультет Дизайна

Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

реферат

по дисциплине «Введение в специальность»

Выполнила:

студентка группы Д6-08

Ткаченко С.В.

_____________________

Проверил:

Еретин А.В.

Волгоград - 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Проектная культура в нашей жизни……...……………....................5

1.1. История возникновения культурного проектирования..………………......5

1.2.Понятие и современное использование культурного проектирования…...8

ГЛАВА 2. Особенности культурного проектирования в различных областях…………………………………………………………………………..11

2.1.Специфика проектной деятельности в архитектуре и средовом дизайне....................................................................................................................11

2.2. Особенности проектной деятельности в инженерном конструировании………………………………………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................16

Список литературы.............................................................................................18

Введение

Тема данной работы посвящена такому явлению современного естествознания, как понятие проектной культуры, ее специфике в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

Прежде всего, мы должны рассмотреть понятие культуры. Культура – это все то, что накоплено за существование человека вообще. Есть три вида культуры, или три системы ценностей. Итак:

- Материальная культура – все произведенное человеком для удовлетворения бытовых потребностей.

- Духовная культура – идеи, мысли, знания, традиции, религия, мораль, правила, отношения.

- Проектная культура – связующая между материальной (утилитарной) и духовной культурами, способ примирения людей и техники, создание образцов, моделей, связывающих цели с техникой.

Лейтмотивом всего реферата является понятие проектной культуры. Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. . Оно включает в себя:

- разработку документируемого в каком-то профессиональном языке, удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;

- научно-техническое и социокультурное обоснование, оценку и согласование проекта среди заинтересованных сторон, заканчивающиеся решением о принятии проекта;

- реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.

Итак, необходимо отметить, что предметом нашей работы будет исследование культурного проектирования по большей степени в дизайне среды и архитектуре, поскольку, чтобы грамотно научиться делать проекты, работать в проектной среде – нам просто необходимо изучить законы такого проектирования. Объектом в связи с вышеизложенным будут выступать отношения, возникающие с момента создания проекта до его претворения в жизнь, поскольку культура проектирования – неотъемлемая часть деятельности дизайнера.

Цель исследования – определить, что понимается под культурным проектированием. В соответствие с этим мы поставили следующие задачи:

1) дать определение культурному проектированию

2) определить историю становления данного явления

3) проанализировать особенности развития культурного проектирования в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

Глава 1.Проектная культура в нашей жизни.

Проектная культура – так называемая «третья культура», или «Дизайн с большой буквы» - реальная проектность как ценность и содержание многих видов деятельности человека и как особый тип его мышления.

Нынешний кризис в методологии, подготовки нужных обществу специалистов потребовал пересмотра образования на фундаментальных подходов к воспроизводству специалиста как субъекта культуры. Связи с этим идет поиск и моделирование нового образа культуры, способной преобразовывать различные знания и навыки в формы деятельности, которые уже стали реальностью бытия.

Действительно, в жизни ежедневно и ежечасно, сами того не замечая, мы ставим и решаем различные проектные задачи. Проектирование, таким образом, становится естественной чертой нашего сознания, распространяясь почти на все сферы человеческого существования. Конкретизируя определение проектирования как деятельность, цель которой «положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде», Дж.К. Джонс отмечает, что оно охватывает деятельность не только архитекторов, конструкторов и других «профессиональных» проектировщиков, но так же плановиков и экономистов, законодателей, администраторов, публицистов, ученых, специалистов прикладных наук, участников движения протеста, политиков, членов «групп давления» - всех тех, кто стремится изменить форму и содержание изделий, рынков сбыта, городских систем бытового обслуживания, общественное мнение, законы.[1]

1.1. История возникновения культурного проектирования

В своем реферате особое внимание мы хотели бы уделить периоду – 60-70-е годы XX века. Несомненно, в историческом развитии культурного проектирования были и другие знаменательные моменты, но эти годы, по нашему мнению, оказали большое влияние на его развитие.

В те годы культура проектирования, как и само оно, казались новой интеллектуальной и деятельной возможностью, способной если не на чудеса, то, по крайней мере, на столь решительные сдвиги в развитии общества и его культуры, о которых раньше не приходилось и мечтать.

Проектирование резко расширяло сферу своего влияния. Проектировались уже не только вещи или агрегаты вещей. Разрабатывались проекты социальных систем, систем человек - машина, социально-морфологических систем. По-новому начало рассматриваться архитектурно-градостроительное проектирование, в котором был перенесен на программирование будущих условий жизни. Возникший в то время в нашей стране дизайн рассматривался как "тотальный", а его методология - как методология тотального и обособляющегося проектирования. Экспансия проектирования могла бы быть описана как, во-первых, усиление мощи проектной мысли, ее глубины и эффективности, и, во-вторых, как расширение сферы применения проектных методов, распространения проектирования вширь.

Экспансия проектирования и углубление методологических исследований в области проектирования основывались на двух в какой-то мере независимых постулатах.[2] Первый состоял в том, что проектирование является независимой способностью мышления и деятельности, в своем достоинстве и самостоятельности не уступающей науке или художественному творчеству, а по социальной значимости, может, и более эффективной. "Открытие" проектирования как таковой способности оправдывало усилия по внедрению его в жизнь и использованию на практике, а также его философское и методологическое осмысление. Второй постулат выдвигал проектирование в качестве силы, способной дать решения казавшимся тупиковыми проблем ХХ века: экологической, образования, организации производства, досуга и обслуживания.

Проектирование, таким образом, представляло как автономная и чрезвычайно эффективная сфера деятельности, обещавшая решение многих проблем и открывшая заманчивые перспективы, так как давала новый тип интеллектуальной деятельности. В духе романтического культа бесконечных возможностей творчества, проектирование мыслилось как тотальная, всепроникающая сила будущих столетий.

Столкновение энтузиастических и скептических оценок проектирования, однако, дает новый импульс развития проектной мысли. Не бесконечное доверие к проектированию и не анафема, а локализация, разумное ограничение проектной деятельности, гармоническое соединение проектирования с другими отраслями и типами деятельности, в том числе с культурой - вот задача, логически вытекающая из этой смены настроений. Таким образом, в этот период мы наблюдаем новый виток соединения проектирования как масштабного явления с культурой как сферой деятельности. Этот виток, впоследствии будет назван «идеей гармонического соединения культуры в проекте».[3]

Причем, если в 60-е - 70-е годы это гармоническое сочетание мыслилось только как их продуктивная кооперация, то теперь стало возможным рассмотреть и вопрос и об их взаимном ограничении, так как развитие этих сфер человеческой деятельности ограничено наличными интеллектуальными и социальными ресурсами.

Аналогичным образом мало кто тогда мог бы поставить вопрос о границе распространения идей проектирования в пространстве индивидуального мышления и воображения, хотя этот вопрос не лишен смысла, так как связан с индивидуальной ограниченностью времени и энергии. Требуется отдавать себе отчет в том, какой тип деятельности занимает доминирующее положение в сознании и потребляет больше сил, и оправдан ли отказ от науки или искусства в пользу проектирования. Теперь культурное проектирование начинает рассматриваться наряду с наукой и искусством, и возникает проблема границ его экспансии, в том числе и в индивидуальной деятельности в связи с рефлексией способности воображения, как одной из основных творческих и профессиональных способностей.

Современная социокультурная ситуация в России ставит в ряд первостепенных проблем изучение культурного пространства с целью его прогнозирования и проектирования. Проектная деятельность сегодня на всех уровнях: цивилизационном, государственном, национальном, региональном, институциональном, личностном выступает как деятельность аналитическая, конструктивная, инновационная. Проектируя социум, человек созидает его на базе конкретных представлений об идеале и использует конкретные технологии. Уровни анализа задают границы эмпирического культурного пространства, в которых и целесообразно рассматривать связи субъектов в совместном преобразовании культурного пространства.