Смекни!
smekni.com

Таможенное право (стр. 5 из 8)

В Таможенном кодексе впервые определен круг лиц которые не могут быть свидетелями. Адвокат и оказы­вающий юридическую помощь представитель лица, при­влеченного к ответственности, не могут быть опрошены об обстоятельствах, известных им в связи с оказанием та­ких услуг и помощи. Не может быть свидетелем лицо, которое в силу своих физических или психических недо­статков не способно правильно воспринимать обстоятель­ства, имеющие значение для дела.

Важным положением закона, основанным на Консти­туции, является освобождение от обязанности давать объяснения супруга и близких родственников лица, привлеченного к ответственности.

Конституция Российской Федерации признает правом каждого гражданина не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51), что полностью согласуется с международным пактом гражданских и политических правах.

Любые органы, в том числе и таможенные, занимаясь выяснением правонарушений, не вправе требовать или какими-либо методами добиваться показаний, обвиняющих супруга или близких родственников в совершении правонарушения.

По таким делам доказательствами являются любы фактические данные, на основе которых устанавливайте наличие или отсутствие нарушений таможенных правил;

виновность лица (физического или должностного); факт совершения правонарушения юридическим лицом либо гражданином-предпринимателем; иные обстоятельства. имеющие значение для правильного разрешения дела.

Так же, как и при совершении любого другого адми­нистративного проступка, доказательствами нарушения

таможенных правил являются объяснения лица, привле­ченного к ответственности, объяснения свидетелей, за­ключение эксперта, вещественные доказательства.

Однако данные нарушения обнаруживаются, как пра­вило, при таможенном контроле, таможенном оформле­нии и связаны с проверкой документации, товаров, транс­портных средств, перемещаемых через таможенную гра­ницу. Поэтому в качестве доказательств используются протоколы и другие документы, составленные в ходе та­моженного контроля и оформления. Ведение производ­ства по делу сопровождается процессуальными действия­ми, которые также облекаются в протокольную форму (протокол административного задержания; изъятия доку­ментов, товаров и иных предметов; постановление о на­ложении на них ареста и т. д.).

Однако никакие доказательства не имеют заранее ус­тановленной силы. Они оцениваются в совокупности.

Для установления состава нарушения в действиях лица, провозящего товары через таможенную границу, во мно­гих случаях требуются специальные познания в науке, искусстве, технике. В этих случаях назначается экспертиза,

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабо­раторий либо иными специалистами. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходи­мыми познаниями для того, чтобы дать заключение.

Должностное лицо, в производстве или на рассмотре­нии которого находится дело, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на все­стороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.

Заключение эксперта не является для него обязатель­ным, однако несогласие с заключением должно быть мо­тивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела. В случае недостаточной ясности или полноты заключения возможно проведение дополнитель­ной экспертизы.

Не признаются заключениями эксперта акты, справки и другие документы, если они были подготовлены не по поручению должностного лица таможенного органа, производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Такие документы могут рассматриваться только как вещественные доказательства или письменными доказательствами.

В отличие от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, который лишь упоминает о веществен­ных доказательствах, таможенное законодательство рас­крывает понятие вещественных доказательств, определя­ет порядок приобщения их, если имеется уголовное дело или дело о нарушении таможенных правил.

Вещественными доказательствами по делу о наруше­нии таможенных правил являются товары, транспортные средства, которые были непосредственными объектами правонарушения. К вещественным доказательствам отно­сятся товары и транспорт со специально изготовленными тайниками, с помощью которых производилось незакон­ное перемещение через таможенную границу. С этой же целью нарушителями могут быть использованы докумен­ты и средства идентификации, которые также могут рас­сматриваться как вещественные доказательства. Вещест­венными доказательствами могут быть любые предметы, сохранившие на себе следы правонарушения.

Вещественные доказательства приобщаются к делу, подробно описываются в протоколах о нарушении тамо­женных правил, изъятия, производства таможенного об­следования или в иных протоколах.

Если вещественные доказательства не могут быть при­общены к делу, например, в силу их громоздкости, составляется справка об их нахождении, которая прилагает­ся к делу.

Вещественные доказательства, если они по постанов­лению таможенного органа подлежат конфискации, кон­фискуются независимо от того, являются ли они собст­венностью лица, совершившего нарушение таможенных правил.

Письменными доказательствами являются акты, справ­ки, письменные сообщения и другие документы, в кото­рых предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица, а также физи­ческие и должностные лица изложили или удостоверили факты и обстоятельства, имеющие значение для дела. Это могут быть документы, сопровождающие подачу таможен­ной декларации и представляемые таможенному органу, и дополнительные сведения, которые запрашиваются с целью проверки информации, содержащейся в таможен­ной декларации. Документами могут быть сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, переме­щающих товары через границу.

Документы сами по себе не относятся к вещественным доказательствам, но становятся таковыми, если использу­ются, например, для незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Если документы были пред­ставлены в таможенный орган в подлиннике, то после истечения срока обжалования постановления по делу они могут быть возвращены представившему их лицу. В деле остается копия такого документа.

Деятельность таможенных органов в процессе ведения дела направлена на получение доказательств о наруше­нии таможенных правил. Эта деятельность осуществляет­ся в рамках процессуальных действий, определенных за­коном, и включает: опрос лиц; истребование документов, необходимых для производства по делу и его рассмотре­ния; изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов; наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество; таможенное обследование; осмотр; предъявление товаров, транспортные средств, документов на них и иных предметов для опознания; получение необходимой информации от государственных органов и иных лиц; проведение ревизии, проверки, инвентаризации; проведение экспертизы.

В Таможенном кодексе определен порядок проведе­ния каждого из перечисленных процессуальных действий. Невыполнение требований закона может привести к тому, что действие теряет доказательственное значение.

Наиболее распространенным видом получения дока­зательств по делам об административных правонаруше­ниях являются показания лиц. Однако порядок их полу­чения подробно регламентирован только нормами Тамо­женного законодательства (ст. 335 ТК).

Определен круг лиц, которые могут быть вызваны для дачи объяснений. Это физические, должностные лица, руководители юридических лиц, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образо­вания юридического лица (граждане-предприниматели). Практические трудности возникают в связи с вызовом в таможенный орган. Закон подробно регламентирует про­цедурные вопросы вручения повестки, иные формы опо­вещения, реквизиты повестки.

Повестка вручается под расписку. Лицо, подлежащее опросу, может быть также вызвано телефонограммой, те­леграммой. Если требуется опросить несовершеннолетнего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, его вызов производится через родителей или других законных пред­ставителей. Лица, задержанные таможенными органами, вызываются через администрацию места содержания. Сви­детель может быть опрошен в месте своего пребывания, если он болен, находится в преклонном возрасте или по другим уважительным причинам не может явиться по вызову.

Процедура опроса включает установление личности опрашиваемого, выяснение, владеет ли он русским язы­ком, нуждается ли в услугах переводчика. Свидетель преду­преждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснения. В соответствии со ст. 442 ТК отказ или уклонение без уважительных причин лица, подлежащего опросу по делу о нарушении таможенных правил в каче­стве свидетеля, от дачи необходимых объяснений, за ис­ключением случаев свидетельствования против самого себя, своего супруга и близких родственников, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одно­кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Подобная ответственность установлена впервые. При производстве по делам об административных правонару­шениях свидетель не предупреждается об ответственнос­ти за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Порядок начала опроса зависит от процессуального положения лица.

Опрос физического или должностного лица, привле­каемого к ответственности, начинается с вопроса, при­знает ли он себя виновным в нарушении таможенных правил. Опрос привлекаемых к ответственности руково­дителя или заместителя руководителя предприятия, уч­реждения или организации, а также гражданина-предпри­нимателя начинается с вопроса, признает ли он факт на­рушения таможенных правил.